Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ленинградское издательство. Гавриил Афонский.
Давно замечено, что знамения, которые являет наш Господь, чаше случаются в смутные, тяжелые времена. Предупреждая об опасности, «плачут» святые иконы перед войнами, возвращая людям надежду, обнаруживают свое местонахождение оставшиеся до поры в забвении останки святых. Так случилось и в истории с обретением мощей преподобного Гавриила Афонского, мощи которого сто лет без малого покоились под спудом в Свято-Ильинском соборе города Одессы. Но всемилостивый Господь не оставляет род человеческий, печется о нем и спасает от зла и гибели через Своих избранников — угодников Божьих, открывая их затворы и места погребения. Пришло время, когда, поправ смерть и забвение, Господь явил прихожанам и клирикам Свято-Ильинского собора место, где упокоился Преподобный Гавриил. Об этом рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет редакции «Ленинградского издательства» и называется – «Гавриил Афонский». ***
В этой книге представлено житие преподобного Гавриила Афонского, история обретения мощей святого и его канонизации, свидетельства чудесной помощи, получаемой при молитвенном обращении к святому Гавриилу. Кроме того, в книгу включены молитвенное обращение к Божией Матери перед Ее иконой «Млекопитательница», акафист и молитвы преподобному Гавриилу Афонскому. Открывает книгу следующая история. «Душным выдалось лето 1994 года в Одессе. От палящих солнечных лучей люди скрывались где могли: кто часами не вылезал из морской воды, кто прятался в ажурной тени деревьев, кто, запершись в доме, включал на полную мощность вентиляторы... Алексей Андреевич, пожилой одессит, ветеран войны, такой жары не помнил давно. Разве что в тот год — страшный год, когда пришло известие о смерти единственного сына...»
После этого известия умерла и жена Алексея Андреевича, и он «одинокий и отчаявшийся, каждый день приходил на. городское кладбище и подолгу сидел, не сводя глаз с родных лиц, высеченных на камне, задаваясь лишь одним, изматывающим душу вопросом: «За что? Почему они ушли, а мне не дарует Господь ни смерти, ни покоя?» О том, как, измучившись от невозможности найти ответы, он часами бродил по городу, не в силах вернуться в родной, но теперь такой пустой и осиротевший дом. Так, нечаянно, забрел он однажды в храм при Свято-Ильинском монастыре, что на Пушкинской улице. Зашел, постоял, вдыхая запах церковного масла и сгорающего воска, поставил перед иконкой свечи за упокой и неумело, нескладно, одними губами прочел молитву. И вдруг почувствовал, как что-то в душе дрогнуло, словно отогреваясь. Дотронулся рукой до щеки — она была мокрой от слез. Слез, которых он не мог пролить до сих пор, слез, неожиданно принесших освобождение и облегчение.
Вскоре собор для этого человека стал «почти вторым домом — он знал всех служителей, каждое помещение этого удивительного храма, вернувшего его к жизни, стало родным и знакомым». И однажды, «испросив благословения у настоятеля, принял он послушание, да и остался служить при соборе: следил за порядком, поливал цветы, чистил оклады на иконах с таким тщанием, что все — и прихожане, и священники — вскоре стали звать его не иначе, как «наш Андреич». Сам не зная отчего, но больше всего полюбил он небольшое крестильное помещение в храме. Каждое утро лично проверял, свежи ли цветы, чисто ли вымыт пол, до блеска ли начищены лампады, а по вечерам, перед тем как покинуть церковь, обязательно заходил сюда — помолиться и подумать. Его часто спрашивали, что привлекательного для него в этом маленьком, не самом парадном помещении, но он лишь пожимал плечами: «Не знаю... Воздух здесь какой-то ... ароматный».
От старых прихожан, посещавших храм еще до революции и знавших историю его строительства, слышал он рассказы, что будто бы в самом основании храма, под спудом, покоится прах его строителя — афонского архимандрита Гавриила. Вот только точного места захоронения никто указать не решался. Андреичу верилось, что упокоился преподобный Гавриил именно в том месте, где так легко и радостно дышится, где принимают святое крещение и младенцы, и взрослые, вставшие на путь веры и препоручающие свою душу заботам Господа. Верилось, но вслух он высказывать свои предположения не решался — лишь с особым тщанием и вниманием ухаживал за этой небольшой церковной комнатой». И вскоре именно этому человеку посчастливилось увидеть чудесное исцеление бесноватого юноши на месте погребения преподобного старца.
Это «знамение указало на нетленные мощи преподобного Гавриила, и уже на следующий день чудотворные останки были выставлены в главном приделе храма, чтобы каждый верующий смог к ним прикоснуться. Чтобы понять значение этого события, вспомним слова Иоанна Златоуста, который говорил, что святые мощи сильнее поучений и увещеваний побуждают людей к добродетельной жизни. Что один взгляд на них сильнее могучего слова проникает в душу, приводит ее в сознание своего нравственного ничтожества и исторгает из очей горькие слезы раскаяния. Один лишь благоговейный взгляд на мощи может возбудить в нас сознание греховности и вызвать чувство раскаяния, и сокрушенный взор способен подвигнуть нас к добродетели и благочестию».
Как отмечает автор книги, «изучая историю жизни преподобного Гавриила Афонского, а также необыкновенного воскрешения памяти о нем, невозможно не поразиться, как часто видится в происходившем с ним и творящемся поныне рука Божественного Провидения. Начиная с ранней юности, когда Бог послал ему, рано осиротевшему, добрых и праведных наставников, и заканчивая годами зрелыми, он всегда находился под неусыпной опекой более мудрых и опытных учителей, и лишь достигнув расцвета сил и истинной духовной зрелости, смог и сам стать таким же учителем и наставником для своей паствы. Примечательно и то, что, став афонским иноком, Преподобный Гавриил должен был по обычаю, укоренившемуся на Святой Горе, упокоившись, остаться одним из многих иноков, имена которых уже почти забыты, и лишь святые кости хранятся в гробницах с глубокой серьезностью и почитанием.
По словам автора, на Афоне почти нет собственных святых, хотя житие каждого афонского подвижника подчас достойно пристального внимания и поклонения. Да и те немногочисленные афонские святые, информация о которых дошла до наших дней, отличались такой же отстраненностью, словно не желая привлекать к себе излишнее внимание. Их идеал — малозаметная, «невыдающаяся» жизнь в Боге и свете, настолько скромная, что она отклоняет от себя все сильно действующее на воображение: чудеса, видения, нетленность мощей. В этом отношении Афон живет более для себя, «внутри», потаенно. Такую же потаенную и полную внутреннего самосовершенствования жизнь вел и прп. Гавриил Афонский — истинный подвижник веры. И не искал он для себя иного удела и иной славы, если бы... Если бы Провидению не было угодно прославить его, оставив не только созданный им храм и привезенные им святыни на русской земле, но и его самого — как луч надежды, исходящий от самой Святой Горы, как утверждение вечности и незыблемости Веры, как опору для всех, кто потерялся в стремительно меняющемся мире конца двадцатого века.
И разве не особенным знаком является то, что обретение нетленных чудотворных мощей Гавриила Афонского произошло как раз тогда, когда чудовищно изломалась, изогнулась историческая спираль, подмяв под себя целые страны и семьи, выбив привычную опору из-под ног у большинства бывших сограждан, внезапно разъединенных новыми границами? Явлением своим он, как и прежде, воссоединяет неправедно разъединенное, возвращая на круги своя простые и вечные ценности — любовь, мир и веру. Истории людей, соприкоснувшихся с чудотворной силой, исходящей от нетленных мощей святого Гавриила Афонского, поражают воображение. Это истинные истории реальных людей, наших современников. Соприкосновение с верой — всегда таинство, сокрытое от посторонних глаз. Именно поэтому рассказчики просили по возможности не указывать полностью их имена и фамилии.
*** Чудотворные мощи святого Гавриила Афонского были обретены 22 июля 1994 года, а через три месяца - 23 октября - в Свято-Ильинском соборе прошли торжества, посвященные прославлению преподобного. С того дня каждый православный, хранящий в сердце своем искреннюю веру, может обратиться к святому отцу, не только прося у него исцеления и ходатайства за свою душу пред святыми ликами Господа Иисуса Христа, но и вразумления в бурном житейском море, наставления на путь веры, путь истины. А те, кто ничего не знает о преподобном Гаврииле Афонском, смогут познакомиться с его житием, изложенном в этой книге.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!