Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протодиакон Василий Марущак. Святой врач. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
История Русской Православной Церкви XX века явила миру тысячи новых подвижников, угодивших Богу. Многоразличны духовные кресты, которые они несли в своей земной жизни, велики их подвиги. Но даже среди этих тысяч святых есть люди, сияющие на духовном небе, подобно особенно ярким звездам... Один из таких людей - архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). В нем естественно и гармонично сочетались вера и наука, жизнь во Христе - и широкие общественные интересы. Епископ Русской Церкви - и великий хирург, воспитавший своими открытиями и личным примером несколько поколений врачей; гонимый иерарх - и лауреат Сталинской премии за книгу «Очерки гнойной хирургии»; человек Церкви - и человек общества... Духовная биография этого выдающегося деятеля XX столетия составляет содержание книги, которая вышла в свет в Издательстве Данилова мужского монастыря и называется – «Святой врач. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)». ***
Автор данной книги - протодиакон Василий Марущак, - кандидат богословия, лауреат Всероссийской премии им. Святого Благоверного Князя Александра Невского, преподаватель Таврической духовной семинарии в Симферополе. В этой книге он отразил ценный опыт исследования жизни святителя Луки, ясно и выразительно воссоздав духовную биографию этого великого человека. Читатели познакомятся с жизнью ученого и архиепископа от его рождения в далекой Керчи в 19 веке и до последних дней в веке 20, которые прошли в городе Симферополе. Узнают, как и когда проходила его канонизация, где покоятся мощи святителя Луки и как они были обретены. Обо всём этом рассказывается в первой части книги. Остановимся на некоторых ее эпизодах.
Вот, например, автор рассказывает о том, как известный и почитаемый всеми врач стал священником. «Некоторые современники, знавшие Валентина Феликсовича, говорили, что тяжелая утрата горячо любимой жены надломила твердый характер профессора и он «ударился» в мистику, в религию». Но, по словам автора, именно в те печальные дни «Валентин Феликсович ясно увидел Десницу Божью, направляющую и укрепляющую его в таком горе, - и это результат крепкой, несомненной веры, сравнимой с Авраамовой верой, когда человек делает шаг в неизвестность, твердо уповая на Божественное обетование: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15).
Ташкентские прихожане свидетельствовали о том, что профессор Войно-Ясенецкий регулярно посещал воскресные и праздничные богослужения, был активным мирянином. Очень часто он бывал на богословских собраниях верующих, организованных настоятелем вокзальной церкви протоиереем Михаилом Андреевым, сам выступал с беседами на темы Священного Писания. Однажды в конце 1920 года Валентин Феликсович присутствовал на епархиальном собрании, на котором он произнес речь о положении дел Ташкентской епархии. Это выступление произвело большое впечатление на слушателей. После собрания правящий архиерей - епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) - отвел профессора в сторону и, восторгаясь глубиной и искренностью его веры, сказал: «Доктор, вам надо быть священником!»
Святитель Лука так вспоминает в своих мемуарах: «У меня никогда и мысли не было о священстве, но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами и, минуты не размышляя, сказал: "Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!"». И вот, глубоко веруя, что Промысл Божий сказывается в обстоятельствах, профессор, доктор медицины Войно-Ясенецкий со смирением преклоняет свою выю под иго священства. Вопрос о рукоположении был решен так быстро, что ему даже не успели сшить подрясник. «Уже в ближайшее воскресенье, - вспоминает Владыка, - при чтении часов, я, провожаемый двумя диаконами, вышел в чужом подряснике к стоящему на кафедре архиерею и был посвящен им в чтеца, певца и иподиакона, а во время Литургии и в сан диакона.
Конечно, это необыкновенное событие посвящения во диакона уже получившего высокую оценку профессора произвело сенсацию в Ташкенте, и ко мне пришли большой группой во главе с одним профессором студенты медицинского факультета. Конечно, они не могли понять и оценить моего поступка, ибо сами были далеки от религии. Что поняли бы они, если бы я сказал им, что при виде карнавалов, издевающихся над Господом нашим Иисусом Христом, мое сердце громко кричало: "Не могу молчать!" Я чувствовал, что мой долг - защищать проповедью оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому. Через неделю после посвящения во диакона, в праздник Сретения Господня 1921 года, я был рукоположен во иерея епископом Иннокентием... Мне пришлось совмещать мое священство с чтением лекций на медицинском факультете... Преосвященный Иннокентий, редко сам проповедовавший, назначил меня четвертым священником собора и поручил мне все дело проповеди. При этом он сказал мне словами апостола Павла: Ваше дело не крестити, а благовестити».
Надо представить себе, - говорит автор книги, - каково было отношение к религии в то страшное и тревожное время. Мутная волна воинствующего безбожия затопила страну. Множество архиереев, священников и мирян кровью своей засвидетельствовали веру во Христа. Адская машина репрессий перемалывала судьбы большей и лучшей части православного народа. Народа, когда-то называвшего себя Святой Русью. Уже пострадали святители Владимир и Вениамин, уже многие священники и миряне отправились в ссылки и лагеря, но вожди большевизма продолжали гнать Церковь Божию, продолжали распинать Христа. И вот в это страшное время, когда некоторые священнослужители снимали с себя сан, испугавшись репрессий, профессор Войно-Ясенецкий, повинуясь призыву Божию, принимает рукоположение. Два года он был священником и преуспел не только в пастырской, но и общественно-научной деятельности став одним из инициаторов открытия в Ташкенте университета». А впереди еще были долгие годы архипастырского служения и исповедничества.
Вторую часть книги составили главы о чудесах, которые во множестве происходят по молитвам к святому доктору. К слову сказать, что в 1995 году чудеса исцелений душевных и телесных недугов, во множестве происходившие на могиле святителя Луки, а так же всенародное почитание приснопамятного крымского архиепископа, подвигло священноначалие Православной Церкви к внимательному изучению его жизни и творений. В результате деятельности епархиальной Комиссии по канонизации святых было составлено житие святителя, а также служба и акафист, написана икона. И архиепископ Симферопольский и Крымский Лука был причислен к лику местночтимых святых.
В то же время правящему архиерею, архиепископу Симферопольскому и Крымскому Лазарю было дано разрешение Священного Синода на поднятие честных останков святителя Луки, что и произошло в ночь с 17 на 18 марта 1996 года, на Крестопоклонной седмице. После мощи святителя были установлены в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя для поклонения верующих, а 18 марта стал еще одним днем чествования святого архипастыря. Как отмечает автор, жизнь святителя Луки «была всецело посвящена служению Богу и ближнему. Церковная история знает совсем немного примеров такого сугубого подвига - святой великомученик и целитель Пантелеимон, святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан... Но святитель Лука жил и подвизался на нашей земле, в наше время и потому именно сейчас, когда очевидно духовое оскудение общества, когда в глазах многих обесценено самое сокровенное - вера, надежда, любовь, - мы особенно пристально всматриваемся в житие святителя, которое представлено, в частности и на страницах данной книги.
*** По словам издателей, «жизнь архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), великого врача и выдающегося архиерея Православной Церкви, уникальна. Трудно переоценить опыт человека, который смог совместить напряженную молитвенную жизнь во Христе - и подлинно научное мировоззрение, который был до глубины души предан Церкви - и продолжал жить широкими общественными интересами. Жизнь Владыки - убедительное опровержение одного из главных заблуждений последних веков о несовместимости религии и науки. Сегодня святитель Лука прославлен десятками и сотнями чудес не только в России и странах бывшего СССР, но и в Греции, например, где почитание святого врача особенно распространено. Надеемся, - пишут издатели, - что и читатели этой книги, ближе познакомившись с великим человеком, найдут себе в нем доброго и заботливого небесного заступника.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!