Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Прп. Иустин (Попович). Церковные таинства. Учение о загробной жизни и страшном суде.
Сегодня мы продолжаем знакомить вас с духовным творчеством преподобного Иустина (Поповича) и предлагаем вашему вниманию четвертый том из Собрания творений известного сербского богослова. По словам издателей, произведения отца Иустина служат восполнению фундаментального православного образования в наши дни. Ведь Священные устои Православия у некоторых святых отцов именовались «святыми догматами». А, следовательно, опытное постижение истин православной веры возможно только через тщательное изучение святоотеческой догматики. К этому и призывают нас труды преподобного Иустина, выпущенные в свет Издательством Паломник в пяти томах. ***
В начале я напомню нашим телезрителям содержание первых трех томов данного собрания сочинений прп. Иустина (Поповича). В первый том вошли: жизнеописание преп. Иустина, составленное иеромонахом (ныне епископом) Афанасием (Евтичем), главы из православной аскетики и гносеологии - «Путь к Богопознанию» и книга «На Богочеловеческом пути». Здесь же представлены публицистические статьи владыки, письма к духовным чадам и священству, проповеди и другие произведения. Второй том содержит первые две части «Догматики Православной Церкви», труда, над которым святой отец работал всю жизнь. Во втором томе даются предварительные сведения о догматической науке, раскрывается понятие о троичном Боге и Его свойствах, учение о Боге как Творце и Промыслителе мира, учение о грехопадении и его последствиях, учение о причинах и целях Боговоплощения, о Лице Господа Иисуса Христа и образе соединения в Нем двух — божественной и человеческой — природ, о Пресвятой Богородице и Ее роли в Домостроительстве спасения.
Третий том Собрания творений преподобного Иустина содержит следующие две части его «Догматики Православной Церкви», а именно «Сотериологию» и «Экклесиологию», включающие осмысление и изложение православного учения о спасении и о Церкви. Данный том «Догматики» прп. Иустина непосредственно опирается на святоотеческое Предание, всецелое следование которому становится важнейшей чертой его богословской методологии. Это выражается не просто в обильном цитировании творений Святых Отцов, но прежде всего в верности самому духу церковного Предания, благодаря чему догматика перестает быть только учебным теоретическим курсом, но становится живым свидетельством о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1-2).
Наконец, четвертый том собрания творений содержит завершающие 5-ю и 6-ю части «Догматики Православной Церкви»: «Пневматологию» и «Эсхатологию». Рассмотрим каждую часть отдельно. Название пятой части - «Пневматология» говорит о том, что в ней автор излагает православное учение о Святом Духе, Его действиях в Церкви, в мире и человеке. Следуя своему оригинальному и творческому методу объяснения церковного учения, преподобный Иустин подробно рассматривает основания и образы действия Святого Духа в Церкви – в жизни Богородицы, святых и каждого христианина. Кроме того, большое внимание автор уделяет благодатным средствам передачи Святого Духа членам Церкви – церковным Таинствам и обрядам, а также раскрывает благодатное содержание православного почитания Божией Матери, святых и их мощей, икон и Креста.
Вот несколько слов отца Иустина о Духе Святом: «Дух Святой — это Дух премудрости (Еф. 1:17); если человек получит Его, то исполнится Божественной премудростью. Дух Святой — это и Дух откровения (Еф. 1:17). Божественной премудростью Он в сердце верующего открывает и сказует тайну Иисуса Богочеловека; так духоносец приходит к истинному познанию Христа. Никакой человеческий дух никакими собственными усилиями не в состоянии познать Христову тайну в ее Божественном и спасительном совершенстве и полноте. Духу человеческому открывает это только Дух Святой, посему и именуется Он Духом откровения (Еф. 1:17). Памятуя об этом, духозарный Апостол благовествует: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор. 12:3). Дух Святой как Дух Истины и как Дух откровения вводит во всякую истину Христовой, Богочеловеческой Личности и Его Богочеловеческого домостроительства спасения и научает нас всему Христову. В этом причина того, что и всё Христово Евангелие, со всеми его Богочеловеческими истинами, называется Откровением. В этом причина и того, что в Церкви каждое церковное священнодействие, чин, богослужение, таинство, то есть любое дело, - совершается призыванием, эпиклезой силы и благодати Святого Духа».
Шестая часть «Догматики» называется - «Эсхатология», а это значит, что в ней автор рассматривает православное учение о конечных судьбах мира. Поэтому она целиком посвящена таким вопросам, как посмертная участь и загробная жизнь человеческой души, последние времена, приход антихриста, Второе Пришествие Христово, Страшный Суд, воздаяние и другие. Ну и так как в этот воскресный день мы за Литургией слушали Евангелие о Страшном суде, обратимся к сочинению святого отца, к той главе, где он пишет именно на эту тему. Эта глава называется «Всеобщий и последний Суд». «При Своем Втором Пришествии Владыка Христос, воскресив мертвых, совершит Всеобщий и Последний Суд. Этот Суд охватит всех людей всех времен: никто из людей не сможет его избегнуть. Об этом святой апостол Павел пишет: Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор.5:10). Все люди — хотят ли они того или нет — спешат через врата смерти ко Всеобщему Суду и к Вечному Судии, ко Христу».
«Всё — от самого значительного до самого мельчайшего в нашей человеческой жизни, в нашей человеческой душе, в нашем человеческом мире - по словам прп. Иустина, — известно Ему (Христу) до малейших тонкостей. А Его уникальная всеправедность и всемилосердие — залог того, что Его Суд о каждом из нас будет и всеправедным, и всемилостивым, и безгрешным, и непогрешимым. Счастье человеческого рода, и причем исключительное его счастье, — как раз в том, что Суд над нами принадлежит именно Владыке Христу, Богочеловеку, а не какому-то существу низшему, которое бы в силу самого того, что оно — не Богочеловек, обречено быть погрешимым или, во всяком случае, невсеведущим и невсевидящим в своих суждениях о таком несказанно сложном и загадочном существе, каков человек».
Зная нашу привязанность ко всему земному, святой отец напоминает: «Наша человеческая жизнь — это жизнь в мире Божием, где всё принадлежит Богу. Да и сами мы — дело Божиих рук, Божие творение: ибо и душа, и тело у нас от Него. Поэтому вполне естественно, если в конце всего посмотрит Он, проверит и оценит — и изречет суд о том, как Его творением, то есть душой и телом, жили мы в Его имении. И таким образом всеправедно и всемилостиво определит Он нашу дальнейшую участь на всю вечность. Сделает же Он это безошибочно, непогрешимо: каждый получит то, чего заслуживает и что больше всего любит», … «каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». Исходя из этих слов святого отца, стоит задуматься каждому из нас, что же мы больше всего любим в этой жизни, и какие дела творим.
А вот что говорит прп. Иустин о тех, кто не верит Бога, и всячески отвергает Его. «Страх и ужас Страшного Суда для грешников, - отмечает автор, - будет заключаться особенно в том, что все они в тот момент ясно увидят и познают, что Иисус Христос и в самом деле воплотился ради спасения всех, пострадал за всех, преподал всем в Церкви благодатные средства спасения — святые таинства и святые добродетели; что Он — действительно единственный Спаситель людей. Что Его Евангелие — и вправду единственный истинный смысл и цель человеческой жизни на земле, что Его имя — и в самом деле единственное имя, которым люди могут спастись от жуткой бессмыслицы греха и смерти и избежать вечного мучения в вечном царстве греха и зла — в преисподней. Тогда всякий не уверовавший во время земной жизни во Христа как Бога и Спасителя ясно почувствует всем своим существом, что тем самым он уже на земле осудил себя на вечные муки», - заключает святой отец. А о том, что еще говорит прп. Иустин о конечных судьбах мира, читайте на страницах данной книги.
*** Эта книга, по словам издателей, особенно актуальна сегодня в связи с повышенным интересом к тематике церковных Таинств и вопросам христианской эсхатологии. Свое изложение учения Церкви на эти темы преп. Иустин обильно сопровождает цитатами из святоотеческих произведений и церковной гимнографии. Целиком данное издание представляет ценность не только для специалистов в области богословия и студентов богословских учебных заведений, но и для всех ищущих духовного назидания читателей. Надеемся, - говорят издатели, - что полное «Собрание творений преподобного Иустина (Поповича)», станет для всех настоящим учебником веры и ясным ориентиром в духовной жизни.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!