Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Анатолий Лазарев. Троице-Сергиева обитель в истории Русской Церкви и государства.
18 июля мы праздновали день памяти великого русского святого – преподобного Сергия Радонежского, а сегодня чтим Собор Радонежских святых, в ряду которых сродники святого старца, его ученики и собеседники, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. Велики заслуги Преподобного перед Русской Церковью и Русским государством, поэтому с веками не меркнет в народном сознании память о нем, святой Сергий является одним из наиболее почитаемых святых нашего Отечества. Священник Павел Флоренский точно определил главную заслугу Преподобного, назвав его «духовным родоначальником Московской Руси», источником «утешения и надежды на всеблагой Промысл Господень, действующим одному Ему ведомыми путями в судьбе каждого человека и целых народов». Поэтому Игумен земли Русской остается для всех ищущих его помощи верным маяком в бушующем море житейских страстей. Исключительно большое значение имеет в русской истории и основанная святым Сергием Троицкая обитель. О ней, а также о ее устроителе, прп. Сергие и его последователях, рассказывает книга, выпущенная в свет Издательством Никея. Она называется – «Троице-Сергиева обитель в истории Русской Церкви и государства». ***
Эта книга, по словам издателей, предназначена широкому кругу читателей, любящих историю России и интересующихся ее духовной жизнью. В ней в значительной полноте и в тесной связи с событиями русской истории представлены многочисленные факты из жизни великого русского святого Преподобного Сергия Радонежского, его окружения и последователей. Значительное место в книге отведено недавнему историческому прошлому, когда Русская Церковь подверглась суровым гонениям. Троице-Сергиева Лавра, существующие при ней Московская духовная академия и семинария достойно выдержали этот удар, сохранив и восстановив свои традиции.
В предисловии книги, ее автор протоиерей Анатолий Лазарев пишет: «Во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа раздался Его Божественный призыв: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11,28-29). На этот зов отозвалось множество людей, жители Палестины жадно внимали и с радостью принимали в свои сердца Благовестие. После искупительной Жертвы на Кресте, Воскресения Христова, а затем и Его Вознесения осталось учение, охватившее через проповедь апостолов весь мир. Из века в век увеличивалось число людей, находивших удовлетворение своей духовной жажды в Евангельском учении. Однако обычные люди в своей борьбе с грехом нуждались в действенной поддержке, в живом примере и мудром наставлении. И это они находили в лице подвижников, часто скрывавшихся в пустынях и оттуда светивших миру светом своих подвигов. И как раньше народ шел ко Христу Спасителю, так впоследствии он пошел к угодникам Божиим, стяжавшим благодать Христову.
Если обратиться к истории нашего Отечества, то, по словам автора, можно заметить, что почти сразу после Крещения Руси появились как пустынники, так и иноки, жившие в монастырях, стремившиеся к осуществлению Евангельского идеала. Древнерусский мир во всех сторонах своей жизни видел высокое влияние святых обителей, угодников Божиих, просиявших в Русской земле. Особенно это влияние заметно при рассмотрении истории Троице-Сергиевой Лавры и жизни ее основателя — Преподобного Сергия. Еще при жизни к нему, «изрядному сосуду благодати Божией», стекалось множество людей. И со дня его кончины до наших дней народный поток в созданную им обитель не уменьшается. Ради чего приходят сюда православные? Ответ на этот вопрос мы слышим в тех же приведенных выше словах Христова Евангелия (Мф. 11, 28-29), которые часто звучат у мощей Преподобного. Здесь все приходящие с верой обретают покой душам своим, получают благословение и исцеление телесных и душевных недугов.
О том, какое значение в жизни русского народа имеет обитель прп. Сергия, автор пишет следующее: «Еще при его жизни монастырь объединил все стороны русской жизни. Если перелистать страницу за страницей историю Троице-Сергиевой Лавры, то с очевидностью убедимся в том, что связь обители с историей русского народа очень тесная. Об этом точно сказал в начале XX века профессор Московской духовной академии Павел Николаевич Каптерев: «Имя Сергия и его монастыря раз и навсегда сплелось с судьбами России». Прежде всего, Троице-Сергиева Лавра на протяжении всей своей истории являлась и является духовным оплотом и центром русского православия. От нее началось развитие монашества в Северо-Восточной Руси — из братии Лавры вышел целый ряд основателей других монастырей, а также архипастырей, мудро управлявших Русской Церковью или ее отдельными епархиями.
Патриотическая деятельность Троице-Сергиевой обители проходит красной нитью через всю ее историю. В центре лаврской площади между Троицким собором и колокольней стоит обелиск, на одной из сторон которого имеется надпись: «Три были несчастливые времена, и в оных сия обитель к сохранению Отечества содействовала и спомоществовала». И действительно, в трудные для нашего государства времена монастырь не был безучастным свидетелем бедствий, а помогал чем мог. Помогал материально, а особенно морально и духовно, когда своим нравственным влиянием воодушевлял русских людей на великие подвиги. Общеизвестны труды самого Преподобного Сергия по объединению русских земель, умиротворению враждовавших князей, а также его благословение и духовное руководство в знаменитой Куликовской битве. Даже по смерти подвижника у его гроба разрешались сложные удельные противоречия, прекращались споры и скреплялись крестным целованием княжеские взаимные обязательства и договоры.
Лавра никогда не принимала сторону самозванцев, а призывала к борьбе против них. В начале XVII в., во время Смуты, когда Россия стояла на грани национальной катастрофы, стены монастыря выдержали шестнадцатимесячную осаду, а братия показали всему народу пример мужества и самоотверженности в борьбе с врагами веры и отечества. Эти же стены дважды укрывали молодого царя Петра I от его врагов. Во время освободительной и справедливой борьбы с разными захватчиками обитель Преподобного Сергия всегда благословляла русское воинство и оказывала ему щедрую материальную помощь. Наконец, необходимо подчеркнуть большое культурное и просветительное значение Троице-Сергиевой Лавры. Как отмечал отец Павел Флоренский, - «русская книга, русская литература, вообще русское просвещение основное свое питание получали всегда от просветительской деятельности, сгущавшейся в Лавре и около Лавры».
Не оставаясь безучастной к историческим судьбам нашего Отечества, обитель Преподобного Сергия с самого начала своего существования плодотворно содействовала культурному возрождению и просвещению русского народа. Троице-Сергиев монастырь стал таким же духовным и культурно-просветительным центром Московского государства, каким был в Киевской Руси КиевоПе-черский монастырь. Здесь велось летописание, составлялись жития русских святых, переводились и переписывались книги. Со времени основателя Троицкого монастыря ярко засветился свет просвещения и науки, который с течением времени разгорался все ярче и шире. «Уже прп. Сергий требовал от братии, наряду с телесными трудами, неустанного чтения, а для чтения необходимо было завести и мастерские переписчиков; так Сергиева Лавра от самого основания своего делается очагом обширной литературной деятельности». Здесь в убогих и темных келиях трудолюбивые иноки при свете лучины переписывали книги. Труды троицких мастеров на века сохранили многие памятники отечественной письменности.
Ну и как пишет автор, нельзя не отметить и большую хозяйственную и благотворительную деятельность Троице-Сергиева монастыря, об этом также говорится на страницах этого издания. В целом, исходя из свидетельств этой всесторонней деятельности Лавры, ее многовековую историю можно вместе с отцом Павлом Флоренским назвать микроисторией или своего рода конспектом истории нашей Родины. По его же выражению, «здесь ощутительнее, чем где-либо, бьется пульс русской истории... здесь Россия ощущается как целое». Цель книги, по словам автора, состоит в том, чтобы показать место и значение Троице-Сергиевой обители в истории Русской Церкви и государства. Поэтому отец Анатолий не дает полную историю монастыря, а приводит лишь ее отдельные моменты, значимые для понимания роли обители в тех или иных церковных и государственных событиях.
*** Автору этой книги, как и многим, близка Троице-Сергиева Лавра. В течение ряда лет отец Анатолий обучался в лаврской духовной школе. В основе же этого издания — его кандидатская работа, успешно защищенная в 1976 году. Тема предложена приснопамятным архимандритом Иннокентием (Просвирниным). Спустя 33 года диссертация была переработана и дополнена для представления на конкурс научных исследований Фонда святителя Макария (Булгакова). В 2009 г. по результатам конкурса автор получил благодарность фонда за высокие достижения в церковно-исторических трудах. В честь славной исторической даты — 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского — по благословению Митрополита Рязанского и Михайловского Павла было решено издать этот скромный труд отдельной книгой. И сегодня она перед вами.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!