Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Марина Анатольевна Дроздова. Мария Юдина: Религиозная судьба.
«Я знаю лишь один путь к Богу: чрез искусство— Я не утверждаю, что мой путь универсальный, я знаю, что есть и другие дороги. Но чувствую, что мне доступен лишь этот; все Божественное, духовное впервые явилось мне чрез искусство, чрез одну ветвь его — музыку». Этими удивительными словами открывается дневник семнадцатилетней девушки Маруси Юдиной, начатый 30 августа 1916 года в родном городе Невеле. Она — в самом начале своего духовного пути. Пути, который с такой ясностью предстал перед ее внутренним взором и которым она, невзирая на жесткое противостояние эпохи, шла до конца своих дней. Столь рано сделанный выбор — удел немногих! Музыка и Бог, Бог и музыка – Мария Вениаминовна Юдина этот выбор сделала. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая поведает нам об этом удивительном человеке. Книга вышла в свет в Издательстве Московской Патриархии и называется – «Мария Юдина: Религиозная судьба». ****
В основу этой книги о выдающемся музыканте-исполнителе, удивительном человеке, «истово религиозной христианке» Марии Вениаминовне Юдиной вошли тексты из ее богатейшей переписки, воспоминаний о многих и многих людях, статей о музыке. На этих страницах звучит голос самой Марии Вениаминовны в живом диалоге с теми, кто был рядом, с кем она спорила, у кого училась, с кем прошла по жизни. Автор книги - Марина Анатольевна Дроздова - ученица и продолжательница творческих традиций Марии Вениаминовны Юдиной, свидетель ежедневных ее трудов и подвигов — с любовью повествует о человеке, основу мировоззрения которого составляла вера в Бога.
Как отмечает Марина Анатольевна, она стремилась к тому, чтобы жизнь Марии Вениаминовны, трудная, необычайно интересная, богатая событиями трагическими, драматическими и радостными, жизнь, пронизанная «лучами Божественной любви», предстала перед читателем в возможно более подлинном, не искаженном временем и позднейшими интерпретациями, нередко и кривотолками, виде. Получив бесценный дар — веру в Бога, открыв свое призвание, Мария Вениаминовна всю жизнь стремилась вырасти в полную меру этого призвания. «Нужно стать равным самому себе», — записывала она в юношеском дневнике. Понимала ли она, что достичь этого возможно только «став, по слову Апостола, сотрудниками Божиими, возложив на себя вместе с Ним одно иго»?
«Это мое призвание! — писала 17-летняя девушка в своем дневнике. — Я верю в него и в силу свою в нем. Я должна вечно и неизменно идти по пути духовных созерцаний, собирать себя для просветления, которое придет однажды. В этом смысл моей жизни здесь; я — звено в цепи искусства». Могла ли юная Маруся предвидеть, сколь неподъемно труден путь духовного возрастания, с какими искушениями, противостоять которым она не всегда была в силах, придется встретиться ей в жизни? Мария Вениаминовна была, как и все мы, человеком со своими достоинствами и недостатками, но человеком гениальным. Еще в ранней юности она поняла, что «так жить, как Он (Христос), нельзя, ибо ведь мы — люди. Мы должны следовать Его словам о нашей жизни, а приобщение к Нему нам дано — в Таинстве Евхаристии». Мария Вениаминовна шла путем веры, не теряя любви к Богу и людям, переполненная всемирным чувством «круговой поруки всего человечества».
Маруся Юдина, по словам автора, не ошиблась в выборе призвания. Читая ее дневник, мы видим, что уже в юные годы среди всех искусств музыку она ставила на самую высокую ступень: ведь именно музыка открыла ей Бога. Юдина осознавала, что через музыку, через свое исполнительское искусство она должна нести людям обретенную ею красоту как высшую, Божественную реальность. «Вы спасетесь через музыку», — эти поистине провидческие слова сказал ей известный московский священник и проповедник протоиерей Николай Голубцов. И действительно Марии Юдиной суждено было стать великим музыкантом, одним из столпов мирового исполнительства, обогатившим сокровищницу фортепианного искусства своими несравненными интерпретациями сочинений И.С. Баха, Л.- ван Бетховена и А. Моцарта, И. Брамса и Р. Шумана, М. П. Мусоргского, Д. Д. Шостаковича. И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита и Б. Бартока.
Как отмечает Марина Анатольевна, сразу же надо подчеркнуть, что и среди великих представителей исполнительского искусства, Мария Вениаминовна Юдина занимает особое, по-своему уникальное, место. И дело, разумеется, совсем не в том, кто выше, кто лучше — каждый из них велик и каждый неповторим. Как сказал Иосиф Бродский, «на таких высотах иерархии нет». Юдиной, как никому другому, каким-то непостижимым образом удавалось переплавить в звуки исполняемой ею музыки весь свой жизненный опыт, все свои размышления и духовно-религиозные поиски. Для нее не существовало границ между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, музыкой и философией и — что, по мнению автора, кажется особенно редким и важным — музыкой и реальной жизнью, со всей ее неизбежной прозой. Она умела обобщить все понятое и пережитое и, «идя от жизни, свою мысль», вложенную в великие музыкальные творения, «откристаллизовать в такие целостные формы», чтобы они адекватно выражали «суть и смысл современности».
Деятельность музыканта-исполнителя открывала перед Юдиной обширнейшие возможности: она могла играть необозримое количество дивных творений в своих сольных концертах, музицировать с певцами, что обожала с ранних лет, участвовать в инструментальных ансамблях, когда «искусство пронизывает всех и всем радостно в нем вместе быть». Когда ей стало тесно в рамках чистого исполнительства, Мария Вениаминовна стала сопровождать свои концерты кратким обращением к публике, читая стихи Бориса Пастернака и других любимых ею поэтов, делясь некоторыми сокровенными мыслями. В этом, несомненно, проявлялась ее открытость, ее обращенность к людям, ее стремление к соборности в самом широком понимании этого слова.
Как свидетельствует автор, желание Марии Вениаминовны говорить с людьми никогда не угасало. Невозможно, - говорит Марина Анатольевна, - без волнения читать в одном из писем 1964 года слова, идущие из глубины исстрадавшейся души - это было время ее длительного отлучения от концертной деятельности: «...сейчас я сознаю и чувствую острейшую необходимость - творческую и нравственную - нечто сказать аудитории - светлое, прекрасное, понятное и, быть может, одновременно "загадочное"... В искусстве всегда есть это "остаточное" — нечто». Именно в это столь тяжелое время она с грустью говорила, что чувствует себя «заживо погребенной».
И все-таки ее слово звучало! Ее интерпретации, полные гражданского и этического пафоса, становились явлением общекультурного масштаба и, несомненно, оказывали и продолжают оказывать мощное воздействие на музыкантов-профессионалов и широкие круги слушателей. Нельзя забывать, что в то «смутное время», когда Юдина концертировала особенно активно, когда одна только музыка с ее трансцендентной выразительностью и могла заменить загнанное в лагеря, задушенное Слово, именно Мария Вениаминовна, по точному суждению Андрея Федоровича Хитрука, «несла с эстрады то Слово, которое в иной форме никогда не прозвучало бы в России первой половины XX века».
В конце жизни, понимая свою «особость», Мария Вениаминовна говорила: «Я единственный музыкант, который работает с Евангелием в руках». Этим она хотела сказать, что ее глубокая («посильная, как она всегда подчеркивала) вера в сочетании с обширными знаниями и профессиональным мастерством открыла перед ней многие тайные музыкальные смыслы, ведомые далеко не всем. «Человеческое слово упирается в Слово, — писала Юдина митрополиту Филарету (Вахромееву). — А музыка окутана завесой тайны, и Слово обитает внутри ее бытия». Во что бы то ни стало хотела она поделиться своими открытиями с возможно более широкой аудиторией, ясно понимая, что жить ей осталось недолго, а она - одна из тех немногих музыкантов, которым открывается этот мир. Земные труды Марии Вениаминовны окончились 19 ноября 1970 года.
*** Эта книга рассказывает историю жизни и духовного становления выдающегося музыканта-исполнителя Марии Юдиной. Во времена безбожия Мария Вениаминовна бесстрашно исповедовала веру. Ни угроза расстрела, ни исключение из консерватории, ни лишение возможности выступать с концертами — ничего не могло ее остановить. Она видела свое призвание в том, чтобы нести в мир правду Божию, говорить о Божественной любви и красоте. Впервые читатель откроет религиозный мир Марии Юдиной, узнает о пути, на котором силою благодати Божией совершается спасение человека для вечности.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!