Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Возлюби смирение... Житие, письма, духовный дневник прп. Андроника (Лукаша).
В 20 веке глинский старец Андроник Лукаш наставлял своих духовных чад такими словами: «Радуйся во искушениях, которые будут допущены тебе, при посредстве их приобретается духовный плод». «Молися почаще и говори: «Не яко аз хощу, а яко Ты, Отче». Матерь Божию нужно просить, Она никогда не оставит». Только нужно крепко веровать». К Матери Божией имел отец Андроник величайшее благоговение и любовь: «Поручитесь Матери Божией - Она вас всегда и везде спасет!» Очень часто старец повторял: «У человека невозможно, у Бога все возможно», «Нужно думать и помнить каждую минуту о смерти. Как ложишься спать, думай: «Легли многие и не встали; заснул - и на вечность». «Люби смирение, и оно покроет тебя от грехов». «Возлюби смирение...» - так называется книга, в которую вошли житие, письма, духовный дневник прп. Андроника (Лукаша). Она вышла в свет в Изд. ПСТГУ и находится сегодня на нашей книжней полке. ***
Книга диакона Иоанна Рынкового и Натальи Рынковой «Возлюби смирение...» повествует о жизни святого подвижника XX века старца Андроника (Лукаша), о его духовном опыте и служении людям. Впервые публикуются рукописи дневника преподобного с комментариями и пояснениями авторов, а также его письма и наставления. Собранные материалы позволяют прикоснуться к подлинной и глубокой внутренней жизни святого. В приложении представлены воспоминания насельника Глинской пустыни, а также Акафист преподобным отцам Глинским. Издание является своего рода продолжением темы православного подвижничества, выбранной авторами, и напрямую связано с их предыдущей книгой «Крылья любви (воспоминания об архимандрите Ипполите (Халине))», вышедшей в издательстве ПСТГУ в 2014 году.
Схиархимандрит Андроник (Лукаш) родился 12 февраля 1889 года в семье крестьянина Андрея и его жены Акилины, при крещении был наречен Алексием. Начальное образование получил в сельской церковно-приходской школе. С детских лет мальчик так возлюбил Бога, что его тяготила суета мира сего. Мать часто рассказывала сыну о монастырях и подвижниках, и Алексей с раннего детства горел любовью к иноческой жизни. В 1905 году, желая всецело посвятить свою жизнь Богу, Алексей приехал в Глинскую пустынь и попросил настоятеля схиархимандрита Иоанникия (Гомолко) принять его в обитель. "Строгий, умный отец Иоанникий", проверяя решимость юноши, спросил: "Ты такой молодой, а послушания у нас тяжелые. Как будешь жить?". Но, видя непоколебимое стремление Алексея к иноческой жизни, принял его в состав братии.
Новый насельник проходил послушание в монастырской гостинице, в прачечной, на кухне, в саду, на пасеке и, наконец, в скиту. Везде он проявлял себя неустанным тружеником, молчаливым и смиренным. Первым наставником его был отец Аристоклий (Ветер). В 1913 году отца Аристоклия назначили настоятелем Омского Покровского монастыря, а Алексея поручили строгому аскету и опытному подвижнику отцу Иулиану (Гагарину), который научил его следить за душевными страстями, не действовать по их внушению, а, призывая Божию помощь, противоборствовать им. С детства кроткий и смиренный, Алексей полностью предал себя вволю старцев. Такая настроенность привлекала к нему благоволение и милость Божию, помогала возрастать в богоугодной жизни и идти спасительным путем духовного обновления.
В 1915 году Алексея призвали в армию. Сначала он служил в Перми, но вскоре был переведен на фронт, где попал в плен к австрийцам (вместе с отцом Андроником в плен попали еще пять монахов, служивших с ним в одном взводе) и пробыл в Австрии три с половиной года. Пленных почти не кормили, работу давали самую трудную. Многие пленные умерли. Но Алексей усиленно молился и принимал все скорби как от руки Божией. От такого внутреннего устроения в душе его постоянно сохранялся мир. Он стяжал живую веру и получал благодатные утешения. О страданиях тех лет старец с присущей ему кротостью говорил: "Мы землю копали, все равно ведь нужно трудиться. И чудеса Божии сопутствовали нам". Конвоиры, видя, как старательно он работает, предлагали ему табак (нередко пленные меняли хлеб на табак), но Алексей не брал. Они удивлялись и говорили: "И не курит, и трудится".
После окончания войны, в 1918 году, он вернулся в обитель, где сначала проходил послушание на монастырской мельнице, а затем был определен на должность эконома. 11 июня 1920 года был пострижен в рясофор, а в 1921-ом принял монашеский постриг с именем Андроник. День пострига навсегда остался в его памяти. Позднее он писал и говорил своим духовным детям: "Помните великий день вашего пострига, помните обеты при постриге, данные вами… быть истинными монахами - вовеки не согрешите". Годы, проведенные в обители, оставили в молодом иноке неизгладимый след и способствовали его духовному совершенствованию. И впоследствии, где бы он ни был, он всегда был тверд в исполнении своих монашеских обетов. Своей строгой иноческой жизнью и беспрекословным послушанием монах Андроник обратил на себя внимание епископа Павлина (Крошечкина), Курского викария, который взял его к себе в келейники, а в 1922 году рукоположил во иеродиакона.
А вскоре для отца Андроника началась почти непрерывная череда тюрем и лагерей. О первом аресте он рассказывал так: "Однажды в храме подошла ко мне какая-то женщина и со слезами говорила, что все церкви закрыты, колокола перестали звонить, а я сказал: "Бог даст, и зазвонят". За эти слова сослали меня на Колыму в 1923 году на 5 лет". В ссылке отец Андроник служил санитаром в тюремной больнице. Он ухаживал за больными с искренними состраданием и любовью. Все его любили, а сосланные узбеки даже звали "мамой". Однажды в больницу привезли умершего епископа Иринарха (Синькова). Отец Андроник обмыл его и упросил врача, чтобы тот отдал для погребения епископа большой гроб, который несколько лет стоял в больнице, потом застелил гроб белой простыней, из полотенца сделал омофор, надел на епископа свою шапку и в руки дал четки. Отец Андроник написал епископу Павлину, что Господь сподобил его похоронить епископа Иринарха. В 1936 году Патриаршим местоблюстителем Блаженнейшим митрополитом Сергием он был награжден за это золотым наперсным крестом.
По амнистии отец Андроник вернулся из ссылки раньше срока и по-прежнему был келейником у епископа Павлина, который в 1926 году в Московском храме Воскресения в Сокольниках (к этому времени Преосвященный Павлин был назначен епископом Можайским, викарием Московской епархии) рукоположил его в сан иеромонаха. Через год, когда отец Андроник сильно заболел, он был пострижен в схиму с оставлением имени Андроник. Затем снова были аресты и ссылки. Когда в 1948 году старец Андроник, испытавший многие скорби и страдания, вернулся наконец в Глинскую пустынь, к нему стали стекаться люди, желая получить от духоносного старца совет и утешение. По молитвам отца Андроника исцелялись не только духовные раны, но и телесные болезни, его руководство отличалось особой мягкостью и добротой, а сам он поражал своей необыкновенной кротостью и смирением.
Письма отца Андроника к его духовным детям, инокам Глинской пустыни, составляют часть его духовного наследия. Они проникнуты необыкновенно искренней, трогательной любовью, истинно отцовской заботой и даже лаской. В то же время они содержат и строгие, мудрые, высокодуховные наставления. Приведем лишь несколько слов из его писем: «Не скорби. Господь - сердцеведец, призови Его крепкой сердечной верой, и Он, Всеблагий, всегда тебе поможет. А больше всего всегда старайся и дела, и жизнь свою предавать всецело святой воле Божией. Буду молиться за тебя, родной, но ты и сам приложи свой посильный труд к этому делу». «Мужайтесь, и да крепится сердце ваше среди докучливых и иногда устрашающих искушений. Добро всегда иметь Господа пред собою и в Его присутствии находиться в непрестанной молитве. Господи, посылаешь ми скорби, прошу: пошли и терпение. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи прости, помоги мне Господи Крест Твой понести».
*** После закрытия Глинской пустыни в 1961 году преподобный Андроник подвизался в Тбилиси под духовным руководством митрополита Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца. Здесь, в Грузии, продолжалось старческое служение отца Андроника, сюда, как раньше в Глинскую пустынь, стали со всех концов страны устремляться люди, ищущие спасения. Среди неослабных подвигов строгого воздержания, поста, бдения и молитв батюшка приближался к исходу из сей жизни. 21 марта 1974 года он мирно отошёл ко Господу, а в 2010 году был прославлен в лике святых.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!