Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Схиархимандрит Авраам (Рейдман). Трезвомыслие в 2-х томах.
Вопросы о молитве должны постоянно занимать ум и сердце верующего человека, в молитве он беседует с Богом, входит с Ним в благодатное общение и живет в Боге. Но у простого мирянина всегда возникает вопрос: обязательна ли ему Иисусова молитва? И святые отцы учат – да, обязательна. Ведь, как говорит преподобный Паисий Величковский, божественная умная молитва имеет непоколебимое основание в словах Господа нашего Иисуса Христа: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Толкуя эти слова свт. Иоанн Златоуст относит их именно к безгласной, тайной, из глубины сердца воссылаемой молитве. А ведь слова Евангелия обращены ко всем христианам. Да и заповедь апостола Павла о непрестанной молитве относится не только к аскетам. Поэтому сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая приближает нас умному деланию. Она вышла в свет в Издательстве Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря и называется - «Трезвомыслие». ***
Этот сборник творений русских подвижников благочестия XV—XIX столетий, составленный схиархимандритом Авраамом (Рейдманом) в 2-х томах, подробно раскрывает святоотеческое учение об умном делании и монашестве. Он содержит как теоретические сведения об основах духовной жизни, так и практические рекомендации, необходимые для опытного прохождения духовного делания. Однако у читателей, открывших это издание, по мнению его составителя, может возникнуть впечатление, что оно адресовано только монашествующим, по той причине, что и все авторы его — монахи и писали они как будто для монашествующих. Но это не совсем так, - утверждает отец Авраам. Преподобный Нил Сорский в самом названии своего творения говорит о том, что оно душеполезно для всех, а не только для аскетов.
«Прежде всего, - отмечает составитель, - и семейная, и монашеская жизнь – обе очень трудные. Если жить по заповедям и исполнять все предписания в отношении семейной жизни, тогда она превращается в настоящее крестоношение, т.к. православная семья – это многочадие, воспитание детей, скорби по плоти, о которых говорит апостол Павел, то есть это очень трудно. Монашеская жизнь не менее сложная, чем семейная, но сложности там совсем другого рода – монах отказывается от одних скорбей и взамен получает другие. Мирянин не ведет такой напряженной духовной жизни, как монах, но зато у него есть множество забот, связанных с материальной стороной жизни. Монашествующий, отказываясь от этой многопопечительности в вещественном отношении, получает свободу для того, чтобы вести духовную брань, т.е. освобождается для внутренней жизни.
Но и в жизни каждого мирянина, в том числе ведущего семейный образ жизни, есть место для аскезы, потому что всем нужно непрестанно молиться, всем — бороться с греховными помыслами и хранить чистоту ума. По учению преподобного аввы Дорофея, монахи отличаются от мирян добровольными обетами целомудрия и нестяжания, а все прочее поприще евангельских заповедей — общее для тех и других. «Заповеди (Христовы), - говорит святой отец, - даны всем христианам, и всякий христианин обязан исполнять их; они, так сказать, дань, должная царю. И кто, отрекающийся давать дани царю, избег бы наказания?» А святитель Игнатий в заключении к своему выдающемуся творению «Приношение современному монашеству» говорит, что оно может быть полезным для мирян, желающих «среди мира с особенным тщанием заняться своим спасением». Эти слова святителя можно отнести и к настоящему двухтомнику.
О святых отцах, чьи сочинения составили этот сборник, издатели в частности сообщают следующее. «Имена подвижников – авторов сочинений, помещенных в сборнике, известны всему православному миру. Это восемь светильников Русской Церкви: святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобные Нил Сорский, Паисий (Величковский) и Василий Поляномерульский, Зосима (Верховский) и Василиск Сибирский, Серафим Саровский и Филарет Глинский. Восемь святых – ровно столько, сколько слов в Иисусовой молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». На обложке книги все они впервые изображены вместе - это икона «Учители умного делания», написанная сестрами монастыря. Действительно, для современных русских людей эти святые стали настоящими учителями духовной жизни. Благодаря тому, что жили они сравнительно недавно и подвизались в нашем отечестве, их наставления мы намного действеннее можем применить в своей жизни, чем поучения святых отцов первых веков христианства. Более того, современному русскому читателю почти и невозможно понять истинный смысл наставлений древних святых, если он прежде не познакомится с творениями отечественных подвижников».
Таким образом, открывают издание и завершают его избранные сочинения святителя Игнатия Брянчанинова о молитве Иисусовой, в которых автор учение святых отцов о христианской жизни и умном делании излагает применительно к современным условиям. В этом, отмечается в книге, - важная особенность и достоинство творений святителя Игнатия. Продолжают сборник сочинения преподобного Паисия Величковского. Настоятель нескольких молдавских монастырей, он считается возродителем старчества и практики умного делания в России. Приобрел широкую известность благодаря своим переводам на церковнославянский язык греческих отцов Церкви, и эти переводы долгое время были единственными в русской духовной литературе и читались повсюду. Еще один святой отец, чьи произведения вошли в издание – это преподобный Василий Поляномерульский. Иеросхимонах, основатель Поляномерульского скита в Молдавии, в котором процветало умное делание. Его поучения оказали значительное влияние на русское и румынское монашество. Святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник признавали преподобного Василия, наряду с преподобным Паисием Величковским, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали чтение трудов старца всем, кто желал успешно заниматься Иисусовой молитвой.
Преподобный Нил Сорский – он считается основателем скитского жития на Руси. До него в Русской Церкви существовало два вида иночества: общежительный и отшельнический, преподобный Нил положил начало третьему — скитскому. В составленном им «Уставе», который вошел в эту книгу, описана как внешняя сторона скитской жизни, так и внутренняя. Труд и подвиг скитского жития, по мнению Нила, состоит преимущественно во внутреннем подвижничестве, строгом наблюдении над состоянием души, в умном делании. Почва монашеских подвигов — не плоть, а мысль и сердце. Главным деланием монахов должна быть молитва, а также борьба со страстями и помыслами, которые необходимо открывать старцу. Прп. Нил Сорский раскрывает в своем «Уставе» учение святых отцов о хранении ума и сердца, об очищении внутреннего мира человека. А в посланиях - рассказывает о своей жизни, предлагает различные духовные наставления, заповедует памятовать о смерти и дает советы о том, как бороться с греховными помыслами.
Преподобный Серафим Саровский - один из самых почитаемых в России святых, ревностный подвижник, благодатный старец, чудотворец. Сам проводя жизнь в особых иноческих подвигах, он советовал другим идти «царским», то есть срединным, путем и не брать на себя чрезмерно трудных деланий. Он являл людям плод опытного, а не книжного духовного познания. Старец учил, что цель христианской жизни — стяжание Духа Святого через исполнение заповедей и молитву, особенно молитву Иисусову. Известны тридцать поучений отца Серафима, основанных на слове Божием, святоотеческих творениях и житиях святых, а также беседа с Николаем Мотовиловым о цели христианской жизни. Эта беседа вошла в состав данного издания. Преподобный Василиск Сибирский - монах-пустынник, благодатный делатель Иисусовой молитвы и его сотаинник и преданнейший ученик - преподобный Зосима Верховский - русский исихаст и духоносный старец. Оставаясь на стезе смиренного ученичества, преподобный Зосима в то же время был и учителем старца Василиска: именно от него преподобный Василиск узнал об умной молитве Иисусовой, в которой достиг вскоре высокого преуспеяния. Несколько произведений святого Зосимы: о жизни старца Василиска Сибирского и разнообразные поучения, наиболее значимым из которых является «Поучение о послушании», вы найдете на страницах этого сборника.
Еще один автор - игумен Филарет Глинский, - вошел в церковную историю как настоятель и возобновитель Глинской пустыни, которая за 24 года его управления превратилась в цветущую благоустроенную обитель. Отец Филарет сам подавал пример ревности к благочестию, молитве, бдению, посту и труду. Отличался знанием святоотеческих писаний, обладал даром прозрения и непрестанной умно-сердечной молитвы, неоднократно сподоблялся благодатных видений. Для возобновленной обители он составил несколько книг, переписанных или написанных им лично. Среди них — обширное поучение новопостриженному монаху. Им же написаны: поучение «До и после пострига», наставление «О должности духовника, служащего инокиням». Эти произведения также включены в состав данной книги.
*** Как отмечает схиархимандрит Авраам (Рейдман), «из этого собрания святоотеческих поучений могут получить пользу и миряне, благоразумно избирая из него то, что подходит для их образа жизни, и новоначальные монахи, находя в нем изображение всего аскетического пути, и преуспевшие подвижники. Произведения русских аскетических писателей расположены в издании таким образом, что предыдущие объясняют те творения, которые находятся за ними, а последующие дополняют и углубляют понимание предшествующих. Благодаря этому создается полная картина духовной жизни. И в связи с этим отец Авраам обращается к читателям с большой просьбой: несмотря на то что отдельные произведения из этого сборника вам уже знакомы, прочтите его от начала до конца подряд. И тогда по-новому и яснее откроется то, что казалось само собой разумеющимся и понятным, но все же до конца не раскрытым.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!