Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Артемий Владимиров. Мой Университет: воспоминания о студенческой юности.
«Что такое прошлое? То, что ушло безвозвратно и никогда не вернётся назад? Или то, что живёт лишь в памяти и мыслях человека, который умеет оборачиваться вспять и видеть исчезнувшее в тумане прожитых лет? Или... А может быть, друзья, прошлое никуда и не делось, не улетело, не сгинуло, но просто сокрылось от нас на время. Ведь извлекают же из недр земли обрывки манускриптов и фрагменты драгоценной посуды, по которым археологи восстанавливают представления об эпохах, империях, о переселении народов... Так и прошлое может внезапно предстать в мельчайших своих деталях — очертаниях, звуках, даже движениях!» Как предстает это прошлое в книгах протоиерея Артемия Владимирова, в которых он вспоминает прожитые годы. Это детство, студенчество, учительство и священство… И сегодня мы предлагаем вашему вниманию очередную книгу отца Артемия, в которой он повествует о своей студенческой юности. Книга вышла в Издательстве Артос и называется – «Мой Университет». ***
По словам издателей, книга протоиерея Артемия Владимирова «Мой Университет» может быть отнесена к мемуарному жанру. Она охватывает события 1978-1983-х годов, проведённых автором на филологическом факультете в стенах Московского университета. Словесные портреты выдающихся педагогов и известных священнослужителей, оказавших на него доброе влияние, отражение идейных исканий учащейся молодёжи и её нелёгкого пути к Церкви, духовная атмосфера московских приходов и, наконец, драма искренней юной души делают это произведение интересным памятником ушедшей от нас эпохи. Книга написана в присущем отцу Артемию особом стиле, особым языком, которые нельзя сразу не узнать. Его точно не спутаешь ни с каким другим автором.
Этот особый стиль проявляется с первых строчек произведения. Вот автор пишет: «Позвольте мне, дорогие читатели, начать эту книгу воспоминаний с вопроса: чем замечательна юность? Почему о молодости, особенно нашей собственной и давно ушедшей, мы размышляем нередко с оттенком некой смутной печали и сожаления? Печаль и сожаление относятся совсем не к юным годам, а к тому, что они ушли, растаяли, исчезли... Мне кажется, - пишет отец Артемий, - испытываемые нами чувства во многом объясняются следующим: в годы зрелости и старости мы начинаем ощущать своё тело! Оно даёт нам о себе ощутительные напоминания. Кто доживёт до преклонных лет, тот узнает. А кто не узнает, пусть и не стремится узнать, а то «скоро состарится»...
«Юность же, - по словам автора, - прекрасна своей невесомостью! Ведь можно было прожить целый день и отойти ко сну, так и «не заметив» своего тела, не вспомнив, что душа-то у нас «во плоти» и соединена с нею неразрывными таинственными узами. Однако, - говорит отец Артемий, - я не прав: студенты очень даже вспоминают о своём теле... когда к ним подбирается голод. Кто-то из моих знакомых предложил поместить новую статью-определение в словарь иностранных слов под лексемой «студент»: «Студент — это существо, которое постоянно хочет есть». Но не будем её, учащуюся молодёжь, в этом упрекать, ибо организм студента растёт, когда тот читает, и когда сдаёт экзамены, и когда спит, не видя никаких снов по причине дневного утомления. И всё же ощущение бесплотности мы преимущественно испытываем в юности.
Кроме всего прочего, «юность, по мнению автора, - замечательна ещё одним не подмеченным многими свойством. Она удивительна цельностью своих нерастраченных сил (о если бы молодёжь это ценила и осознавала!), которые служат крыльями бессмертной человеческой души, всегда ищущей своего Создателя. Сохранённая невинность сообщает юному существу упругость и одновременно динамику мысли. Мысль молодого человека, едва лишь он завидит (хотя бы издалека) сияние истинных правды, любви и красоты, — тотчас устремляется к ним! Она подобна оленю, который слышит шум горных вод, падающих с головокружительных высот в низину плодоносной долины, и, набирая скорость, несётся к водопою. Мысль добро настроенного студента-христианина — это стрела, во мгновенье ока пересекающая время и пространство и падающая в царстве вечности к Престолу Премудрости Божией.
Сколько юношей и девушек, соприкоснувшихся через письменное наследие с русской и западноевропейской христианской культурой, обрели веру, умную и зрячую! Чертог науки стал для них притвором Божиего храма. А сколькими своими выпускниками Московский университет поделился с духовными школами Русской Церкви, где те обрели и педагогическое поприще, и священство как высшее призвание на земле!» И конечно, одним таким выпускником был сам отец Артемий. Отметив многими добрыми словами время молодости, автор приступает к описанию первых своих шагов приобретению выбранной профессии. Очень живо он описывает своё поступление в Московский Университет, свою робость, застенчивость, но в то же время и надежду, и желание поступить именно в это прославленное учебное заведение.
И вот что автор пишет: «Что побудило меня поступать на филологический факультет Московского университета? Ничего, кроме усердных самостоятельных занятий английским языком и ещё неосознанной любви к слову. Но этого, конечно же, было недостаточно для штурма в конце семидесятых годов XX века самого знаменитого вуза страны. Само слово «филология» вызывало в моём юношеском сознании образ заоблачного Олимпа, где бессмертные существа в белых одеждах разливают по чашам словесный нектар и под изысканные праздничные речи и тосты осушают их, с тем чтобы наполнять сосуды вновь и вновь. Случилось так, что я уже подал документы в Институт иностранных языков имени Мориса Тореза, но в последний момент, вняв уговорам школьной учительницы английского языка, очень меня любившей и нелестно высказывавшейся о тамошних нравах, внезапно переменил намерения. Забрав документы, я поехал, на свои страх и риск, в Университет».
Как далее повествует автор, на подготовку у него оставался лишь один месяц. Как-то роясь в книжном шкафу у своих ближайших родственников, он вытащил из кипы книг пособие по литературоведению для поступающих в вузы. Запечатлелась в памяти простецкая фамилия автора Палкин. В этом «эпохальном» труде типичным для советского времени, трафаретным, бесцветным языком излагались секреты написания сочинений на расхожие, казённые темы, ничего не говорившие ни уму, ни сердцу. Почему-то я более тщательно вчитался в размышления автора о романе Горького «Мать». Это произведение я невзлюбил ещё со школьных лет за лубочность и схематизм в изображении главных героев. Но всё-таки оно сыграло свою роль в судьбе автора. Первым, профилирующим, экзаменом как раз было сочинение, на котором обыкновенно отсеивалось не менее половины всех претендентов. Отец Артемий пишет: «Дело было так. В забитую до отказа молодёжью аудиторию вошёл педагог и с таинственным видом распечатал конверт. В гробовой тишине он начертал на доске три темы - на выбор каждому абитуриенту. Моя память и доселе хранит их названия.
«Философия человека и природы в лирике Лермонтова». Я сразу отвратился от такой высокой и непонятной мне материи. Другая тема также меня не воодушевила: «Своеобразие сценического конфликта и особенности драматургического действия в пьесе А. П. Чехова "Вишнёвый сад"». Как ни наивен я был тогда, мне было совершенно ясно, что тема гиблая, как трясина; её, очевидно, подсунули специально для заваливания бедных абитуриентов. Зато третья тема, за её суровую простоту и топорную однозначность, полюбилась мне с первого взгляда: «Композиция романа "Мать"». Не колеблясь ни минуты и призвав на помощь товарища Палкина (молиться Богу я ещё не умел), ваш покорный слуга принялся за дело... Как сейчас вижу себя в белой в синюю клетку рубашке бодро спускающимся с верхних рядов студенческой аудитории к столу экзаменатора. Я протягиваю ему работу, уже переписанную на чистовик. Настроение было праздничное и даже несколько беззаботное (ведь у меня такой удивительный друг - Палкин, подоспевший на помощь в трудную минуту!). - Не хотите ли ещё раз проверить сочинение, молодой человек? — участливо вопросил меня мужчина средних лет весьма приятной наружности, с волнистой чёлкой на лбу и добрыми глазами. Лихо отказавшись от предложения, я поспешил домой, на родимую Остоженку, где меня ждала мама, приготовившая вкусный наваристый борщ...»
*** Что было дальше, сдал или нет будущий священник и учитель этот экзамен, читатели узнают, открыв книгу «Мой Университет». Как отмечает епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, эту книгу стоит прочитать, конечно, не только тем, кто лично знаком с отцом Артемием (для них она будет, безусловно, особенно интересна). Но и тем, кто ничего не знает о её авторе, поскольку в ней отражена эпоха восьмидесятых годов прошлого века, о которой мы сегодня начали забывать. Мне кажется, - говорит Владыка Пантелеимон, что этот труд будет интересен всем, кто задумывается о путях Промысла Божия в жизни человека. Ведь все мы призваны, преодолевая скорби и трудности, подниматься к духовным вершинам.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!