Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Игумен Митрофан (Гудков). Избави, Господи, душу мою от гнева.
Святые отцы еще со времен премудрого Соломона много внимания уделяли обузданию страсти гневливости. Так, в притчах Соломона говорится: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». А по словам преподобного Антония Великого, «Кто незлобив, тот совершен и богоподобен, он исполнен радования и есть покоище Духа Божия». Позже, в 19 веке, архимандрит Фотий (Спасский), стойкий воин за чистоту православной веры, об угашении гнева писал: «Когда начинается в тебе движение гнева, тогда сотвори на себе крестное знамение, непрестанно умом твоим призывай Господа Иисуса в помощь утолити гневную бурю. И вскоре души смущение утихнет и будет тишина благодатная внутри сердца твоего...» Ту же цель, т.е. угашение гнева, ставил перед собой игумен Митрофан (Гудков), составитель книги «Избави, Господи, душу мою от гнева». Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница, в серии «Даруй, Господи, мне зрети мои прегрешения». ***
Предваряет данное издание слово клирика храма Державной иконы Божией Матери в Чертаново - священника Виктора Гусева, который говорит следующее: «Как часто мы раздражаемся на кого-то! Нам это кажется так естественно — ведь он говорит сущий вздор! Как здесь можно смолчать?! Так же быстро наше раздражение перерастает в гнев и даже в ярость. Сколько в таком состоянии сказано лишних слов, сколько сделано напрасных, поспешных и вредных дел! Сколько совершено страшных и непоправимых поступков! Раздражение подкарауливает нас на каждом шагу, сопровождает нас на протяжении всей жизни. Мы так свыклись с ним, что считаем его естественным, - а как же может быть иначе! И порой даже не представляем, что можно и нужно бороться с этим устроением души - чуждым и несвойственным истинной человеческой природе».
Как отмечает автор предисловия, «гнев является одной из восьми страстей. Он - родитель множества грехов. Он, как и любой грех, совершает три основных действия. Во-первых, гнев разрушает самого человека, впавшего в гнев. По словам Марка Подвижника, эта страсть «опустошает всю душу, приводит ее в смятение и омрачает и человека делает подобным зверю». Во-вторых, гнев отрывает нас от других людей. И это понятно: вряд ли кто-нибудь из нас захочет вступать в тесные отношения с человеком гневливым. И последнее и главное - гнев отрывает нас от Бога. Ведь, поддаваясь этому греху, мы приводим свою душу в такое состояние, которое несовместимо с Богом. Недаром некто из святых сказал: «Когда человек поддается гневу, Дух Божий отходит от него». Кстати, современная психология говорит о том же. Она утверждает, что когда человек находится под влиянием какой-либо сильной эмоции (гнева, например), то у него нарушаются процессы восприятия и мышления.
Теперь, - говорит отец Виктор, - подумаем: если в какой-то ситуации человек неправильно ее воспринимает и не может нормально думать, да к тому же если он «отогнал» от себя Бога, - что хорошего, правильного, конструктивного может он сделать в этой ситуации? Необходимо учесть еще одно свойство греха: если мы повторяем его и добровольно отдаемся ему, то тем самым мы укрепляем этот грех в себе, сами даем ему силу и власть действовать в нас. И может наступить такое состояние, когда грех уже сам действует в человеке, помимо его воли, не подчиняясь ему. Опыт наших святых показывает, что если человек долго согрешал вольно, то потом он и невольно будет согрешать. Как просто и как страшно: казалось бы, ничего особенного не происходит — ну, очередной раз человек поддался раздражению, — а ведь тем самым он укореняет гнев в себе и постепенно сам себя делает рабом этой страсти. Ведь всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34).
Как же вырваться из этого греховного плена и рабства? Об этом и рассказывает данная книга. Она содержит удивительные свидетельства жизни — творения святых отцов. Ведь наши с вами прославленные ныне предки настолько возлюбили Христа и настолько захотели быть с Ним, что все силы и время своей жизни посвятили тому, чтобы, во-первых, избавить себя от всего, что мешает человеку быть с Богом (прежде всего - от грехов и страстей), а во-вторых, стяжать такое устроение души, которое позволило бы им сродниться с Богом, навсегда «прилепиться» к Нему. Вся книга разделена на три части. Первая называется «Гнев людской». В ней собраны извлечения из книг «Добротолюбие» и «Лествицы», поучения святителей Иоанна Златоуста и Феофана Затворника, а также современных подвижников благочестия, которые рассматривают страсть гнева.
Для примера, прочитаю поучения некоторых святых отцов, которые взяты из книги «Добротолюбие». Так, по слову преподобного Нила Синайского, «Гнев - неистовая страсть - легко выводит из себя даже имеющих ведение, зверской делает душу и заставляет уклоняться от дружелюбного собеседования. Молитва раздраженного - мерзостное воскурение, псалмопение гневливого — неприятный звук». О силе и опасности гневливого состояния говорит преподобный Антоний Великий: «Как огонь сожигает большие леса, когда пренебрежешь о нем, так злоба, если допустишь ее в сердце, погубит душу твою и тело твое осквернит и много принесет тебе неправых помышлений, возбудит брани, раздоры, молвы, зависть, ненависть и подобные злые страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезни». А по словам преподобного Исидора Пелусиота: «Пристрастие недальновидно, а ненависть и вовсе ничего не видит».
Во второй части, которая называется «Подрезай крылья гневу», собраны советы святых отцов и церковных писателей по искоренению страсти гневливости, а также предлагаются примеры кротости и смирения святых. Вот, например, что говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Господь всегда кротко и тихо беседовал; таким образом и нас побуждает к кротости и научает, чтобы мы, беседуя с кем-либо и убеждая, не досадовали и не раздражались. Человек раздражительный не только ни в чем преуспеть не может, но и делает других еще более недоверчивыми. Поэтому надобно удерживаться от гнева, а в своих словах удостоверять других не только не с гневом, но и не криком, ибо крик — пища гнева. Итак, будем обуздывать этого коня, да так, чтобы не ниспровергнуть (разум); обрежем крылья гневу — и зло не поднимется высоко».
По словам святителя, «Гнев есть сильный, все пожирающий огонь; он и телу вредит, и душу растлевает, и делает человека на вид неприятным и постыдным. Если бы человек разгневанный мог видеть себя во время своего гнева, то он уже не имел бы нужды ни в каком другом увещании, потому что нет ничего неприятнее лица раздраженного. Гнев есть какое-то опьянение или, лучше сказать, хуже опьянения. Но только постараемся не кричать — и мы найдем сами лучший путь любомудрия. Посему Павел внушает подавлять не только гнев, но и крик, говоря: всяк гнев и клич да возмется от вас (это в послании к Ефесянам. 4, 31). Будем же, - учит нас святой отец, - повиноваться этому учителю всякого любомудрия и, когда гневаемся на кого-либо, помыслим о собственных своих согрешениях. Будем стараться всегда говорить кротко, чтобы, соделавшись смиренными сердцем, обрести своим душам покой и в настоящей, и в будущей жизни».
В третьей части книги представлены беседы из «Творений святителей Василия Великого и Григория Богослова о страсти гневливости». По словам святителя Василия, эта страсть была изучена им на опыте, но не в самом себе, а совне. Святой отец, «находясь в спокойном состоянии» наблюдал «неблагообразное смятение одержимых сею страстью», и на самОм деле познал всю «верность изречения, что муж ярый неблагообразен» (Прит.11,25). «Эта страсть, - говорит святитель, - как скоро однажды отринет внушения рассудка и овладеет душою, делает уже человека совершенным зверем и не дозволяет ему быть человеком, лишив его помощи разума». Как объяснить это зло, как излечить эту болезнь духа, и говорят великие отцы-каппадокийцы в заключительной части книги.
*** Как отмечает в предисловии священник Виктор Гусев, «Писания святых отцов содержат уникальный и бесценный опыт жизни. Это опыт тщательнейшего и глубочайшего познания природы человека. Это опыт победоносной борьбы со страстями. Это опыт падений и величайших восхождений духа. Это опыт единения, общения с Богом, опыт богооткровений. Это - оставленное в назидание нам описание опытно проверенного, достоверного и доступного для нас пути восхождения к Богу». Будем надеяться, что этот опыт будет воспринят нашими читателями и поможет в борьбе со страстями, которые мешают нам соединиться с Богом.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!