Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Как вы думаете, чем пахнет Рождество? Наверно, каждый из нас ответит на этот вопрос по-разному. Кто-то скажет: «Сладкими апельсинами, свежей хвоей ели, пряностями». Другой добавит: «Яблоками и корицей». Третий вспомнит запах мороза и печки. А для героя рассказа Василия Никифорова-Волгина «Серебряная метель» Рождество пахло «вьюгой и колючими хвойными лапками». И ожидание праздника было наполнено чудом! Рождественским духом чудес исполнены и святочные рассказы самых разных авторов, в независимости от времен и расстояний, которые их разделяют. Это особое, рождественское мировосприятие отражено в книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Никея и называется – «Серебряная метель». Об этой книге – далее в нашей программе. ***
В этой красивой книге собраны повести, стихи и рассказы русских и зарубежных писателей и поэтов о празднике Рождества Христова. И поэтому все эти произведения можно назвать рождественскими или святочными. В 19 веке святочные рассказы публиковались на страницах газет и журналов, и со временем стали для читателей тех времен привычным рождественским подарком. Добрые и трогательные, печальные, а порой даже скорбные, назидательные и душещипательные – все эти рассказы были направлены на то, чтоб разбудить дремлющие души людей, умягчить их сердца. Как говорится в предисловии книги, родоначальником жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса. Его «Рождественская песнь в прозе» вышла в Англии к Рождеству 1843 года и была настолько популярна в Европе и России, что породила череду подражаний. Русские писатели живо восприняли опыт Диккенса, и этот жанр получил дальнейшее развитие.
Рождественский, или святочный, рассказ стал заметным явлением русской литературной и даже общественной жизни. Федор Михайлович Достоевский писал, что Рождество, пожалуй, самый «детский» из всех христианских праздников, потому что Спаситель пришел в мир Младенцем: не в царских одеждах и не в сиянии славы, а смиренно и кротко появился Он на свет. Младенец Иисус, рожденный в пещере и положенный в кормушку для скота, воспринимался как защитник всех обездоленных, бедняков и, в первую очередь, детей. Потому так много рождественских рассказов посвящено детям. В стремлении порадовать и осчастливить ребенка в праздник Рождества литературные герои и сами преображаются, мечтая о доброй и радостной жизни, о милосердном отношении друг к другу. Такие рассказы могут поселить в домах читателей праздничную атмосферу, отвлечь от житейских забот, напомнить о помощи страждущим.
Рождественские праздники стали, по выражению Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия, примирения и всеобщей любви. О «чувстве домашнего очага», которое дарит праздник Рождества Христова, вспоминал и Александр Блок. Как отмечают издатели, традиционный европейский рождественский рассказ имел светлый и радостный финал, добро неизменно торжествовало над злом, благодаря вмешательству чудесных сил. В русской литературной традиции центральное место заняли переживания героя и чудо его внутреннего преображения. Русские писатели затрагивают множество социальных проблем и порой неожиданных для Рождества тем, как например, в рассказе Николая Вагнера «Новый год». Душевный порыв и попытку героя стать лучше, добрее, проявить братскую любовь к нищему очень тонко и иронично изобразил писатель Лазарь Кармен в рассказе «Под Рождество».
Зачастую рождественские рассказы не заканчиваются с финальной точкой, и многое из жизни героев остается «за кадром». Это превращает читателя в соавтора произведения и заставляет его размышлять над дальнейшим развитием сюжета, как например, в рассказе Чехова «Ванька». И даже праздничное рождественское застолье, пускай самое скромное, привлекает внимание писателей возможностью раскрыть смыслы куда более важные и глубокие, чем гастрономические. Так, например, в рассказе «Рождество на Соловках» автор Борис Ширяев повествует о праздновании Рождества заключенными ГУЛАГа. А читая произведение Ивана Шмелева «Рождество в Москве», читатели ощутят ту тоску по утраченной родине, которую переживал сам писатель, живя долгое время в эмиграции. Наконец, рассказ «Портвейн в бурю» Джорджа Макдоналда поведает нам о тихом рождественском вечере с бесценными семейными воспоминаниями.
Не забывали литературные гении и о главном, духовном смысле праздника Рождества Христова. Своими сочинениями они стремились не только удивить читателя, но и напомнить ему о самой сущности праздника, подчеркнуть смысл человеческого существования. Более двух тысяч лет назад Божественная любовь, по словам митрополита Антония Сурожского, «вошла в мир в образе новорожденного Ребенка, со всей его хрупкостью, беззащитностью, которая «поистине» является образом любви, себя отдающей, никогда себя не защищающей, все дающей, на все надеющейся…» И об этом напоминают нам многие рождественские рассказы, стихи и песни. Прочитаю некоторые из них.
Вот, например, стихотворение дореволюционного русского прозаика, поэта, фольклориста, журналиста и сотрудника юмористических журналов 19 века - Семёна Петровича Киснемского.
Лежит Он в яслях тих, прекрасен,
С улыбкой дивной на устах,
И Божий Промысел так ясен
В Его Божественных чертах.
Пред Ним в раздумии глубоком
Сидит Его Святая Мать
И зрит в чертах духовным оком
Страданий будущих печать!..
И в этот час Его рожденья,
Великой ночи поздний час,
Раздался с неба трубный глас
И хора ангельское пенье, -
То хоры ангелов толпой,
Слетевши к Божьему чертогу,
Запели "Слава в вышних Богу", -
И песне дивной и святой
Природа чуткая внимала
И вся, казалось, трепетала,
Исполнясь радостью живой.
А вот так свои чувства, которые всколыхнул в душе праздник Рождества Христова, выразил еще один русский поэт 19 века - Алексей Николаевич Апухтин.
Восторженный канон Дамаскина
У всенощной сегодня пели,
И умилением душа была полна,
И чудные слова мне душу разогрели.
"Владыка в древности чудесно спас народ..."
О верю, верю. Он и в наши дни придет
И чудеса свершит другие.
О Боже! не народ - последний из людей
Зовет Тебя, тоскою смертной полный...
В моей душе бушуют также волны
Воспоминаний и страстей.
Он волны осушил морски
О, осуши же их своей могучей дланью!
Как солнцем освети греховных мыслей тьму...
О, снизойди к ничтожному созданью!
О, помоги неверью моему!»
И в завершение еще одно стихотворение, уже знакомого всем Афанасия Фета:
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник,
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.
*** По словам издателей, чтение духовной классики, размышление о ней, обсуждение прочитанного в семье и с близкими достойно заполнит святые рождественские вечера. Уютно в теплом доме читать рассказы о Рождестве, которое, по воспоминаниям Никифорова-Волгина, «обдает тебя снежной пылью, приникает по утрам к морозным стеклам, звенит полозьями по голубым дорогам, поет в церкви за всенощной «Христос рождается, славите» и снится по ночам в виде веселой серебряной метели».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!