Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Есть в Москве, на Большой Ордынке, весьма примечательное место. Ряд невысоких строений образует спрятанный за воротами тихий двор с маленьким садом. В нем — необычная для здешних мест церковь в стиле древнепсковской архитектуры и мраморная фигура женщины в одеянии, схожем с монашеским. Это Марфо-Мариинская обитель милосердия, хорошо знакомая москвичам и широко известная за пределами столицы. Ее основала Великая княгиня Елизавета Федоровна, проведшая здесь в заботах о страждущих девять лет своей жизни. Прославленная в лике святых, преподобномученица Елизавета давно любима и почитаема как в России, так и за рубежом. Но понять и осмыслить полностью ее жизнь можно лишь в тесной связи с образом ее супруга, Великого князя Сергея Александровича. С его яркой личностью, с его определяющей ролью, с его трагической гибелью. Поможет нам в этом книга писателя Дмитрия Борисовича Гришина «Сергей и Елизавета». Она вышла в свет в Издательском доме «Достоинство» и заняла свое место на нашей книжной полке.***
Книга историка Дмитрия Борисовича Гришина посвящена жизненному пути Великого князя Сергея Александровича, видного государственного деятеля России, и его супруги, святой Великой княгини Елизаветы Федоровны. На основе огромного документального материала в ней правдиво, ярко и всесторонне представлена сложная, полная драматизма судьба Великого князя Сергея. Судьба человека глубокой веры, твердого духа и честной жизни, всецело посвященной служению на благо Отечества. На протяжении двадцати лет супружества особое место в жизни и в сердце главного героя занимал светлый образ Великой княгини Елизаветы. Их взаимная любовь и духовное единство создали удивительный и прекрасный союз, раскрывающийся перед читателем во всем своем значении.
Как отмечает автор, князь Сергей Александрович и княгиня Елизавета составляли удивительную, прекрасную пару. Такие разные на первый взгляд, он и она являли собой настоящий союз сердец и, что гораздо важнее, подлинное родство душ. Их гармоничный брак длился два десятилетия, принеся обоим истинное счастье, а для нее став еще и отправной ступенькой на пути к духовному подвигу. Сергей был не просто мужем — любящим и горячо любимым, — для своей жены он сделался учителем, наставником во всех вопросах бытия. Он служил ей образцом и примером. В счастливые годы супружества она почти полностью растворилась в нем, а приняв тяжелую ношу вдовства, жила его памятью, его заветами.
Вот и главному своему детищу, Марфо-Мариинской обители, святая Елизавета придала мемориальный характер. Присмотримся к центральному храму Покрова и на его северном фасаде сразу увидим необычный рельеф — два Серафима летят навстречу друг другу, а между ними крест и терновый венец. Это так называемые ктиторские портреты, выполненные художником Н.Я. Тамонькиным. Правый лик — настоятельница, Елизавета Федоровна, левый — Сергей Александрович. Они парят возле символов страдания, временно разлучившего их на земле, но духовно они всегда остаются рядом, стремясь к полному и окончательному единству. Свершится ли оно? «Пути Господни неисповедимы и нам непостижимы. Когда-нибудь всё узнаем и всё поймем. Дай только Бог нам быть достойными этого...» Так написал в одном из частных писем Великий князь Сергей Александрович. Строки, поистине достойные христианского проповедника. Строки, хорошо подходящие для эпиграфа — как жизни их автора, так и ко многим последующим событиям, связанным с его именем.
Эта книга, по словам автора, - прежде всего о нем, сыне Царя Освободителя, брате Царя Миротворца, дяде Царя Страстотерпца. Об одной из самых трагических фигур кануна русской катастрофы. О человеке сложной, драматической судьбы, непонятом и оболганном при жизни и посмертно. О приверженце твердых политических принципов и убеждений, высококультурном и одном из образованнейших людей своего времени. О бесстрашном витязе, боровшемся с врагами веры и Отечества — как на полях баталий, так и на невидимом фронте противостояния идей. О глубоко верующем христианине и первом из мучеников Императорского Дома в двадцатом веке. Целое столетие отделяет нас от дня его гибели, а между тем жизнь и деятельность Сергея Александровича почти все это время оставались за плотным туманом неизвестности.
Какая несправедливость! – пишет автор. - Ведь уже его современники, понимавшие значение этой личности, считали необходимым рассказать потомкам о непростой судьбе и о больших заслугах Сергея Александровича. Сделать задуманное широко и полно тогда не успели — наступило время разрушения, вслед за которым пришло полное забвение. Но после того как Великая княгиня Елизавета Федоровна была причислена к лику святых (в 1981 году за рубежом и в 1992 году в России), облик Великого князя начал постепенно вырисовываться на страницах посвященных ей книг и статей. И тут же стала очевидной необходимость жизнеописания самого Сергея Александровича, ибо даже в таких эпизодических упоминаниях он предстал интереснейшим человеком и важным персонажем русской истории рубежа девятнадцатого — двадцатого веков.
По мнению автора, о Сергее Александровиче трудно рассказывать языком традиционной биографии. Ибо в обычное жизнеописание никак не вмещается та особая, сакральная грань, которая проходит через весь его земной путь. И неспроста целый сонм святых имен окружает образ Великого князя. Здесь и праведные, и святители, и мученики, здесь и святые страстотерпцы Император Николай Александрович и Императрица Александра Федоровна, всегда видевшие в Великом князе Сергее своего самого близкого и доверенного друга, надежного советчика и помощника. Безусловно, судьба такого человека не могла оказаться заурядной, а доставшийся ему крест — легким. А потому через описание только внешних обстоятельств в жизни Сергея Александровича (хотя даже они порой обнаруживаются с трудом) мы не сможем понять то, что нас интересует.
Для того чтобы приблизиться к цели, необходимо заглянуть во внутренний мир Великого князя, но вот здесь-то нас и ожидает самое главное препятствие — сюда он не хотел пускать никого. На людях никогда не раскрывался. Ежедневные записи в карманных книжках делал предельно кратко, сухо. Да и сохранившаяся в архиве подборка таких документов далеко не полна — заметки с 1877 по 1892 год полностью отсутствуют. Сам ли он уничтожил их, сделали ли это наследники или случайные обстоятельства, но в итоге исчезли свидетельства его собственных впечатлений о важнейшем периоде жизни: службе в гвардии, кончине матери, европейском турне, гибели отца, паломничестве в Палестину, женитьбе, назначении и начале службы московским генерал-губернатором. Та же таинственная судьба постигла почти всю переписку Сергея Александровича с женой, но и то, что сохранилось проясняет немногое.
Оказалось, что расчищаемый портрет лишен очень многих фрагментов. Скорее он походил на рассыпавшуюся мозаику или разбившийся витраж. Данная книга — результат долгого собирания и расстановки по местам больших, малых и совсем крошечных осколков, тех, что удалось найти. Восстанавливает она и почти утраченный «фон» — быт, домашний уклад, портреты окружающих людей и другие детали, делающие главных персонажей понятнее, ярче и выразительнее. Выявленные же в ходе работы черты характера Сергея Александровича, его интересы и вкусы позволят лучше разглядеть в нем реального человека, живого очевидца и участника событий. В этой книге он предстанет посреди огромной панорамы, охватывающей мирское и повседневное, духовное и государственное, общественное и личное. Предстанет самим собой, и на многих страницах — рядом со своей супругой Елизаветой Федоровной.
*** Многое из происходившего в личной жизни Великого князя представлено в книге полнее тех обстоятельств, что составляли окружающую его политическую среду. Но одно неотделимо от другого, ибо в силу занимаемого Сергеем Александровичем положения и твердых убеждений, которым он оставался верен всю жизнь, его судьба ярко отразила события сложной, трагической эпохи. Вместе с тем она сфокусировала в себе и обострившуюся в то время давнюю проблему — понимание истории, смысла и путей дальнейшего развития русской цивилизации. Проблему, не разрешенную и дискутируемую до сих пор. А потому жизнь и деяния Великого князя Сергея и ныне являются актуальными для всякого, кто неравнодушен к судьбе нашего многострадального Отечества.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!