У книжной полки. 20 апреля

20 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Александр Шаргунов. Перед Пасхальным Судом Слова.

 

«Христос воскресе! Дни печали миновали, и святая радость заполняет всё. Радость Воскресения Христова пришла к нам, и радости этой никто не может отнять у нас. В этот день, который наступает ночью, все любящие Христа видят Его Воскресение, и мы узнаем новую жизнь, которая изменяет нас и делает из мертвых живыми. Присутствие живого навеки Христа, которое невозможно уже отменить никакими сребрениками, никакой ложью, и мы, как первые ученики, готовы нести весть о победе Христовой во все концы мира». Так вот радостно, со словами пасхальной проповеди, обращается к читателям протоиерей Александр Шаргунов со страниц одной из книг трехтомного издания под названием – «Перед Пасхальным Судом Слова». Этот трехтомник вышел в свет в Издательстве «Свято-Троицкой Сергеевой Лавры» и занял свое место на нашей книжной полке. ***

Автор книги - протоиерей Александр Шаргунов тридцать семь лет служит в храмах г. Москвы и многие годы преподает в Московской духовной академии и семинарии. Доцент кафедры библеистики. Член Союза писателей России. С 1991 года является настоятелем храма Святи­теля Николая в Пыжах. В трехтомник «Перед Пасхальным Судом Слова» включе­ны избранные воскресные проповеди отца Александра, произнесенные им в храме за все время священнического служения. Первый том - от Пасхи до Пятидесятницы и воскресные всенощные бдения. Второй и третий том — от Пятидесятницы до начала Постной Триоди. Воскресные Евангелия - не просто пересказ событий, увиден­ных живым взором, они могут быть поняты, только исходя из события Пасхи. Христос хочет открыть наш ум к уразумению того, что происходит в истории человечества и в нашей лич­ной судьбе.

Эта книга, по словам автора, является приглашением «читателю предпринять самому и для себя в своей конкретной жизни «погружение», всегда новое - в живое Слово Божие. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» - таков гимн Церкви посреди Пасхи. Воскресные Евангелия - не просто пересказ событий, увиденных живым взором, они могут быть поняты, только исходя из события Пасхи. Христос - в центре этих воскресных Евангелий. Отныне весь мир устремлен к слушанию Бога, Который говорил с нами однажды и продолжает говорить на человеческом языке. Для тех, кто не может примирить­ся с бессмысленностью жизни, вопрос сегодня, как и две тысячи лет назад, один: какого Спасителя, какого Мессию мы ждем? Этот вопрос, по словам автора, может показаться абсурдным, но можно попытаться на него ответить: мы не ждем больше никакого Спасителя, потому что Он уже пришел. В отличие от тех, кто, видя Его и слыша Его, отверг Его, и продолжают ждать того, кто на самом деле будет вместо Него.

Этот вопрос, - говорит отец Александр, - не абсурден, и ответ на него не дается сам собой, если мы относимся к нашей вере сознательно и трепетно. Этот во­прос не абсурден, потому что наша вера утверждает, что Иисус есть Христос, и мы ожидаем Его возвращения, Его Второго и славного Пришествия в нетерпении и напряжении всего нашего существо­вания. Кто же этот Царь Славы, Сын Человеческий, Который при­шел к нам, и грядет к нам? У кого из нас достаточно веры в Него? Ответ не дается сам собой, потому что в нас еще не раскрылась по-настоящему благодать, дарованная нам нашим крещением. Что же зависит от нас, что еще должны мы делать, чтобы искать свет среди ночи этого мира, желать спасения, стоя перед бездной ги­бели? Что еще должны мы делать в этом блуждании по дорогам жизни, не смея поверить, что она дана нам, чтобы стать встречей с Тем, Чей взгляд, голос, слово открывает пасхальную Вечность? Мы знаем только, что надо идти, и что для этого необходимо запастись хотя бы немного трезвостью и мужеством!

Всему свое время, - говорит автор, - в этом смысл воскресной тайны: Господь должен быть познаваем постепенно, день за днем, во встречах с Ним, в слышании Его голоса и в глубоком принятии Его Богочеловеческой Личности. Мы призваны противостоять всем упрощениям и сокращениям этого пути. Следует заранее отражать опасность проецирования на Него наших идей, наших умственных схем и наших желаний. Мы должны быть подлинно ведомы Им в течение нашей жизни и в узнавании Его. Следовать за Ним до тайны Его смерти и Его воскресении, чтобы все Его деяния и все Его сло­ва обрели подлинный смысл. Мы должны также сами приобщаться подвигу смерти и воскресения, если на самом деле хотим услышать Благую Весть спасения и узнать Мессию Христа таким, каким Он Себя являет, а не таким, о каком мы мечтаем. Так ведет нас Церковь от воскресенья к воскресенью, из года в год, через всю нашу жизнь.

По словам отца Александра, «Мы слишком много знаем, потому что однажды упал на нас малый луч Его Божества. Но как бы ни было благодатно наше просвещение, на самом деле мы касаемся истины только краем нашего сознания, в то время как остальная часть нашей жизни - необ­работанная земля, над которой надо трудиться и которую надо за­сеять. Вот почему повторяется из года в год чтение в Церкви одних и тех же воскресных Евангелий. Мы, крещеные (не будем уточнять, сколько у нас в стране кре­щеных), должны без конца заново начинать путь, ведущий ко крещению, которое мы однажды приняли, к мужественному погруже­нию в пасхальную тайну. Снова и снова нам надо убеждаться, что мы только в начале веры во Христа, Сына Божия, Господа и Вла­дыки нашей жизни. Попытаемся начать распахивать эти заросшие бурьяном про­странства нашей жизни, и не будем пугаться тьмы, окружающей нас со всех сторон, огромной, всегда большей, чем нам хочется ду­мать. Потому что мы услышали в пасхальную ночь в Евангелии, от которого начинаются все воскресные Евангелия, что свет во тьме светит, и тьма не может объять его (Ин. 1, 5).

То, что переживает Церковь после праздника Пасхи, не есть «послепасхальный период», а раскрытие Пасхи до Пятиде­сятницы. Потому в середине этого периода мы совершаем праздник, который называется Преполовением Пятидесят­ницы. И уже в первый вечер Пасхи начинается Пятидесят­ница, когда воскресший Христос дунул на Своих учеников, сказав: «Примите Духа Святаго» (Ин. 20, 22). В течение этих сорока дней воскресший Христос совершает введение Своих учеников в новую жизнь, которая отныне принадлежит всему человечеству. Пасхальное время - нача­ло священного времени, нового времени, уже теперь прони­кающего в ветхость нашего мира. Это время - новое, потому что Христос решительно пробил стену всякой смерти, в том числе времени, неумолимо убивающего всех. Отныне глу­бинный смысл всех событий, переживаемых нами, выходит за их пределы, потому что Событие Воскресения дано всем.

Как говорит отец Александр, мы из тех, кто верует, что Бог уже говорил с человечеством и что Он продолжает говорить с ним множеством различных способов. События, которые происходят в мире и в нашей личной жизни, часто являются словом Божиим: катастрофы, выздоровление от неисцельной болезни, смерть любимого человека, рождение ребенка, чей-то исполненный любви или ненависти жест по отношению к нам. Все это Божественные слова, которые мы должны различать. Есть также Священное Писание, слово, с которым Бог обращал­ся к людям в течение Священной истории, и которое с благогове­нием было принято ими. Это слово всегда современно. Оно возве­щается и объясняется за каждой литургией. Мы можем читать его, размышлять над ним и жить им каждое мгновение. Вне всякого сомнения, слово Божие всегда нам доступно, как солнечный свет, освещающий нас, как источник, в котором мы можем всегда уто­лить нашу жажду правды и истины.

По словам священника, духовное разумение достигается не внешним знанием, но слушанием Слова Божия и послушанием веры. «Исполнять заповеди» означает «пребывать в любви» - то есть следовать за Христом, чтобы быть Его свидетелем. «Вы же свидетели сим», - говорит воскресший Христос Своим ученикам. Это слово обращено к каждому из нас. Словами «Воскресение Христово видевше», мы исповедуем нашу веру. Мы видели воскресшего Христа в Церкви, которая есть Тело Его, в таинствах, в Его Слове, всегда живом, от которого горят сердца любящих Его. А также во всегда действенном присутствии Спасителя в судьбах мира. Разумеется, нам не будет дано пережить то, что пережили апостолы после Вос­кресения. Но все мы призваны пережить лично эту встре­чу с воскресшим Господом. Такая встреча переворачивает жизнь и направляет ее к самой сути. Необязательно ждать каких-то чрезвычайных событий. Такое переживание часто дается нам в нашей каждодневной обыденной жизни, когда Он идет с нами по дороге и изъясняет нам Писания.

 

*** В завершении программы, обратим внимание читателей к внешнему виду этого издания. На обложке первого тома - фреска с изображением Хри­ста «во ад сошедшаго и с Собою вся воскресившаго». Спаситель­ный Пасхальный Суд начинается в Церкви с Антипасхи, и длится до скончания века. На обложке второго тома - фреска с изобра­жением Христа, вознесшегося во славе и грядущего со святыми и ангелами судить мир. На обложке третьего тома -  раскрытие этих двух тайн в течение земной жизни Спасителя. Все воскрес­ные Евангелия так или иначе об этом. Притча о десяти девах зву­чит в Церкви во время Крестной Пасхи, предваряющей Христово Воскресение. Нам ясно показано, что Христово Воскресение - не только обетование, но и предупреждение. Каждый человек должен сделать выбор: принять Христа и дар Его Воскресения всей своей жизнью, либо отвергнуть его. И об этом также говорит автор этого трехтомного издания. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать