Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Жизнь до и после Крещения: десять бесед с протоиереем Геннадием Фастом.
Зачем мы крестимся и крестим младенцев? Чтобы войти в Церковь, и, живя в любви, очищая душу, приближаться к Христу. Но чаще всего к крещению люди приступают формально, в силу традиции или даже из-за магических побуждений. Может ли в этом случае обряд считаться Таинством Крещения, а человек — крещеным? Этот и многие другие непростые вопросы освещает в своей книге протоиерей Геннадий Фаст, делясь воспоминаниями о собственной дороге к Православию. В десяти увлекательных беседах последовательно раскрываются читателю ключевые смыслы вхождения человека в Церковь и жизни по вере в современном мире. Эта книга вышла в свет в Издательстве Никея и называется - «Жизнь до и после Крещения: десять бесед с протоиереем Геннадием Фастом». ***
Эта книга предназначена для тех, кто собирается принять Таинство Крещения, и для тех, кто, быть может, в чем-то сомневается, хочет прояснить что-то для себя, в большей мере осознать суть Таинства. Каждая из десяти бесед представляет собой ответ на конкретный вопрос и освещает один из аспектов Крещения. Первые два разговора - вводные, предваряющие. В них, собеседник отца Геннадия (а им стал главный редактор Издательства Никея Владимир Лучанинов) , спрашивает о самом наболевшем, о том, что часто отталкивает людей не только от Церкви, но и от Бога вообще. В первой беседе с болью и любовью батюшка говорит о смысле страданий и тягот человеческих, стараясь предостеречь читателя от раздражения и обиды на все и вся. Говорить на тему - «Для чего посылаются страдания?» по словам отца Геннадия, можно очень долго, тем более что нам, к сожалению, приходится рассуждать вместо Бога, домысливать за Него.
Во втором разделе, развивая известное высказывание протоиерея Валентина Свенцицкого: «Всякий грех в Церкви — есть грех не Церкви, но против Церкви», отец Геннадий касается того, как жить верующему в эпоху потребления, что делать, как себя настроить, кто поможет найти путь к Богу, почему Церковь остается Церковью в эти «сытые» времена. По словам автора, «людям, ищущим Царствия Божия не на словах, а на деле, Господь являет необходимые им примеры, светлые и святые». Ведь «если ты стремишься увидеть Свет Христов в людях Церкви, то не заметить его попросту невозможно». Кроме того, «надо иметь мужество признавать свои грехи и учиться просить за них прощение, а главное — совместно искать пути преодоления всего того, что порочит Церковь и заслоняет от людей Свет Христов. Мы же, к великому сожалению, часто пользуемся церковным негативом только для того, чтобы обосновать свое отстранение от Царства Божия, используя пороки в Церкви для оправдания зла внутри себя».
Следующие семь бесед также посвящены дискуссионным и проблемным моментам, но уже имеющим прямое отношение к Крещению. Так в третьей беседе священник отвечает на такой вопрос: «Взрослые и дети перед Святой купелью. Кто быстрее войдет в Царство Божие?» Здесь автор в частности говорит, что «опираясь на Церковное Предание, следует отметить: креститься можно как во взрослом, так и в младенческом возрасте, главное, чтобы Таинство действительно вводило человека в Церковь и в Царство Божие — взрослого напрямую, а детей — через церковную жизнь, воспринимаемую в семейной традиции. На сегодняшний день в ряде епархий нашей Церкви введена практика обязательных огласительных бесед перед Крещением. Это далеко не совершенный способ, он не решает многих проблем, но ничего лучшего пока не предложено. В случае крещения взрослого человека беседы проводятся с ним самим, а если крещаемый — ребенок, что случается гораздо чаще, на беседу приглашаются родители и будущие крестные малыша».
В следующей беседе отец Геннадий отвечает на вопрос: «Можем ли мы обещать Богу верность другого человека?» Разговор здесь идет о крестных родителях. По словам священника, наверно «многие с удивлением для себя узнают, что исторически институт крестных (восприемников) появился не в связи с крещением младенцев, а в связи с крещением взрослых. Когда человек обращался к вере и просил о Крещении, то кто-то из верных, пользующийся авторитетом в Церкви, должен был засвидетельствовать о нем, что он действительно уверовал, оставил язычество, изменил образ жизни и теперь хочет стать членом Церкви Божией. Что же касается детей, то в Священном Писании сказано однозначно: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой (Деян. 16: 31). Дети крестятся по вере родителей. Какова же в таком случае роль крестных? Ответ на этот вопрос раскрывается в 4 части книги.
«Гарантирует ли Крещение духовное и физическое благополучие?» - этот вопрос вынесен в название пятой беседы. Среди желающих принять Святое Крещение, наверное, немало таких, кто стремится обрести некую защиту, едва ли не оберег. Им нужен не столько Сам Христос, сколько надежда на какой-то незримый духовный патронаж. Хорошо ли это? Допустимо ли с точки зрения евангельского учения? Как говорит отец Геннадий, «не следует путать Крещение со страховым полисом. Вот, мол, я крестился, а значит, от чего-то застраховался. Это — языческое восприятие Таинства, не имеющее с христианством ничего общего. Крещение совершается во оставление грехов, Крещение — это облечение во Христа, Крещение — это рождение свыше. Вот о чем идет речь на самом деле, а все остальное — лишь сопутствующие факторы».
В следующей беседе, которая называется – «Крещение: единожды или все-таки нет?» автору предлагается ответить на такие вопросы: «Как быть с людьми, крещенными в Православии, но уклонившимися, ставшими, например, членами той или иной секты, если они покаются и захотят воссоединиться с Православной Церковью? Как быть с крещенными в других христианских Церквях? И: «Как вы, батюшка, относитесь к практике так называемого обливательного крещения?» Из седьмой беседы читатели узнают, какие есть препятствия к принятию Крещения, а из восьмой – как связаны между собой «Крещение и экзорцизм в современном мире». В девятой беседе автор объясняет, «Как Господь касается сердца человека и вводит Крещением в Свою Церковь?» Таким образом, спрашивая и о самом простом, и о более сложном, что порою не приходит на ум, собеседник отца Геннадия достигает того, чтобы за вдумчивыми вопросами следовали глубокие ответы.
Однако лишь в последней, десятой беседе выясняется то главное, о чем должен помнить каждый приступающий к Святой купели, и только теперь и собеседник батюшки, и читатели осознают в полной мере, насколько Таинство Крещения может изменить жизнь каждого на земле. О чем должны помнить люди, готовящиеся к этому Таинству? О том, что они готовятся стать христианами, о Христе. Как ни странно, - говорит отец Геннадий, в современной России слово «христианин» почти забыто, в лучшем случае говорят: «православные», а то и просто: «крещеные». О Христе же речь заходит крайне редко. А ведь Крещение - это именно сочетание человека со Христом. Сложившуюся ситуацию можно сравнить с тем, как если бы перед свадьбой невесту интересовало все что угодно: и фасон подвенечного платья, и меню праздничной трапезы, и список приглашенных гостей, и красноречие тамады — все на свете, кроме жениха.
Но, отмечает автор, - всякое Крещение, которое не есть сочетание Христу, крещением не является. Погружение в воду действительно было, так ведь и на пляже все в воду погружаются, но это же не Крещение! Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3: 27). Поэтому лучше всего, если столь важный разговор начинается не с темы Крещения. Вообще, по мнению многих ранних святых отцов, о Крещении, и тем более о Причащении, говорить изначально не следует. Необходимо свидетельствовать только об Иисусе Христе. Если это по-настоящему пронзит сердце человека, он непременно задаст вопрос: Что мне делать, чтобы спастись? (Деян. 16: 30). Вот тогда-то и должно последовать сказанное апостолом Петром: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 3: 38).
*** Многих сегодня волнуют вопросы: верить или не верить? а если верить, нужна ли для этого человеку Церковь? способна ли вообще какая-то организация помочь в спасении? стоит ли креститься? если креститься, то в Православие ли? и что делать, чтобы Крещение возымело силу? Об этом и многом другом говорит протоиерей Геннадий Фаст в своих беседах. Цикл построен так, что читать его можно с любого раздела. Вместе с тем батюшка постепенно приоткрывает для нас, читателей, завесу между человеком и Богом, расширяя представление о Таинстве Крещения. По словам издателей, эти десять бесед с любовью посвящаются: Всем родителям, желающим осмысленно крестить своих детей. Всем крестным, согласившимся взять на себя ответственность. Всем взрослым, решившимся креститься. Всем «православным», позабывшим о Христе. Всем желающим больше узнать о Церкви. Всем стремящимся приблизиться к Богу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!