У книжной полки. 20 июня

20 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Схиархимандрит Авраам (Рейдман). Трезвомыслие в 2-х томах.

 

Вопросы о молитве должны постоянно занимать ум и сердце верующего человека, в молитве он беседует с Богом, входит с Ним в благодатное общение и живет в Боге. Но у простого мирянина всегда возникает вопрос: обязательна ли ему Иисусова молитва? И святые отцы учат – да, обязательна. Ведь, как говорит преподобный Паисий Величковский, божественная умная молитва имеет непоколебимое основание в словах Господа нашего Иисуса Христа: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Толкуя эти слова свт. Иоанн Златоуст относит их именно к безгласной, тайной, из глубины сердца воссылаемой молитве. А ведь слова Евангелия обращены ко всем христианам. Да и заповедь апостола Павла о непрестанной молитве относится не только к аскетам. Поэтому сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая приближает нас умному деланию. Она вышла в свет в Издательстве Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря и называется - «Трезвомыслие». ***

Этот сборник творений русских подвижников благочестия XV—XIX столетий, составленный схиархимандритом Авраамом (Рейдманом) в 2-х томах, подробно раскрывает святоотеческое учение об умном делании и монашестве. Он содержит как теоретические сведения об основах духовной жизни, так и практические рекомендации, необходимые для опытного прохождения духовного делания. Однако у читателей, открывших это издание, по мнению его составителя, может возникнуть впечатление, что оно адресовано только монашествующим, по той причине, что и все авторы его — монахи и писали они как будто для монашествующих. Но это не совсем так, - утверждает отец Авраам. Преподобный Нил Сорский в самом названии своего творения говорит о том, что оно душеполезно для всех, а не только для аскетов.

«Прежде всего, - отмечает составитель, - и семейная, и монашеская жизнь – обе очень трудные. Если жить по заповедям и исполнять все предписания в отношении семейной жизни, тогда она превращается в настоящее крестоношение, т.к. православная семья – это многочадие, воспитание детей, скорби по плоти, о которых говорит апостол Павел, то есть это очень трудно. Монашеская жизнь не менее сложная, чем семейная, но сложности там совсем другого рода – монах отказывается от одних скорбей и взамен получает другие. Мирянин не ведет такой напряженной духовной жизни, как монах, но зато у него есть множество забот, связанных с материальной стороной жизни. Монашествующий, отказываясь от этой многопопечительности в вещественном отношении, получает свободу для того, чтобы вести духовную брань, т.е. освобождается для внутренней жизни.

Но и в жизни каждого мирянина, в том числе ведущего семейный образ жизни, есть место для аскезы, потому что всем нужно непрестанно молиться, всем — бороться с греховными помыслами и хранить чистоту ума. По учению преподобного аввы Дорофея, монахи отличаются от мирян добровольными обетами целомудрия и нестяжания, а все прочее поприще евангельских заповедей — общее для тех и других. «Заповеди (Христовы), - говорит святой отец, - даны всем христианам, и всякий христианин обязан исполнять их; они, так сказать, дань, должная царю. И кто, отрекающийся давать дани царю, избег бы наказания?» А святитель Игнатий в заключении к своему выдающемуся творению «Приношение современному монашеству» говорит, что оно может быть полезным для мирян, желающих «среди мира с особенным тщанием заняться своим спасением». Эти слова святителя можно отнести и к настоящему двухтомнику.

О святых отцах, чьи сочинения составили этот сборник, издатели в частности сообщают следующее. «Имена подвижников – авторов сочинений, помещенных в сборнике, известны всему православному миру. Это восемь светильников Русской Церкви: святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобные Нил Сорский, Паисий (Величковский) и Василий Поляномерульский, Зосима (Верховский) и Василиск Сибирский, Серафим Саровский и Филарет Глинский. Восемь святых – ровно столько, сколько слов в Иисусовой молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». На обложке книги все они впервые изображены вместе - это икона «Учители умного делания», написанная сестрами монастыря. Действительно, для современных русских людей эти святые стали настоящими учителями духовной жизни. Благодаря тому, что жили они сравнительно недавно и подвизались в нашем отечестве, их наставления мы намного действеннее можем применить в своей жизни, чем поучения святых отцов первых веков христианства. Более того, современному русскому читателю почти и невозможно понять истинный смысл наставлений древних святых, если он прежде не познакомится с творениями отечественных подвижников».

Таким образом, открывают издание и завершают его избранные сочинения святителя Игнатия Брянчанинова о молитве Иисусовой, в которых автор учение святых отцов о христианской жизни и умном делании излагает применительно к современным условиям. В этом, отмечается в книге, - важная особенность и достоинство творений святителя Игнатия. Продолжают сборник сочинения преподобного Паисия Величковского. Настоятель нескольких молдавских монастырей, он считается возродителем старчества и практики умного делания в России. Приобрел широкую известность благодаря своим переводам на церковнославянский язык греческих отцов Церкви, и эти переводы долгое время были единственными в русской духовной литературе и читались повсюду. Еще один святой отец, чьи произведения вошли в издание – это преподобный Василий Поляномерульский. Иеросхимонах, основатель Поляномерульского скита в Молдавии, в котором процветало умное делание. Его поучения оказали значительное влияние на русское и румынское монашество. Святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник признавали преподобного Василия, наряду с преподобным Паисием Величковским, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали чтение трудов старца всем, кто желал успешно заниматься Иисусовой молитвой.

Преподобный Нил Сорский – он считается основателем скитского жития на Руси. До него в Русской Церкви существовало два вида иночества: общежительный и отшельнический, преподобный Нил положил начало третьему — скитскому. В составленном им «Уставе», который вошел в эту книгу, описана как внешняя сторона скитской жизни, так и внутренняя. Труд и подвиг скитского жития, по мнению Нила, состоит преимущественно во внутреннем подвижничестве, строгом наблюдении над состоянием души, в умном делании. Почва монашеских подвигов — не плоть, а мысль и сердце. Главным деланием монахов должна быть молитва, а также борьба со страстями и помыслами, которые необходимо открывать старцу. Прп. Нил Сорский раскрывает в своем «Уставе» учение святых отцов о хранении ума и сердца, об очищении внутреннего мира человека. А в посланиях - рассказывает о своей жизни, предлагает различные духовные наставления, заповедует памятовать о смерти и дает советы о том, как бороться с греховными помыслами.

Преподобный Серафим Саровский - один из самых почитаемых в России святых, ревностный подвижник, благодатный старец, чудотворец. Сам проводя жизнь в особых иноческих подвигах, он советовал другим идти «царским», то есть срединным, путем и не брать на себя чрезмерно трудных деланий. Он являл людям плод опытного, а не книжного духовного познания. Старец учил, что цель христианской жизни — стяжание Духа Святого через исполнение заповедей и молитву, особенно молитву Иисусову. Известны тридцать поучений отца Серафима, основанных на слове Божием, святоотеческих творениях и житиях святых, а также беседа с Николаем Мотовиловым о цели христианской жизни. Эта беседа вошла в состав данного издания. Преподобный Василиск Сибирский - монах-пустынник, благодатный делатель Иисусовой молитвы и его сотаинник и преданнейший ученик - преподобный Зосима Верховский - русский исихаст и духоносный старец. Оставаясь на стезе смиренного ученичества, преподобный Зосима в то же время был и учителем старца Василиска: именно от него преподобный Василиск узнал об умной молитве Иисусовой, в которой достиг вскоре высокого преуспеяния. Несколько произведений святого Зосимы: о жизни старца Василиска Сибирского и разнообразные поучения, наиболее значимым из которых является «Поучение о послушании», вы найдете на страницах этого сборника.

Еще один автор - игумен Филарет Глинский, - вошел в церковную историю как настоятель и возобновитель Глинской пустыни, которая за 24 года его управления превратилась в цветущую благоустроенную обитель. Отец Филарет сам подавал пример ревности к благочестию, молитве, бдению, посту и труду. Отличался знанием святоотеческих писаний, обладал даром прозрения и непрестанной умно-сердечной молитвы, неоднократно сподоблялся благодатных видений. Для возобновленной обители он составил несколько книг, переписанных или написанных им лично. Среди них — обширное поучение новопостриженному монаху. Им же написаны: поучение «До и после пострига», наставление «О должности духовника, служащего инокиням». Эти произведения также включены в состав данной книги.

 

*** Как отмечает схиархимандрит Авраам (Рейдман), «из этого собрания святоотеческих поучений могут получить пользу и миряне, благоразумно избирая из него то, что подходит для их образа жизни, и новоначальные монахи, находя в нем изображение всего аскетического пути, и преуспевшие подвижники. Произведения русских аскетических писателей расположены в издании таким образом, что предыдущие объясняют те творения, которые находятся за ними, а последующие дополняют и углубляют понимание предшествующих. Благодаря этому создается полная картина духовной жизни. И в связи с этим отец Авраам обращается к читателям с большой просьбой: несмотря на то что отдельные произведения из этого сборника вам уже знакомы, прочтите его от начала до конца подряд. И тогда по-новому и яснее откроется то, что казалось само собой разумеющимся и понятным, но все же до конца не раскрытым. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать