Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Горение ко Христу. Духовный преемник праведного Иоанна Кронштадтского, новгородский протоиерей Александр Ильин.
В январе 1954 года настоятелем одного из древнейших храмов Новгорода - Николо-Дворищенского собора – стал протоиерей Александр (Ильин). Переживший и большевистскую «стужу», и хрущевскую «оттепель», он стоит в одном ряду с наиболее глубокими и духоносными священниками первой половины ХХ века. Став наследником великой пастырской традиции, заложенной св. прав. Иоанном Кронштадтским, отец Александр воплотил в своей жизни главное условие и цель христианского спасения – единение с Господом и непрестанное Богообщение благодаря ежедневному причащению Святых Таин, умной молитве, чтению Слова Божия, строгому воздержанию и чистоте. Он имел необычайное, горячее, глубокое горение ко Христу, поэтому опыт его духовной жизни чрезвычайно ценен сегодня для православных христиан. О нем рассказывает книга, которая так и называется – «Горение ко Христу. Духовный преемник праведного Иоанна Кронштадтского, новгородский протоиерей Александр Ильин». ***
В эту книгу вошло жизнеописание протоиерея Александра Ильина, составленное по его воспоминаниям, а также размышления священника, его советы духовным чадам. Предваряя воспоминания, отец Александр пишет: «Земная жизнь моя приближается к своему пределу. Взор невольно обращается назад, в прошлое, в улетевшие, подобно тени, дни и годы; и вперед, где за порогом смерти раскрывается дверь вечности… Прошлое… Оно невозвратимо… Только там, в глубине души, в памяти, в подсознательной области оно проходит, как живая картина: детство, учение, жизнь в скорбях, мимолетных радостях… А над всей внешней нитью – рука Божия, всемогущая, премудрая, неизреченно любящая… Она живит, ведет, хранит, поднимает, озаряет, вливает силу, влечет невыразимой любовью к блаженной вечности».
«Не внешнее течение жизни и отдельные ее моменты, а вот эти дивные дела Божии в малом, в жизни бедного странника, ничтожного червя земного встают живой картиной в моей памяти, поскольку они были доступны моему убогому разуму или открывались мне через ближних. В них чертились пути земной жизни, открывалась завеса вечности, являлась любовь и слава Отца Небесного через Единородного Сына действием Святаго Духа Утешителя. «Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим» (Пс. 106:8). Желание мое, чтобы эти воспоминания дел Божиих были моим завещанием детям моим, друзьям моим; кого Господь соединил союзом Своей любви в Духе Святом, особенно в Божественном Причащении, подвиге покаяния, посильном хранении Его святых заповедей».
Из следующего далее рассказа отца Александра о себе читатели узнают, что родился он в 1895 году в деревне Глинки Тверской губернии. Его родители, Иван Ильич и Ксения Феоктистовна, происходили из семей бывших крепостных крестьян. Иван Ильич обучился в Петербурге токарному делу и проработал в городе 40 лет. Его отличала высокая духовная жизнь: он неопустительно соблюдал посты и праздники, имел дар слезной молитвы, был очень милостив и отзывчив к ближним, в работе аккуратен и усерден, дома за работой пел молитвы. Ксения Феоктистовна жила в деревне и вела хозяйство со своими дочерьми. Имея милующее, доброе сердце, она охотно принимала нищих в своем доме и ухаживала за ними. В семье было 7 детей.
До восьми лет Саша жил в деревне Глинки с матерью. Мальчик был на редкость серьезным ребенком, постоянно носил в сумке за плечами Святое Евангелие и никогда не смеялся, как это свойственно ребятишкам. Размеренно и тихо протекало его детство в кругу смиренной крестьянской семьи, в посильных трудах, помощи старшим и духовном воспитании. В 1903 году отец взял младшего сына в Петербург, где уже жили и учились два его старших брата. Один из братьев и подготовил Александра в Петербургскую Духовную семинарию, куда юноша был принят в 1910 году сразу во второй класс. В 1915 году Ильин окончил Духовную семинарию, и был принят в Петербургскую Духовную академию без экзаменов. На следующий год его призвали в армию, и на фронте он пробыл год. В 1918-м - венчался и в том же году был снова отправлен в армию, где прослужил до лета 1922 года.
В конце февраля в Петрограде, Александр Ильин был рукоположен во диакона, а в сентябре этого же года - во иерея с назначением к Пятницкой церкви Торжка, где прослужил 14 лет до 27 августа 1936 года. В этот день он был арестован вместе с епископом Агапитом Новоторжским и многими другими и направлен в лагерь на 5 лет. В эти годы ему пришлось пройти три лагеря: Карагандинский, Томск-Асинский, Севжелдорлаг - Коми ССР, где он после освобождения был оставлен на работе по найму без права выезда. В начале 1944 года по болезни отцу Александру, наконец, дали выезд, и он вместе с семьей уехал в город Аркадак Саратовской области. Все, что было дано перенести, батюшка принимал с полной покорностью воле Божией, как заслуженное за свои грехи.
В январе 1949 года его перевели в Ленинградскую епархию с назначением настоятелем и благочинным в город Лугу. А в январе 54 года - в Новгород настоятелем собора во имя святителя Николая на Ярославовом Дворище. После смерти любимой матушки Александры священник стал часто болеть и много думал о смерти. По строго аскетическому образу жизни он давно был монахом. В его жизни все было очень мерно. Кушал он немного, словно ребенок, в основном, растительную пищу, мясного не вкушал и совершенно не употреблял спиртного. Можно сказать, что вся его жизнь была постом. Никто никогда не видел его в гневе, в раздражении, вышедшим из себя. Отец Александр был крайне молчалив, ровен, лишь по необходимости отвечал на вопросы. Стержнем внутренней жизни батюшки были смирение, рассуждение, мера, непрестанная молитва и, самое главное, соединение с Господом в Таинстве Святого Причащения.
Отец Александр, опираясь на богатейший опыт Святой Церкви за 2000 лет Ее бытия, был убежденным сторонником необходимости частого Причащения не только для монашествующих, но и для простых мирян. «В этом Таинстве, - говорил он, – средоточие жизни, как всей Церкви, так и каждого члена Ея. В нем – непрерывное питание жизни христианина во Христе (Ин. 6:53), начатой от Святого Крещения, когда человек привился к Телу Церкви Христовой. В новой жизни идет процесс постепенного возрастания в меру мужа совершенного, к цели бесконечного развития и совершенства. Мы, живые частицы Его Тела, живем только в единении с Ним и непрестанно, ежедневно питаемся Хлебом Вечной Жизни. Отпавший от тела член умирает, так и христианин, удаляющийся от Причащения, умирает через живущий в нем грех.
«Все любим жизнь, но в нас нет истинной жизни без Источника Жизни, Иисуса Христа», свидетельствует святой Иоанн Кронштадтский. Источник этой жизни чистой, вечной, мы имеем в Святой Церкви, в Причащении Святых Таин. Только в неразрывном единении двух сторон: постоянного общения с Господом в Святом Причащении и непрерывном личном подвиге внимания к себе, исправления, хранения себя, – может нормально идти и развиваться жизнь во Христе, в свое время имеющая перейти в вечную жизнь в Царстве Господа нашего Иисуса Христа», говорит отец Александр. Эти и другие мысли о Святом Таинстве он изложил в своей кандидатской диссертации на тему: «Причащение Святых Таин в жизни православного человека», которую защитил в 1958 году. Это была исключительная по глубине понимания святоотеческой традиции и по широте охвата материала работа. На долгие годы она служила бесценным пособием для нескольких поколений духовных пастырей. Фрагменты этой работы вошли и в данную книгу.
*** В этой книге представлены воспоминания и размышления священника, истинного носителя Святого Духа, о своей жизни и о духовной жизни, которые издателям книги представляются одинаково полезными, как мирянам, так и их пастырям. Знакомство с личностью протоиерея Александра Ильина, сохранявшего монашеское устроение в миру, но понимавшего проблемы и скорби именно христиан-мирян, также видится издателям особенно своевременным. «Может быть, - пишет сам священник, - излагаемое здесь будет кому-нибудь малыми уроками жизни к укреплению веры, надежды, любви, мужества в подвиге исполнения заповедей Господа. Тогда можно было бы считать не напрасным этот малый труд, когда от этих уроков будет польза нам на пути спасения и прославится имя Божие». Этими словами отца Александра мы и завершаем нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!