Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга протоиерея Андрея Ткачева «Начало премудрости: По страницам Священного Писания». Вниманию читателей предлагаются беседы известного православного писателя и миссионера, в которых он излагает собственное понимание священных текстов. Цель этих бесед – поведать о важности изучения Писания, помочь извлечь уроки из известных многим событий. Отец Андрей сожалеет, что сегодня в эпоху тотальной грамотности так мало внимания уделяется изучению книг Божиих. Между тем они даны нам для спасения, для вразумления, для назидания в праведности. Напомнить об этом и призвана книга - «Начало премудрости: По страницам Священного Писания», о которой пойдет речь далее в нашей программе. ***
В этой книге автор рассматривает, начиная с библейских глав о сотворении мира, сущностные моменты жизни Адама, Ноя, Давида, Иосифа и других лиц Священной истории. По мнению отца Андрея, люди Нового Завета уже потому должны любить книги Завета Ветхого, что в них «скрыт» Новый Завет. В Евангелии и апостольских посланиях он находит путь к добродетелям, в которых особенно нуждается окружающий мир. На страницах книги пастырь рассуждает о заповедях Господних, о небесной иерархии, о храмах рукотворных и нерукотворенных и о многом другом. Обращаясь к Священному Писанию, он приглашает к содержательному разговору о вере, о Боге, о месте религии в современном обществе каждого, кто стремится прикоснуться к миру Божественной правды.
Рассмотрим вкратце содержание этой книги. Первая беседа называется «Бог — это реальность». По словам автора, «вопрос о Боге — не праздный вопрос. Это вопрос теоретический и философский, это вопрос бытийный. Это вопрос жаждущего, ищущего воды». «Вообще, - утверждает отец Андрей, - говорить о Боге похвально, потому что Он здесь, Он слышит. Господь никуда не уходил, Он не далеко в небесах, Он рядышком, Он слышит наши слова, и да помажет Он наши слова Своей благодатью, чтобы они нашли отклик в сердцах слушающих. Да даст Он нам разум сказать больше и лучше о Нем. А, как говорит святитель Григорий Богослов, “помнить и говорить о Боге необходимее, чем дышать”. Итак, - заключает автор, - Он есть жизнь, и Он есть первая и главная реальность».
В третьей беседе, которая называется «О творении» отец Андрей размышляет о том, что такое мир вокруг нас, о творении рук человеческих и рук Божиих, о временном и вечном. И о том, как отвести взгляд от временного и увидеть наконец вечное. «Современному человеку, - говорит священник, - надо вспомнить простейшее: у мира этого есть Творец, и мир сей чудесен только потому, что Творец его чудесен. Изучайте творение Божие и познавайте руку Создателя. Вот картины. Смотришь: это Васнецов, это Суриков, а это – Айвазовский. Сразу угадываешь: море написал Айвазовский. А это – «Девочка с персиками», Серов. А это – «Незнакомка», Крамской. Мы руку мастера узнаём по бесценным полотнам. Но почему же не узнаём по бесценным полотнам мира Божиего, по всему тому, что создано, руку Мастера? Есть Мастер, целуйте руку Его. Познавайте Бога в творениях Его, и не сомневайтесь, что есть Бог и есть у мира Творец, именем Господь».
Беседа 12-я посвящена молитве. Здесь автор объясняет, в чем вселенский духовный смысл молитвы человека к Богу? Чем начинать и чем заканчивать наши молитвы? С какими чувствами не должно предстоять Богу? И в частности автор отмечает: «Очень важно вот что: молиться нужно всегда как грешник. Нельзя молиться как праведник, потому что праведность наша лжива, мнима, дырява. Надо молиться Богу как грешник: хвали Бога, но не забывай, что грешен. Испрашивай у Него прощения в грехах своих… «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». А потом проси у Бога, проси чего хочешь: дочке – мужа; замужней дочке – детей и верного жития с супругом, чтоб не разводились, не дрались, не ругались; сыну – живым-здоровым вернуться из армии; «выплатить ипотеку помоги мне, Господи», «выздороветь помоги». Проси у Бога – у Бога нужно просить, потому что всё, что нам нужно, у Него есть: слова «богатство» и «Бог» однокоренные, то есть Бог богат всем, у Него всё есть, Ему ничего не жалко. Только Он дает дозированно тому, кому надо, и вовремя. И, наконец, когда получаешь просимое, ты должен поблагодарить. Кто бы ты был такой, если ты просишь у Бога помощи, Бог тебе дает ее, а ты потом не благодаришь Его? Благодарить нужно. Итак, хвали, кайся, проси и благодари после получения просимого», напоминает нам отец Андрей.
А вот в следующей беседе автор напоминает о цели нашей жизни, к которой мы должны стремиться каждую секунду своего бытия. Это – святость! Об этом в частности батюшка пишет: «Когда на службе преломляются Дары, священник говорит: “Святая святым”, то есть Святые Дары святым людям. А кому это? Нам. А мы что, святые? Да. Церковь смотрит на нас как на святых — как на возможных, потенциальных святых... Церковь зовет нас к святости». В беседе о храме, отец Андрей вновь возвращается к этому вопросу. Он говорит: «Какой смысл жизни человека? Быть чашей, в которую налиты Святые Тайны; быть сосудом, в котором есть святыня; быть храмом, в котором живет Господь. Сердце человеческое — это престол Божий, ум человеческий — это святилище Господне, это святая святых. Человеческое тело — это дом, где Бог хочет жить. Достигается это через приход в храм, через выслушивание Евангелия, через участие в богослужении, через принятие Божественной науки».
«Храм, - по словам автора, - является местом, похожим одновременно на два заведения: на лечебницу и на училище. Мы в храм приходим лечиться и учиться. Там нам преподается наука и лекарство. Лекарство бессмертия — бессмертных Христовых Тайн — и наука о вечной жизни — святое Евангелие, растолкованное и объясненное при помощи святых отцов нашими духовными наставниками». О том, к ак соотнесено вечное и временное в книгах Священного Писания? Почему важна каждая мелочь в этих текстах? Как меняется духовный смысл с заменой одной лишь буквы в слове? И что, собственно, значит для нас весь корпус Священного Писания? – об этом автор говорит в беседе «О Священном Писании». « Писание, - объясняет отец Андрей, - это слово Божие, записанное рукою человеческой. Люди с открытым ухом, люди, смотрящие одним глазом вверх, а другим глазом, так сказать, вниз, то есть стоящие ногами на земле, а головой устремляющиеся к Небесам, люди, способные к разговору с Создавшим их, составили нам священные книги, начиная с Моисея, первого священного писателя. И эти книги в конце концов сформировались в одну, называемую Библия, что в переводе означает «книги». Библия – это не «книга», это «книги» – во множественном числе».
Как отмечает автор, «держа в руках Библию, мы держим в руках целую библиотеку. Там есть космогония, история царей, описание жизни интересных людей, там есть переписка отдельных лиц и послания, направленные от частного лица к целому собранию или группе людей. Там есть любовная лирика, там есть притчи мудрых, там есть предсказания о будущем, то есть там – все жанры литературы, собранные под одной корочкой, и называется это «Книги». Книги эти священного происхождения, книги Божии, книги, Самим Богом подаренные человеку, и сегодня, в эпоху тотальной грамотности, очень хотелось бы, чтобы человек упражнялся в Законе Господнем день и ночь. Так начинается Псалтирь царя Давида. Он похваляет и уважает человека, который склонил свое сердце к изучению Закона Господня и в Законе Господнем поучается день и ночь». К этому призывает нам и отец Андрей Ткачев со страниц книги «Начало премудрости: По страницам Священного Писания».
*** В этой книге собраны беседы протоиерея Андрея Ткачева, посвященные вопросам, ответить на которые мы можем, только если возьмем в руки Священное Писание и станем читать его, и не только читать, но и изучать. Что такое рай? И каким был человек в раю? Как грех изменил отношения человека с Богом, с природой, с другими людьми, с самим собой? Есть ли в нашей жизни состояния, подобные тому, что пережили Адам и Ева, согрешив? Почему Христа именуют Новым Адамом? Как правильно относиться к событиям собственной жизни? Чему учит история праведного Иосифа? Как соотносится жизнь отдельного человека с судьбами человечества? На эти и другие вопросы отвечает отец Андрей, сверяя свои ответы со словами Священного Писания. Донесенные до слушателя (а теперь и читателя) образным, ясным языком, эти беседы будут поняты и приняты каждым, кто стремится прикоснуться к миру Божественной правды.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!