Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Жития святых, чтомые в утешение недугующим и скорбящим.
По словам прп. Никона Оптинского, «избранный Богом человек познается по тому, что ему постоянно посылаются скорби и печали». «Нельзя же прожить так, - продолжает эту мысль прп. Иларион, - чтобы никто нас не опечалил или не оскорбил, а Апостол говорит: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22). Говорится также: «тяготы друг друга носите, и так исполните закон Христов» (Гал.6, 2). Конечно, не так просто понять и прочувствовать всем сердцем, что Господь посылает нам скорби и печали не в наказание, а ради укрепления души на пути к вечной жизни. Но что делать, когда во время обуревающих скорбей все же «колеблется сердце наше и смущаются мысли наши? Самое первое и единое прибежище – это, конечно, Господь, а кроме того, Его Пречистая Матерь и святые угодники Божии, к которым мы молитвенно обращаемся в минуты скорби. А на нашей книжной полке сегодня представлена книга, которую читателям как утешение предлагает Издательство «Ковчег». Она называется - «Жития святых, чтомые в утешение недугующим и скорбящим». ***
Как говорит прп. Амвросий Оптинский, «все мы желаем получить спасение и наследовать Царствие Небесное, но часто забываем, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22), и потому нередко ищем счастья земного и отрады временной в заботах житейских и в привязанности к мирским вещам. Потому Всеблагий Господь Промыслом Своим и разрешает этот узел, наводя неожиданные лишения и неожиданную скорбь, чтобы мы осмотрелись и обратили душевный взор свой к приобретению благ не временных, а вечных, которые прочны и никогда не изменяемы. В данной книге собраны жития святых, пострадавших при жизни, перенесших тяжелые жизненные испытания и страдания, но все претерпевших и достигших Царствия Божия. Это первомученица, равноапостольная Фекла, великомученицы Варвара, Екатерина, Ирина, великомученик Евстафий Плакида, святые Царственные страстотерпцы, преподобные Пимен Многоболезненный и Антоний Оптинский, преподобная Макрина.
Открывается издание житием святого праведного и многострадального Иова, память которого мы празднуем сегодня 19 мая. Как говорится в житии, святой праведный Иов по рождению своему происходил из племени Авраамова; жил он в Аравии в промежутке времени примерно между 2000—1500 гг. до Р. X. Был он человеком истины, отличался безукоризненным поведением, справедливостью с доброжелательством ко всем и благотворительностью, а всего более богобоязненностью с соблюдением невинности сердца и удалением от всего злого не только в делах, но и во внутренних помышлениях. У него было семь сыновей и три дочери. Известен он был в своей стране и богатством: у него были огромные стада различного домашнего скота, множество слуг; принимал он живое и деятельное участие в жизни своих соплеменников и оказывал большое влияние на дела общественные, по всему Востоку он был в великом почете за свои благородство и честность.
Все православные христиане знают дальнейшую историю праведника. В одночасье Иов лишился богатства и детей своих. Однако, услышав ужасные вести, он преклонился пред Господом и сказал: «Нагим я вышел из чрева матери своей, нагим и возвращусь в чрево матери земли. Господь дал, Господь и взял! Как угодно Ему, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!» Так во всем этом Иов не согрешил пред Богом ни одним безрассудным словом. Но в скором времени лишился он и здоровья, все тело Иова покрылось страшной проказой от подошвы ног по самое темя. Страдалец должен был выселиться из среды людей – так полагалось поступать с заразными людьми. Все соседи его и знакомые отстранились, оставили его. Даже жена его утратила сострадание к несчастному. Но и в этот раз Иов не согрешил пред Богом, уста его не произнесли ничего хульного на Бога, не было никакого ропота.
«Иов разъяснял своим друзьям и уверял их, что он страдает не за грехи, но что Бог по Своей, непостижимой для человека, воле посылает одному тяжелую, а другому счастливую жизнь. Друзья Иова, полагавшие, что Бог поступает с людьми по тем же законам возмездия, по которым произносит Свой суд и человеческое правосудие, не убеждались его оправдательными словами». Но претерпев все эти несчастья, святой остался верен Богу, был исцелен и благословлен Господом, вновь у него родились дети. «После терпеливо перенесенных им испытаний он прожил сто сорок лет (всего же он жил на земле двести сорок восемь лет), и видел он потомство свое до четвертого рода; умер насыщенный днями в глубокой старости; ныне же он живет жизнью нестареющейся и неболезненной в Царствии Небесном.
Прошли тысячелетия, и в день, когда упокоился этот ветхозаветный праведник, в России в семье Цесаревича Александра Александровича и его супруги Марии Феодоровны родился сын - будущий Император Николай II. Колокольный звон всех церквей и гром пушек отметили крещение младенца. Будущий царь с детства отличался благочестием и старался в добродетелях подражать праведному Иову Многострадальному, в день памяти которого родился, и святителю Николе, в честь которого был назван. «Я родился в день Иова Многострадального, — говорил он, — и мне предназначено страдать». Николай Александрович рос кротким, ласковым мальчиком, был уступчив, вежлив и добр. Его глубоко трогало всякое человеческое горе. Близкие отмечали: «У Николая душа чистая, как хрусталь, и горячо всех любящая».
Образование сына по воле Августейшего отца велось в строго православном духе. С раннего детства наследник был приучен к дисциплине и физическим упражнениям. День свой он начинал и заканчивал молитвой. Много времени проводил за книгой. Николай Александрович удивлял своих учителей отличной памятью и способностями. Он успешно закончил высший курс юридических, военных и экономических наук, свободно владел несколькими европейскими языками, прошел военную подготовку в пехоте, артиллерии, кавалерии и на флоте. Николай II взошел на престол 2 ноября 1894 года и дал присягу «Всегда иметь единой целью мирное преуспевание, могущество и славу дорогой России и устроение счастья всех Наших верноподданных». С самого начала своего правления Российской державой Император Николай II относился к обязанностям монарха как к священному долгу. Государь глубоко верил, что и для стомиллионного русского народа царская власть была и остается священной.
Государь Николай 2 венчался на царство в 1896 году в Москве, в Успенском соборе Кремля. Митрополит московский Сергий обратился к нему со словами: «...как нет выше, так нет и труднее на земле Царской власти, нет бремени тяжелее царского служения. В представлении Государя самодержавие и Россия существовали неразрывно. Этому мировоззренческому принципу он следовал всю жизнь. В опросном листе первой Общероссийской переписи населения на вопрос о роде занятий он ответил кратко и емко: «Хозяин земли русской», всем своим существом ощущая неразрывность Царя и России. Государь, восходя на престол, принимал помазание на царство и становился священной особой. Как в Церкви Глава — Христос, как в семье глава — отец, так Царь был главой Российского государства, отцом русского народа. Через таинство Помазания на царство устанавливалась особая связь между Царем и Богом, делая Царя выразителем Промысла Божия.
Вера была для Государя главной опорой в жизни. Он жил, думал и чувствовал как истинно церковный человек; в этом и было его единство с простым народом, с многомиллионным крестьянством. Но именно это и создало стену непонимания и отчуждения между Государем и высшими слоями общества. Знать, включая Великих Князей, и либеральная интеллигенция внутренне не разделяли мировоззрения Государя. Вера многих давно перестала быть сущностью их жизни, оставаясь лишь ширмой внешнего соблюдения традиций. Присяга и клятва на верность Царю и Отечеству утратили для большинства свое сакральное значение. К несчастью, даже многие члены царской династии перестали быть опорой для Государя. Всё это в конечном итоге послужило еще одним большим шагом к той трагедии, которая произошла в ночь на 17 июля 1918 года. Но все страдания, которые выпали на долю святого Царя, он принял с полной покорностью воле Божией, простив перед смертью всех своих врагов.
*** Преподобный Варсонофий Великий говорил: «Все, что ни случается с человеком, служит к испытанию и спасению его, чтобы он потерпел и во всем укорял себя». И когда мы читаем жития святых, то видим - как многое они терпели, совершая благие дела, как были ненавидимы и оскорбляемы людьми порой до самой своей кончины. Одни из них скитались по пустыням, терпя лишения и напасти, другие испытывали поругания и побои в тюрьмах и темницах. Немало наших святых приняло мученическую смерть за веру христианскую. И все они, устремляясь к почести вышнего звания, шли путем скорбным, земля видела их в бедствии и огорчении. Но праведники не усомнились и с помощью Божией шли к вечному покою путем, исполненным бед и скорбей. Быть может их жития помогут и нам понести наши, несравнимо меньшие скорби и страдания, который встретятся нам на нашем жизненном пути.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!