Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Словами святых о спасении.
По словам преподобного Макария Великого, «нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и у Бога с душой. Бог сотворил разных тварей, сотворил небо и землю, солнце, луну, воду, деревья плодоносные, всяких животных. Но ни в одной из этих тварей не почивает Господь. Всякая тварь во власти Его, однако же не утвердил Он в них престола, не установил с ними общения; благоволил же о едином человеке, с ним вступил в общение и в нем почивает». Продолжая эту мысль святого отца, можно задаться вопросами: Если «тело и душу человека создал Господь в жилище Себе», то неужели Он не спасет любимое создание Свое? И каким образом совершается наше спасение? На эти вопросы отвечают многие святые отцы, и в частности те, чьи избранные поучения о спасении собраны на страницах книги, которая вышла в свет в Издательстве Светоч. Она называется – «Словами святых о спасении».
В этой книге собраны мудрые наставления великих отцов нашей Церкви: преподобных Антония Великого, Макария Великого, Исаака Сирина и Максима Исповедника. Наставления каждого отдельно взятого святого предваряется кратким его житием, соответственно вся книга делится на четыре части. И в первой из них представлено житие прп. Антония Великого, о котором говорится, что родился он «в Египте около 250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды в храме Антоний услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19,21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства, сестру поручил известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.
Много лет прожил Антоний в уединении, и так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим». Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, - в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Однажды среди ужасной борьбы с помыслами прп. Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и спасешься», - сказал ему Ангел Господень. Постепенно вокруг святого собирались иноки, желающие подражать ему. И он заботился о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд. Преподобный Антоний скончался в глубокой старости , ему было 106 лет, и за свои подвиги заслужил наименование Великого.
О спасении прп. Антоний в частности пишет: «Муж умный, помышляя о сопребывании и общении с Божеством, никогда не прилепится ни к чему земному или низкому, но устремляет ум свой к небесному и вечному, зная, что воля Божия — сия вина всякого добра и источник вечных благ для людей — есть та, чтоб человек спасся. Если мы употребляем все старание и все средства для избежания смерти телесной, то тем паче должны стараться избежать смерти душевной, ибо кто хочет спастись, тому нет к тому никакого препятствия — разве только нерадение и разленение души». «Умный человек, рассматривая сам себя, познает, что должно и что полезно ему делать, что сродно душе его и спасительно и что чуждо ей и пагубно. И таким образом избегает того, что вредит душе, как чуждое ей». «По человеколюбию создавшего нас Бога, ко спасению есть весьма много путей, обращающих души и возводящих их на небеса». «Началом же спасения и Царствия Небесного бывает для души любовь».
Продолжает издание житие и наставления преподобного Макария Великого. Родился он в Египте около 301 года. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости, исполняя заповедь о почитании старших, и по кончине их сделался совершенно свободным от житейских забот. Под руководством опытного старца-инока преподобный Макарий стал проходить безмолвное иноческое житие и рукоделие. Сначала он поселился в пустынном месте недалеко от селения, где жил, потом преподобный переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Прожив три года в пустыне, он пошёл к преподобному Антонию Великому, о котором слышал, ещё живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. Возле Антония преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком.
Здесь преподобному Макарию приходилось бороться с бесами день и ночь, и они вопили, что не могут победить его, потому что он имеет великое оружие — смирение. Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал великого Антония, получая от него наставления в духовных беседах. Вместе с двумя другими учениками преподобного Антония святой Макарий сподобился присутствовать при блаженной кончине его и как некое богатейшее наследие получил посох преподобного Антония, которым тот поддерживал в дороге своё немощное тело, удручённое старостью и постническими подвигами. Словно с этим посохом преподобный Макарий принял и дух Антония Великого, как некогда воспринял таковой и пророк Елисей после Илии пророка. Силой этого духа преподобный Макарий сотворил многие чудеса.
Свой обильный и подвижнический опыт авва претворил в глубокие богословские творения. 50 бесед и 7 подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого. Высшее благо и цель человека — соединение душ с Богом — основная мысль в творениях преподобного Макария. По словам святого отца «душа смысленная и благоразумная, обошедши все создания, нигде не находит себе упокоения, как только в Едином Господе. И Господь ни к кому не благоволит, как только к единому человеку». Как отмечает прп. Макарий, Бог вложил в душу человека «разумение, волю, владычественный ум, воцарил в ней и иную великую утонченность, сделал ее удободвижной, легкокрылой, неутомимой, даровал ей приходить и уходить в одно мгновение и мыслью служить Ему, когда хочет Дух. Одним словом, создал ее такой, чтоб сделаться ей невестой и сообщницей Его, чтоб и Ему быть в единении с ней, и ей быть с Ним в единый дух».
О земной жизни преподобного Исаака Сирина, чьи наставления составили следующую часть книги, известно очень мало. Преподобный Исаак, епископ Ниневийский, жил в VII веке. Вместе со своим братом поступил в монастырь Map Матфея. Ученость и высокий подвижнический образ жизни выделяли братьев, и им предлагали начальствование над монастырем. Преподобный отец, не желая этого и стремясь к безмолвию, ушел из монастыря в затвор и вел строгую подвижническую жизнь в пустыне. Брат не раз убеждал его вернуться в обитель, но святой Исаак не соглашался. Однако, когда слава о святой жизни преподобного распространилась повсюду, он был возведен на епископскую кафедру города Ниневии. Святой пробыл епископом всего пять месяцев. причем есть характерный рассказ о его уходе с ниневийской кафедры: рассматривая спор о деньгах, он сослался на евангельский завет прощения, что никак не повлияло на спорщиков. Исаак Сирин сказал: «Если они, живущие здесь, не повинуются евангельским повелениям Господа, тогда зачем я пришел что-то здесь делать».
Видя грубые нравы жителей города, преподобный чувствовал, что не в силах исправить их и, кроме того, тосковал по тишине отшельнической жизни. Всё это тяготило святого мужа, и он, оставив епископство, удалился в скитскую пустыню. Здесь он жил до самой смерти, достигнув высокого духовного совершенства. Скончался в начале 8 века. Из наставлений святого приведу следующие его слова: «Без попущения искушений невозможно познать нам истины. Точное же удостоверение в этом находит человек в мысли, что Бог имеет о человеке великое промышление и что нет человека, который бы не состоял под Его Промыслом, особливо же ясно, как по указанию перста, усматривает сие на взыскавших Бога и на терпящих страдания ради Него».
*** Последнюю часть книги составили наставления прп. Максима Исповедника, который защищая Православие, обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. «Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему», - свидетельствует его житие. Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое богословское наследие, основанное на духовно-опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, которое впоследствии было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова и святителя Григория Паламы. Отдельные поучения святого Максима о спасении завершают данную книгу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!