Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Молитвы Святым Небесным Силам.
Сегодня Святая Церковь славит Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. День этот, по словам архимандрита Иоанна Крестьянкина, – главный из всех праздников в честь святых Ангелов. В просторечии он именуется Михайловым днем и очень чтим верующими людьми. Но что человек знает об ангелах? Конечно, только то, что о них говорит Священное Писание и Священное Предание. Библия содержит информацию, которая позволяет нам не только узнать, кто такие ангелы и каково их предназначение, но также понять, каким должно быть наше отношение к ним. По замечанию архиепископа Черниговского Филарета: "Благоговейное рассмотрение дел Божиих в мире высших духов тем более нужно человеку, что с этим миром он находится в близкой связи, начиная с первого появления своего в мир бытия и не исключая для некоторых самого загробного мира". Об Ангелах Божиих рассказывает и эта книга. Она вышла в свет в Издательстве «Общество памяти игумении Таисии» и называется - «Молитвы Святым Небесным Силам». ***
Издание содержит Афонский акафист Божественным Архангелам Михаилу и Гавриилу, а также молитвы Святым Небесным Силам, Святым Ангелам, Архангелам Михаилу, Гавриилу, Рафаилу, Уриилу, Селафиилу, Иегудиилу, Варахиилу и молитвы Ангелу-хранителю. В издании представлены изображения икон святых Ангелов и Архангелов. Дополняет книгу повествование о Воинстве Небесном, а также стихотворения М.Ю. Лермонтова, И. А. Бунина и П.А. Вяземского, посвященные Ангелам. Как отмечают издатели, в "Православно-догматическом богословии" Макария (Булгакова), митрополита Московского, содержится систематическое представление о происхождении, природе, бытии, численности, служении Св. Ангелов, опирающееся на авторитет Святого Писания и свидетельства учителей церкви. И далее в этой книге приводятся слова святителя в частичном изложении.
Так, например, архипастырь пишет, что имя "Ангел" означает "посланник", "вестник" и является, по выражению св. Отцев. именем должности, а не природы. Поэтому не удивительно, что в Св. Писании им называются разные посланники Иеговы, возвещающие волю Его. Так в Ветхом Завете оно приписывается: самому Мессии, названному Ангелом Завета (Мал. 3,1), Моисею (Числ. 20,16) и другим пророкам (Агг. 1,13; Ис. 33,7), священникам (Мал. 2,7), даже вещам бездушным, творящим слово Господне (Пс. 77,49): а в Новом Завете - Предтече Спасителя (Мф. 11,10), ученикам Его (Лк. 9, 52), ученикам Предтечи (Лк. 7,24) и предстоятелям церквей (Апок. 1,20; 2,1). Но в строгом смысле Ангелами называются в Священном Писании существа особого рода, отличные от Бога и от человека, существа духовные, действительные, а не воображаемые. О них мы имеем бесчисленные упоминания в тексте Библии, которые никак нельзя мыслить переносно, без крайнего насилия над смыслом речи.
История повествует нам, что вера в бытие Ангелов существовала во все времена и у всех народов при всем различии их религий, что она почти столь же всеобща в человеческом роде, как вера в бытие Бога (об этом писали Тертуллиан, Киприан, Афинагор). Чем это обусловлено? Самое естественное объяснение - то, что учение об Ангелах перешло во все религиозные системы разных народов из религии первобытной и есть один из остатков, хотя немало искаженный, того первоначального Откровения, которое даровано было Богом еще праотцам рода человеского в раю и потом распространилось от них между всеми их потомками. Известно, что священный Бытописатель, изображая творение мира, не сказал ясно о происхождении Ангелов. И это, как полагали святые отцы Церкви, по двум причинам.
Во-первых, «вследствие неспособности тогдашних иудеев возвышаться к предметам сверхчувственным, пророк-Моисей имел в виду начертать перед своими соплеменниками только историю видимого мира, чтобы научить их, по крайней мере, через ряд доступных им предметов, познавать истинного Виновника всего существующего». Во-вторых, «имелась определенная опасность говорить с ясностью о бытии высших духовных существ людям, склонным впадать, в многобожие и идолопоклонничество». Говоря о природе Ангелов, святитель отмечает, что это «духи бесплотные, совершеннее души человеческой, но ограниченные в сравнении с Создателем. Библия и учителя церкви изображают их разумно - свободными, святыми, бессмертными существами, созерцающими и славословящими Бога, творящими волю Его».
Господь, по словам святителя, «наделил Ангелов совершенным умом, содейстуя в их стремлениях к истине и сообщая им просвещение и откровение от Себя. Он даровал Небесным Силам могущество, крепость и силу, способность чудотворить и пророчествовать, согласно воле Своей Всеблагой. При этом высшие, по сравнению с человеческими, свойства Ангелов имеют свой предел. Так, например, они не знают вполне существа Божия, не ведают о последнем дне мира, не могут сами по себе предсказывать будущего, как и творить сами собою чудеса».
Служение Ангелов в отношении людей многообразно и исполнено высшего смысла. Они наши наставники в вере и благочестии, охранители душ и телес наших, наши молитвенники и предстатели перед Богом, не оставляющие нас при самой кончине и сопровождающие души усопших в страну вечности. Бесконечно велико количество святых Ангелов, служащих Творцу и предстоящих Ему. По учению Церкви, Ангельские Чины разделяются на три иерархии: высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. Первую, ближайшую к Пресвятой Троице, образуют: Серафимы, Херувимы и Престолы. Вторую иерархию образуют: Господства, Силы и Власти. Третью составляют: Начала, Архангелы и Ангелы. Надо всеми девятью чинами поставлен Господом св. Архистратиг Михаил, вместе с другими высшими духами - Архангелами, выполняющий наиболее важные служения Божии и в качестве Первоангела обладающий беспримерной духовной силой.
Особого внимания, по мнению святителя Филарета, всегда удостаивается вопрос об Ангельских явлениях. Св. Иоанн Дамаскин в связи с этим писал: "Преображаются же они (Ангелы), во что бы только не повелел Господь Бог, и таким образом являются людям, и открывают им божественные тайны". Из ветхозаветной и новозаветной истории известно, что самым обычным образом явления Ангелов был человеческий. В таком виде являлись они Аврааму, Лоту, Иакову, Моисею, Иисусу Навину, Маною - отцу Самсона, Давиду, Товии, пророкам, святым женам по воскресении Спасителя, Апостолам. Церковная история содержит тысячи примеров подобных явлений.
Знает их и история Святой Руси: Ангел укрепляет находящегося в заточении преподобного Максима Грека, Архангел Гавриил является преподобному Мартирию Зеленецкому. Ангел в мантии и куколе с распростертыми крыльями указывает преподобному Александру Свирскому место для церкви, Ангел Господень служит Божественную литургию с преподобным Сергием Радонежским. Ангел в образе юноши укрепляет преподобного Елеазара Анзерского в недостаточном терпении, Ангел Божий, в виде светлого мужа в святительском облачении, является лежащему на смертном одре царю Феодору Иоанновичу и возвещает ему о скорой кончине. "Жития русских святых" повествуют о многочисленных фактах подобного рода, подробный рассказ о которых составил бы при желании целую книгу», и даже не одну. Однако Ангелы могут являться и в другом, не человеческом обличии, и главное здесь не сам вид Ангела, а цель его явления. А ею является – «благо и спасение человека».
*** По словам издателей, «Ангелы наиболее близки к людям. Они возвещают волю Божию, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих и удерживают от греховных падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем». Почитание святых Ангелов в Церкви Божией столь же древнее, как и сама Церковь. Оно не прекращается, начиная с первых времен бытия мира. Празднование же Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале 4 века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до 1 Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!