Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Акафист святителю и чудотворцу Митрофану, епископу Воронежскому.
В 1663 году в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери поселился обычный приходской священник Михаил. Он на 40-м году своей жизни лишился супруги и тогда же решил отречься от мира, чтобы беспрепятственно служить Богу. Следуя учению Евангелия, подвижник старался скрыть свои подвиги от людских взоров и дал обет окончить жизнь и быть погребенным в Золотниковской пустыни - так ему была дорога мирная сень скромной обители. Но Господь судил ему иной, высший жребий - духовного водительства другими. Здесь он был пострижен в иночество с именем Митрофана, и здесь начался его архипастырский путь. А на нашей книжной полке сегодня находится «Акафист святителю и чудотворцу Митрофану, епископу Воронежскому», который вышел в свет в Издательстве «Общество памяти игумении Таисии». Об этом издании – далее в нашей программе. ***
В этом небольшом и красочном альбоме представлены акафист святителю Митрофану, описание жизни этого святого угодника Божия, открытия его мощей и их судьбы в 20 веке. Более 300 лет назад жил святой подвижник и тогда, на протяжении 20 лет, воронежская паства была укрепляема мудрыми поучениями и окружена добрыми заботами святителя Митрофана, почитание и любовь к которому укоренились в сердцах людей. Благоговейная память о святом архипастыре передавалась из поколения в поколение, и в годы гонений укрепляла она верующие сердца. Из жития, которое представлено на страницах этого издания, читатель узнает, что святитель Митрофан Воронежский родился 6 ноября 1623 года в селе Антилохове, Владимирской губернии, и во святом крещении был наречен Михаилом.
О родителях сам святитель в своем духовном завещании говорит так: «Я родился от благочестивых родителей и был ими воспитан в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере». Половину своей жизни угодник Божий провел в миру: был женат, имел сына и был обычным приходским священником села Сидоровское. Более ничего не известно о мирской жизни святителя. Но его строго христианское воспитание, последующая богоугодная жизнь и самоотверженная архипастырская деятельность без сомнения говорят о том, что для своего прихода иерей Михаил был пастырем, полагающим душу за своих овец, а для своей семьи - мудрым руководителем и любящим отцом.
После смерти супруги, поселившись в Золотниковской пустыни, подвижник старался укрыться от славы человеческой, но его богоугодная жизнь сделалась известной для окрестного населения. Спустя 3 года по вступлении святого в Золотниковскую обитель, братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшая в то время настоятеля, и крестьяне монастырских вотчин обратились к нему с просьбой принять в их монастыре настоятельство. Но святой Митрофан смиренно отказался от такого почетного предложения. Тогда старцы осиротевшего монастыря обратились с этой просьбой к высшей духовной власти, по распоряжению которой в 1665 году инок Митрофан был переведен настоятелем в Яхромский монастырь и возведен в игуменский сан. Десять лет продолжалось игуменство святого Митрофана в Яхромской обители, и это время прошло в неусыпных его заботах о благолепии монастыря.
Как повествует далее житие, не раз святому Митрофану в то время приходилось путешествовать в Москву на поклон к высшим духовным и светским властям. Здесь на деятельного и опытного игумена обратил внимание Патриарх Московский Иоаким и как «мужа благоговейного и благодетельного» назначил его игуменом Макарьевской обители на реке Унже в Костромской губернии. Немало выпало забот и трудов на долю нового настоятеля по устройству монастыря, который достиг при нем цветущего состояния. Любовью к людям и высоким благочестием, учительным словом и простотой обхождения святой игумен привлек к себе сердца не только монашеской братии, но и всего народа Костромской земли. Весть о том, что на Русской земле явился новый угодник Божий, достигла благочестивого царя Феодора Алексеевича. С тех пор царь не раз призывал унженского игумена к себе в Москву, чтобы насладиться беседой с ним, а также сам посещал Унженский монастырь, расцветавший под управлением мудрого старца.
Для противодействия усиливавшемуся расколу старообрядчества на Московском соборе в 1682 году было решено увеличить число епархий. Тогда была образована новая Воронежская епархия, а царь Феодор предложил назначить игумена Митрофана первым ее епископом. Таким образом, 2 апреля 1682 года святой Митрофан был посвящен во епископа Воронежского патриархом Иоакимом и 16 архипастырями. В том же году благочестивый самодержец скончался, а для России начался период смут и потрясений, как государственных, так и церковных. Новопоставленный святитель Воронежский участвовал в торжестве венчания на царство наследников почившего монарха, его братьев, - царевичей Петра и Иоанна. По Промыслу Божию, в предуказание будущей близости к царю, святителю Митрофану выпало поднести царский венец 10-летнему Петру I.
Как сообщает житие, святитель Митрофан был не от мира сего, но жизнь свела и сблизила его с человеком совсем иного склада, царем-реформатором, исполненным мирских замыслов и страстей, своей кипучей деятельностью потрясавшим Россию. Святитель Митрофан всем сердцем воспринял апостольский завет: «царя чтите» - и проникся к Петру I горячей, нелицемерной любовью. И царь, с детства видевший вокруг себя жестокость, коварство и лживое низкопоклонство, потянулся к старцу Божию и ответил на его искреннюю любовь взаимностью. Кроме того, патриотизм, любовь к родине и забота о ее благе – все это в высокой степени была присуще святителю Митрофану. Поэтому, когда император решил построить флот, старец, понимая необходимость этого начинания, призывал свою паству помочь государю, и сам передавал Петру всю имевшуюся у него казну со словами: «Всякий сын отечества должен служить от имений своих нужде государственной».
С именем святителя Митрофана неразрывно связано и строительство Санкт-Петербурга. Святитель поддержал дерзновенный замысел царя об основании новой столицы на берегах Невы. Он прозорливо благословил начинание Петра Великого, сказав Царю пророческие слова: «Возьми икону Казанской Божией Матери, и Она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесешь эту икону в новую столицу. Казанская икона станет Покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона Казанская будет в столице, и перед ней будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога».
На Воронежской кафедре епископ Митрофан пробыл 20 лет и скончался в 1703 году. Узнав, что святой старец при смерти, царь поспешил к его одру, лобызал его холодеющую руку и не отходил от него до последнего вздоха архипастыря. Искренняя и глубокая любовь к святителю Митрофану жила в мятежной душе Петра Великого. Над могилой архипастыря царь сказал: «Не осталось уже у меня такого святого старца. Ему же буди вечная память». В 1714 году, еще при жизни Петра, при ремонте Благовещенского собора, где был погребен святитель, открыли его гроб и обнаружили, что тело его нетленно. С 1820 года стали появляться записи о чудесах, происходивших при его гробнице. А 20 августа 1832 года по решению Синода состоялось торжественное открытие гроба и прославление святого.
*** Православный аскет, строгий постник святитель Митрофан дожил до 80 лет, до последних земных дней сохранив бодрость, деятельную энергию, светлый разум. В России в то время было немало святых подвижников и выдающихся церковных деятелей, но такого соцветия добродетелей, каким обладал воронежский старец Божий святитель Митрофан, а именно: сочетание христианской любви с высочайшим христианским мужеством, щедростью души с мудрой умеренностью, по мнению автора жития, - не имел никто из тогдашнего русского духовенства. В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидает каждого из нас: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность - богат будеши; воздержно пий, мало яждь - здрав будеши: твори благо, бегай злаго - спасен будеши». Этим наставлением святого мы и завершаем нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!