Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архимандрит Гавриил (Игошкин). Загробная жизнь.
Во время великопостного периода и пред Великим постом Святая Церковь установила особые дни поминовения усопших. В книге, которую сегодня предлагаем вашему вниманию читателей, шаг за шагом, страница за страницей раскрываются и даются доказательства бытия души человеческой, её бессмертия, вечного блаженства или вечных мучений за гробом. Примеры и рассказы, приводимые в ней, правдивы и истинны, но они не носят догматического характера, они являются и служат для объяснения догматических истин. В ней автор описал райские обители и адские мучения, и как прожить, соблюдая заповеди Божий и наследовать жизнь вечную. Более подробно о книге - «Загробная жизнь» и пойдет речь далее в нашей программе. ***
В предисловии книги автор пишет: «На этом свете, в нашей земной жизни, нет ничего прочного, вечного, постоянного, всё течёт и меняется. Одни явления исчезают, но на их месте появляются другие. Что-то разрушается, какие-то предметы или строения из человеческого быта постоянно превращаются в ничто, а на их месте почти сразу появляется или созидается нечто другое. Так происходит и в природе. Земля каждой весной покрывается роскошной растительностью, в теплые весенние дни всё зеленеет, цветёт и зреет. Но настаёт осень, и всё увядает; с деревьев падают листья, они гниют; вся растительная красота разрушается и пропадает, но только для того, чтобы уступить место другим растениям, которые появятся будущей весной.
Так же происходит и в жизни людей: одно поколение сменяется другим. Умирают отцы, на их место приходят дети, которые, в свою очередь, оставляя после себя потомство, исчезают с лица земли, уступают место другим и так далее, без конца. Предметы, растения и животные после своей смерти, при своём разрушении и исчезновении, разлагаются на простейшие элементы, на свои составные части. Точно так же и тело человека, материальная часть человеческого существа, после своей смерти разлагается на свои составные части. Но дух человека, оживлявший его тело и сознание, его Я, это — простейшее, однородное существо, это душа человека, и она неразложима, она остается жить вечно. О вечной жизни души свидетельствует Слово Божие и явления душ умерших людей. Какова же жизнь души, перешедшей в духовный, загробный мир? Ответить на этот вопрос и постарался святой Гавриил.
Эта повесть, по словам издателей, не является догматическим трудом, это художественное произведение. Оно создавалось во времена, когда всё, имеющее отношение к Богу, к Русской Православной Церкви, было под строжайшим запретом. Не было никакой духовной литературы, Слово Божие, Святое Евангелие считались антисоветской литературой. Если эти великие книги обнаруживали, обладатель их строжайше наказывался. А архимандрит Гавриил был истинным просветителем! Он не мог примириться с тем, что величайшие сокровища Слова Божия спрятаны от людей, недоступны им. Ещё находясь в лагере, он придумывал свои повести, рассказывал их в свободные минуты своим товарищам по несчастью, пытаясь просветить несчастных узников, дать им надежду на спасение главного — души человеческой. И первое, что сделал, когда оказался на свободе - он начал писать!
За пять лет он сумел оформить на бумаге практически всё, что продумывал, находясь в заключении. Это огромный духовный труд архимандрита, и многое из него уже издано, рассказы, повести, проповеди, многочисленные письма. И, пожалуй, самое задушевное произведение архимандрита – это повесть «Загробная жизнь». Конечно, нас сейчас сложно удивить чем-то новым, так много всего напечатано! Но взгляды старца Гавриила, например, на воспитание детей, на необходимость целомудренного отношения родителей к вопросу рождения ребёнка, не только не устарели, но они чрезвычайно важны в наше крайне распущенное в нравственном отношении времени. И конечно, главное открытие, ожидающее читателя, это рассказ о загробной жизни.
В повести чётко прослеживается сюжетная линия, связанная с невероятной (с обывательской точки зрения) судьбой монахини Екатерины. Её приход в православие, удивительное загробное путешествие, видение ею красот Рая и смрадных адовых темниц. А с другой стороны, мы наблюдаем автора на всём протяжении повести. По самому большому счёту вся повесть — это единая проповедь незауряднейшего пастыря, пекущегося о своих чадах везде, куда бы ни направил его Промысл Божий. И единый смысл этой проповеди таков: «Чада мои возлюбленные, помните о душе своей! Она существует реально, страдает вместе с вами, даёт силы побеждать врага, потому что сама она — любимое Божие создание, и потому она сильна, и она вечна! Помните об этом всегда, заботьтесь о ней, очищайте её постоянным покаянием».
Эта авторская идея поглощает всё внимание архимандрита, поэтому в повести постоянно смешиваются временные пласты. В образе священника из III века, смело убеждающего своего судью в том, что Бог существует, Им всё создано и движется, мы отчётливо видим и слышим самого отца Гавриила. Это его мысли, его знания, его чувства и боль, постоянная его проповедь о необходимости покаяния вложены в судьбу насельника Рая! Мудрый человек, очень наблюдательный, трезво оценивающий происходящий на его глазах в стране советов так называемый «научно-технический прогресс» с явным военным перекосом, архимандрит мечтал о времени, когда не агрессия, а забота о действительном совершенствовании, и самого человека, и общества, станет главным для людей!
Предлагая этот литературный труд благосклонному вниманию читателей, автор смиренно просил снисходительно принять сие повествование и любовью покрыть возможные недочеты. Описывая блаженства Святых угодников и красоты Рая Божия, отец Гавриил не предполагал поразить боголюбивых читателей чем-то новым, невиданным и неслыханным. Для описания блаженства Святых, по мнению автора, в нашем бедном человеческом языке нет подходящих слов, и в уме нашем нет соответствующих этому понятий. Они неописуемы словами, их можно только ощутить, почувствовать сердцем, и это только в зависимости от степени духовного развития познающего. Настоящее описание Райских блаженств и попытка их объяснить есть слабое и бледное отражение подлинного блаженства, уготованного праведникам. Оно преподносится со слов монахини Екатерины. Это рассказ о том, что видела и слышала её душа во время своего пребывания в загробном мире.
Почему это надо знать? Об этом автор пишет следующее: «Дело в том, что искусительный дух времени стремится увлечь человека соблазнами к плотским наслаждениям всякого рода, материальным благам и к полному забвению о душе и её потребностях. Описание Райских блаженств, как их увидела героиня повести, дают понятие всякому человеку о том, что есть другой прекрасный мир, в нём обитают души праведных. Достижение же этого мира возможно для людей только верою в Господа нашего Иисуса Христа и благочестивой жизнью. Наслаждение же земными благами, при полном забвении о душе и её потребностях, это жизнь односторонняя, она не даёт мира и покоя духу человеческому и ведёт к разочарованию. Разумное же и воздержанное использование материальных благ, как даров Божиих, это единственная возможность, по слову апостола Павла, благочестивой жизни с довольством на земле. Это истинное благоразумие, только оно дарит человеку мир, покой и радость, а в будущей жизни — вечное блаженство.
*** Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин) был прославлен в лике святых на Архиерейском Соборе 2000 года. В годы гонений, когда происходили массовые расстрелы духовенства, он принял священный сан, а затем и монашеский постриг. Вся его жизнь была посвящена служению Господу и Матери Церкви в трудные богоборческие времена. Для назидания современного поколения архимандрит оставил большое духовное наследие, среди которого повесть «Загробная жизнь». Цель этого произведения, по словам отца Гавриила, - привести читателя к чувству раскаяния в грехах своих пред Богом и подготовить его к вечному блаженству. Если под влиянием прочитанного человек придёт к осознанию своих грехов, раскается, исправит свою жизнь, начнёт творить добрые дела и жить во славу Божию, цель этой книги будет достигнута.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!