Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Владимир Иванович Даль. Архистратиг.
Сегодня Святая Церковь совершает празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, которое было установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе. Ну а завтра, исполняется 215 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля - непревзойденного лексикографа, этнографа, собирателя фольклора и писателя. Его перу принадлежит и множество повестей и рассказов, написанных «живым великорусским» языком. Избранные художественные произведения Владимира Даля составили книгу, выходящую в серии «Библиотека духовной прозы». Она вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря и называется – «Архистратиг». ***
В настоящее издание включены произведения В.И. Даля, так или иначе представляющие православное сознание русского человека и национальный русский менталитет. Прежде всего, это рассказы, входившие в цикл «Картины русского быта», которые публиковались в несколько приемов. Первые публикации прошли в 1848-1857 гг. Затем они печатались в журнале «Русский вестник» (1867-1868) и получили название «Новые картины русского быта». Как отмечает составитель книги Владимир Мельник, проза Даля встречала противоречивые оценки у современников. Тем не менее, журналы ее охотно печатали. Мало кто мог столь же ярко и колоритно, как Даль, изображать картины жизни простых людей, притом почти всегда с каким-нибудь нравственным уроком. Так, И.И. Панаев при подготовке сентябрьского номера журнала «Современник» в 1856 году, писал И.С. Тургеневу: «Если бы не рассказы Даля, крошечные рассказы, из которых, впрочем, некоторые очень хороши и вообще на них лежит русский колорит, тогда бы беда!»
Когда «Картины из русского быта» вышли отдельным изданием в двух томах, рецензент журнала «Отечественные записки» отметил в своей статье: «Пересматривая "Картины из русского быта", которых большая часть некогда напечатана была в "Отечественных записках", мы еще раз были поражены правдивостью и нелицеприятным отношением автора к предмету, который он, без сомнения, любит — к русскому народу и к явлениям русской жизни. В этих "Картинах" г <осподин> Даль, славянофил по своим убеждениям, до того прямо и просто смотрит на каждое происшествие, до того далек от желания размалевывать его... что мы почувствовали большое уважение к человеку, который, несмотря на свои убеждения, не хочет закрывать ими действительные крайности... "Картины" эти — собрание разных рассказов из жизни человека бывалого, пристально вглядывающегося в жизнь. Такие факты, записанные человеком, проникнутым любовью к предмету, для нас драгоценны».
Как говорится в предисловии книги, Владимира Ивановича Даля большинство из нас знает как автора знаменитого «Толкового словаря». Датчанин по происхождению, он всю жизнь с любовью изучал Россию, быт, религиозный, житейский опыт и язык народов, ее населяющих, открыл нам богатства родного нашего языка. Сама по себе это уже была жизнь-подвиг. Даль был многосторонней личностью. Он разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, в медицине, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, автором учебников по зоологии и ботанике, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества. Он был выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом.
Кроме того Даль участвовал в боевых действиях как врач, однако в экстремальных условиях именно он вызвался за короткий срок навести мост собственной конструкции через реку Вислу. Описание этого моста было выпущено отдельной брошюрой, которая затем была переведена на французский язык и издана в Париже. Даль был настоящим энциклопедистом-универсалом нового времени, свое кредо он выразил в словах: «Надо зацеплять всякое знание, какое встретится на пути; никак нельзя сказать вперед, что в жизни пригодится...» Знакомый Даля, известный хирург Н. И. Пирогов писал: «Это был, прежде всего, человек, что называется, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить». Но, помимо этого, Даль был еще и писателем. Судьба недаром свела его с такими людьми, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь... Как писатель Даль, несмотря на то, что лишь в конце жизни перешел в Православие, всегда был по духу и русским, и православным. И этого Даля мы еще очень мало знаем.
Владимир Иванович и в своих трудах, и в быту был человеком глубокой веры, истинным христианином. Рисуя в своих многочисленных рассказах, повестях, житейских историях картинки русского быта, поведение крестьянина, помещика, чиновника, охотника, солдата, Даль не в последнюю очередь примечает духовный настрой человека, его веру в Бога, в Божий Промысл. Многие его произведения, повествующие о русском национальном характере, прежде всего, посвящены изображению исключительной религиозной крепости наших предков. Правда, Даль никогда не идеализирует своих героев: он пишет только то, что видит, хотя и не избегает сделать свой нравственный вывод или подчеркнуть какую-то важную мысль. А потому не скрывает он и недостатков и слабостей русского человека, показывает, что порою, вера странным образом уживается с грехом, с нравственным уродством. И.С. Тургенев сказал об этом: «Русскому человеку больно от него досталось - и русский человек его любит, потому что и Даль любит русского человека...»
Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в городе Лугани (ныне Луганск). Его отец Иоганн-Христиан, или, как его звали в России, Иван Матвеевич, происходил «из датских офицерских детей». В Россию его пригласила сама императрица Екатерина II, у которой Иоганн-Христиан служил некоторое время придворным библиотекарем. Для датчан Далей Россия стала настоящей родиной. Между собой в семье даже говорили по-русски. Много лет спустя Владимир Иванович вспоминал о своем посещении Дании во время учебного плавания: «Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков». Недаром в конце жизни он напишет: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
Даль получил неплохое домашнее образование, а затем был отдан в Петербургский морской кадетский корпус. Здесь он обучался математике, физике, химии, геодезии, астрономии, навигации, механике, грамматике, истории, географии, иностранным языкам, артиллерии, фортификации, корабельной архитектуре. Даль был одним из лучших учеников и прекрасно сдал экзамены. Прослужив некоторое время на Черноморском и Балтийском флотах, он, по его собственным словам, почувствовал «необходимость в основательном учении, в образовании, дабы быть полезным человеком». И в 1826 году поступил в Дерптский университет, на медицинский факультет. И хотя писать Даль начал давно, еще в Морском корпусе, теперь задумался о писательстве всерьез. Свои незамысловатые, но колоритные по языку произведения, в которых он рассказывает о реальных происшествиях, Даль подписывал чаще всего — Казак Луганский. Литературная судьба его складывалась удачно: его сразу оценили многие писатели и критики.
Но главным делом жизни Даля были четыре тома его «Толкового словаря живого великорусского языка», первое издание которого вышло в 1861-1867 гг. При этом себя Даль называл не автором словаря, а вечным учеником русского языка: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». Еще с юности своей любопытный и деятельный Даль начал собирать свой словарь. Учась в Морском корпусе, он стал заносить в тетрадку морские термины, народные речения, пословицы, поговорки, непонятные слова, которые слышал вокруг себя, кадетский жаргон. Словарь постоянно пополнялся даже после его издания. Последние четыре слова Даль записал накануне своей кончины: они были услышаны от прислуги. За создание своего словаря он был удостоен Ломоносовской премии и золотой Константиновской медали. Известный историк М.П. Погодин сказал: «Словарь Даля закончен. Теперь русская Академия наук без Даля немыслима».
*** Литературное наследие Владимира Ивановича Даля — это наша национальная сокровищница. Причем известная лишь в своей очень малой части. Даже десятитомное издание его художественных произведений, вышедшее в 1897-1898 годах, не дает полного представления о его творчестве. В него не вошло многое: стихи, пьесы, статьи и пр. Не говорим уж о собирательской деятельности Даля, которая не ограничилась только знаменитым словарем: ведь Даль издал еще и «Пословицы русского народа» (более 30 тысяч пословиц, поговорок, народных поверий). В настоящем издании опубликованы те произведения В.И. Даля, в которых проявляется его православное мировоззрение, патриотизм, любовь к народу и русскому языку. А открывает этот сборник – рассказ «Архистратиг», рассказывающий о Небесных наших заступниках, память которых совершается сегодня.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!