Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Александр Яковлев. Патриарший крест.
Основное событие, которому посвящен нынешний 2017 год – это Поместный Собор 1917-1918 гг. и восстановление Патриаршества. А сегодня мы празднуем тот день, когда на Патриарший престол был избран митрополит Московский Тихон (Белавин). Произошло это 18 ноября 1917 года, ровно 100 лет назад. В Храме Христа Спасителя состоялась Литургия, после чего был отслужен молебен с чтением особой молитвы. Всё это время на аналое перед иконой Владимирской Божией Матери стоял ларец с тремя записками, на которых были начертаны имена кандидатов. По окончании молебна с ларца были сняты печати, и иеросхимонах Алексий, затворник Зосимовой пустыни, не глядя, вынул из ларца записку. Митрополит Владимир внятно прочел: «Тихон, митрополит Московский». Как вспоминал потом митрополит Евлогий (Георгиевский), «Словно электрическая искра пробежала по молящимся... Раздался возглас митрополита: «Аксиос!», который потонул в единодушном «Аксиос!.. Аксиос!..» духовенства и народа. Хор вместе с молящимися запел «Тебе Бога хвалим»... Ликование охватило всех. У многих на глазах были слезы. Чувствовалось, что избрание Патриарха для всех радость обретения в дни русской смуты заступника, предстателя и молитвенника за русский народ...» Понять то, каким тяжелым был этот жребий, выпавший на долю Святейшего Тихона, рассказывает книга Александра Яковлева «Патриарший крест». ***
В этой книге Александра Яковлева, автора исторических романов «Век Филарета», «Александр II», «Корона и крест», рассказывается о церковной жизни в России в 1918-1923 годах, в период начавшихся гонений Советского государства на Церковь. Основное внимание уделено деятельности Патриарха Московского и всея России Тихона (Белавина), даны яркие портреты православных иерархов и их противников - вождей РКП(б), деятелей ГПУ и обновленчества. Среди действующих лиц: бывший революционер Лев Тихомиров, купец Иван Постников, ставший монахом, и профессор Алексей Лавриков, ищущие свое место в жизни послереволюционной России. Книга основана на архивных документах, материалах газет и журналов начала 1920-х годов.
С первых строк романа мы видим то состояние, в котором пребывала Россия в те неспокойные дни. Автор пишет: «Круто изменилась жизнь Москвы в 1918 году. С конца февраля в Кремле обосновалось новое правительство, и бывшее некогда средоточие церковной жизни превратилось в «красную крепость», с латышами и китайцами-часовыми на стенах и закрытых ворот. Старые москвичи, проходя мимо, сокрушенно вздыхали да крестились на золотые кремлевские купола. Разруха, об угрозе которой кричали все газеты накануне падения самодержавия, стала в Москве реальностью, и жители только сейчас сознавали, как хорошо жилось при царском режиме». «Тяжелое время пришло на Русь, - продолжает автор. – Рухнул старый мир. Пали сдерживающие заслоны, и гордыня обуяла многих. В стране, будто по слову пророка Исайи, опустошенной стала земля, города и поля, все опустело».
Однако, как отмечает автор, в тоже самое время для освобожденных от всего материального людей открылась возможность обратиться к тому, что обыкновенно оставалось ими «на потом», к духовному содержанию жизни, к смыслу жизни. Вдруг стала очевидной необходимость выбора наисерьезнейшего: между житейскими благами и вечными ценностями, за одни платили жизнью, за другие тоже жизнью, только вечной. И именно в это время, под гром орудий, под стрекот пулеметов вступил на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, которого большевики называли «вторым царем» и видели в нем «крайне опасный центр открытого сопротивления». А между тем он был самым добрейшим из кандидатов, избранных на патриаршее служение.
Любовь к Церкви, кротость, смирение, чистота сердечная, целомудрие, удивительная врожденная простота, так прежде присущая русскому народу, постоянная доброжелательность ко всем, особенный дар рассудительности, положительности - все это сделало когда-то Василия Белавина любимцем товарищей-студентов, которые шутя, называли его Патриархом. В те времена, не могло и в голову прийти, что это шуточное прозвище окажется пророческим, потому что патриаршества тогда в России не существовало. Через несколько лет, незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». И пророчество старца сбылось.
Невозможно представить сегодня всю тяжесть ответственности, которая легла на плечи нового Патриарха. Большевики разогнали Учредительное собрание, и он оказался единственным законно избранным вождем народа, так как в выборах членов Собора участвовало большинство населения страны. Как пишет автор, «Менее чем за год святитель Тихон стал известен всей Москве, и москвичи его полюбили. Он безбоязненно выезжал служить по приглашению в разные храмы московские храмы на престольные праздники, редко кому отказывал. Ездил сначала в архиерейской карете, а с осени 1917 года – в пролетке. Впереди обыкновенно ехал иподиакон в стихаре с высоко поднятым крестом, знаком патриаршей власти. Народ благоговейно останавливался на тротуарах и снимал шапки, хотя иные шапок не снимали, насмешливо улыбались, а то и курили.
Полюбили москвичи и само служение святителя Тихона, сосредоточенное, спокойное, лишенное театральности. Едва вносили патриарший крест, и на орлец посреди храма ступал патриарх, он становился центром общего внимания. Сослужащие архиереи, священники, диаконы, певчие, чтецы – все проникались его тихим молитвенным настроением. После службы первосвятитель непременно говорил слово к молящимся, говорил коротко и просто, и всякий чувствовал его искренность и доброту. Потом благословлял молящихся, терпеливо давал целовать крест и с ласковой улыбкой крестил тысячи людей, склонявшихся в поклоне». «В те годы, по словам автора, лишь близкие люди, келейник Яков и иные давние знакомые замечали разительную перемену, происшедшую со святителем Тихоном: до избрания на патриаршество московский митрополит был мужчиной средних лет, а после настолования на всероссийский престол оказался старцем.
Близкие заметили, что взгляд у их Тихона стал иным, более сосредоточенным и глубоким, при прежней простоте обращения возросла сдержанность в речи, вдруг на лице выступили глубокие морщины, а в фигуре появилась сутулость, будто патриарший крест на белом куколе и физически давил на святителя». Беззащитность Патриарха стала очевидной после попыток грабежа осенью 1917 года. Открытые угрозы в его адрес стали раздаваться после издания им в январе 1918 года послания об анафематствовании врагов Церкви. В окружающей его действительности Святейший видел времена первохристианские, когда иерарх превратился в вождя верных посреди моря враждебного. Он призывал русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков".
Для подъема в народе религиозного чувства, по благословению Святейшего устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие и сам Предстоятель. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, не имеющие богослужебного значения, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован. Против него затевали судебные процессы, его держали в тюрьме, устраивали допросы. Таким образом, последний период жизни Патриарха Тихона был наполнен скорбями. Но горечь этих выпавших испытаний переживали с ним милионы верных, верных своей Церкви и Патриарху Московскому и всея Руси. Обо всем этом и рассказывает Александр Яковлев в своей книге - «Патриарший крест»
*** Книга Александра Яковлева «Патриарший крест» рассказывает о жизни Святейшего Патриарха Тихона, который был призван к кормилу церковной жизни в столь трудный и трагический период, как установление Советской власти в России. Эта книга и о людях, которые в тяжких испытаниях оставались верны Церкви и любимому Патриарху, и о тех, кто люто ненавидел всех христиан, но в особенности священство и самого Предстоятеля. Сам грандиозный масштаб исторических событий сделал Святителя Тихона малопонятным для современников. И все же ни один иерарх Русской Церкви не привлекал к себе такого пристального, сострадательного и почтительного внимания всего христианского мира, какое привлекал Патриарх Тихон еще при своей жизни. Сам этот факт, указывающий на его мировое значение, его всемирный авторитет, заставляет нас обратиться к его образу с особенным вниманием и любовью. Чему и послужит настоящая книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!