Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Восточная мудрость гласит: человек есть то, о чем он думает. А сербский подвижник Фаддей Витовницкий говорил, что каким мыслям предается человек – такова и его жизнь. «Мысли, настроение, желания управляют нашей жизнью. Если наши мысли мирные, тихие, полные любви, доброты, благородства, чистоты – тогда и в нас мир, так как все мирные мысли дают внутренний мир, который лучится из нас. Если в себе носим негативные, адские мысли, тогда и наш внутренний мир разорен. Вот нам и не мир», - наставляет нас старец. Мудрые, наполненные искренней веры поучения отца Фаддея, подвизавшегося в монастыре Витовница в честь Успения Божией Матери, а также его жизнеописание представлены в книге Ольги Рожнёвой, которая вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря в серии «Люди Божии». Называется она - «Архимандрит Фаддей Витовницкий». ***
Эта книга посвящена архимандриту Фаддею (Штрбуловичу) — известному сербскому духовнику, одному из самых почитаемых старцев Сербской Православной Церкви XX века. Он стяжал дары непрестанной молитвы, смирения, любви, прозорливости и духовного рассуждения. В книге собраны его наставления, поучения и советы. Будущий старец Фаддей, в миру Фомислав, родился 19 октября 1914 года недоношенным семимесячным ребенком в селе Витовница в бедной крестьянской семье. Он родился прямо на городской ярмарке. По этому поводу отец Фаддей даже шутил: «Из меня и не могло ничего лучшего получиться, если я на ярмарке родился!» Родители поспешили сразу окрестить младенца. В этот день отмечалась память апостола Фомы, и мальчика окрестили Фомиславом. Младенец открыл глаза только после крещения.
Вскоре умерла его мама, и малыш рос без материнской любви и заботы. У него были одна за другой две мачехи, с которыми у Фомислава отношения не складывались, дома были постоянные упреки. Часто с ребенком обходились так плохо, что он убегал из дома лишь с коркой хлеба в кармане. Мальчик переживал, что отец не защищает его. Лишенный материнской любви, он жаждал любви отцовской. Вспоминал об отце: «Я переживал, что он женился после маминой смерти и у него родилось еще двое детей, а еще больше переживал, когда он женился и в третий раз, после смерти второй жены. А он, бедный, женился, чтобы в доме была жена, которая бы занималась детьми. И из-за этой мысленной войны с отцом я долго не мог духовно расти».
Фомислав сильно отличался от остальных деревенских детей кротким, серьезным характером, он не находил понимания в среде сверстников и, взрослея, погружался в себя все больше. Мальчик отличался также хрупким телосложением и слабым здоровьем. С тех пор как Фомислав себя помнил, он не мог есть пищу, приготовленную на масле, не пил молока, не ел яиц и мяса — его ругали, пытались кормить насильно, но его организм не принимал почти никакой пищи животного происхождения. До шестнадцати лет будущий старец ел в основном хлеб, огурцы и лук. Когда мальчик пошел в школу, он оказался очень способным и хорошо учился. По окончании средней школы, его отдали учиться на портного в ремесленно-торговую школу. И тут ему жилось ничуть не лучше. А когда Фомиславу исполнилось пятнадцать лет, он сильно простудился заболел воспалением легких и должен был лечь в больницу. Прошло три с половиной месяца лечения, а состояние юноши не улучшилось.
Позднее он вспоминал: «Я всегда был вегетарианцем, вообще не мог есть ни мяса, ни жареной пищи, и даже молока и яиц, поэтому воспаление легких было для меня очень тяжелой болезнью. Собрался консилиум врачей, чтобы исследовать мою болезнь. После совета решено было прописать мне особую процедуру — принятие пневматорокса. При этом легкое наполняется кислородом, смешанным с различными лекарствами. От тех, кто проходил эту процедуру, я слышал, что она очень тяжелая, даже те, кто были физически крепче меня, плохо ее переносили. Тогда я сказал врачам: "Если у вас есть какое-нибудь другое средство — хорошо, а если нет, на эту процедуру я не согласен". Они рассердились на меня: "Ты будешь учить нас, как надо тебя лечить! Завтра же пойдешь в антитуберкулезное отделение и примешь первую процедуру". "Хорошо, — подумал я про себя, — вряд ли вы меня завтра увидите". Спрашиваю: "Сколько я смогу прожить без этого лечения?" Одна врач мне отвечает: "Если послушаешься нашего совета, может быть, и выздоровеешь, а если не послушаешься, самое большое — проживешь пять лет"».
Тогда юноша решил, что хотя бы эти 5 лет, сколько ему осталось, послужить Богу. Он говорил: «Я с детства понимал, что существует служение: родители служат детям, дети служат родителям; и тогда мне пришла мысль, что если один служит другому, то и я хочу служить Богу, потому что Он над всем. Вот так призвал меня Господь с малых лет». Еще вспоминал: «С ранней своей молодости отправился я послужить Господу. У меня было слабое здоровье, и я думал, что остаток своей жизни проведу так, как того требует Господь». Приняв такое решение, он ушел в монастырь Мильково к архимандриту Амвросию (Курганову), духовному чаду преподобного Амвросия Оптинского. В этом монастыре, в большинстве своем, жили русские монахи, которые пришли в Сербию из известного Валаамского монастыря. Здесь молодой послушник и возрастал духовно, учился послушанию, трезвению и внутренней молитве.
Примером святого человека для юного послушника стал настоятель монастыря. Старец рассказывал о нем позднее: «Архимандрит Амвросий был человек святой жизни. Во время революции ему прострелили грудь, пострадало легкое. Незалеченная рана вызвала туберкулез, и он упокоился еще совсем молодым человеком. От него исходила необыкновенная любовь, невероятная, ничем не омраченная. От старцев Оптиной пустыни он воспринял самое лучшее — любовь. Он отдал свою жизнь этой всеохватной любви. Он был просто непостижим, пленял своей любовью всякого, с кем был в дружбе или даже просто разговаривал. Ни разу не рассердился ни на одного монаха или послушника, ни одного слова не сказал наперекор. Терпел много, но все прощал. Все заботы и проблемы возлагал на Господа и Ему одному жаловался. Он стремился своим примером воодушевить братию, и многие восприняли от него дар этой всеохватной и бесстрастной любви. Я сам почувствовал ту невыразимую любовь, которой он обладал и которую он передал братии как высочайшее наследство».
Первые дни монастырской жизни стали счастливым временем для юноши, которого в монастыре ласково звали по-русски Фомушка. Он рассказывал о своей жизни в обители: «Когда я послушником пришел в монастырь Мильково, мне дали четки и научили меня, как надо молиться. И как мне показали, так я и делал. Я полностью отдался Иисусовой молитве. Я думал, что у меня осталось лишь пять лет жизни и что не стоит тратить их попусту. Так я решил искать свой путь к Богу». «В скором времени, именно вследствие этой полной преданности Богу и искренней тоски по Богу, меня озарила Божественная благодать, которая в моей душе оставила неописуемую радость и спокойствие. Слушаю сердце и слышу внутри: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного". Стараюсь вспомнить какие-то вещи и события из прошлого, но не получается; все мои мысли погружены в какое-то неописуемое спокойствие, а во всем моем существе царит какая-то несказанная радость и печаль по Богу». Так с течением времени молитва начала сама собой совершаться в его сердце.
После смерти духовника, отца Амвросия Мильковского, юноша перешел в монастырь Горняк, где 10 марта 1935 года принял монашеский постриг с именем Фаддей. 14 июля того же года его рукоположили в сан иеродиакона, а 3 февраля 1938 года – в сан иеромонаха. На протяжении более 10 лет отца Фаддея переводили на послушания в разные монастыри, а в 1949 году он был направлен наместником в Печскую Патриархию. До 1962 года старец опять нес служение в разных епархиях, после чего, на основании прошения, его перевели настоятелем монастыря Витовница, где и закончились земные дни старца в 2003 году. Множество людей ежедневно приходило к нему за советом, молитвенной помощью и утешением, паломники приезжали к нему целыми автобусами с самыми разными вопросами. Один искал душевного мира, другой просил молитв об исцелении, третий спрашивал о том, как лучше продать квартиру или выдать дочь замуж. Он давал совет каждому. Тем, кто посмеивался и говорил, что к старцу теперь ходят вместо гадалки, отец Фаддей отвечал, что любая проблема могла быть тем переломным моментом в жизни человека, от которого зависит спасение его души.
*** Старец Фаддей говорил о своей жизни: «Всю жизнь меня мучила мысль о цели этой жизни, я задавал себе вопрос, для чего нужна эта жизнь. То, что человек трудится, чтобы достигнуть материального богатства, чтобы есть и пить, — неужели это все, что необходимо человеку? Слава Богу, в житии святого Серафима Саровского говорится, что цель нашей жизни — возвращение в объятия к своему Отцу Небесному, чтобы мы, люди, на земле были как Ангелы на небе, руководимые Духом Святым». Отец Фаддей отдавал всего себя служению людям, но слава старца не всем нравилась, и завистники вынудили его покинуть Витовницкую обитель. В самые последние годы своей жизни батюшка тяжело болел, пребывал в крайней немощи и жил у своих духовных чад. Старец преставился 14 апреля 2003 года и был погребен в Витовницком монастыре.
_________________________________________________________________________________________
У старца спросили: «Что самое важное в духовной жизни?» Старец ответил: «Я думаю, что самое важное — беречь мир в сердце».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!