Аудио |
|
Скачать .mp3 |
17 сентября 1999 года в Вашингтоне умер русский епископ Василий (Родзянко) - выдающийся пастырь, человек необычайной доброты, кротости и истинной веры. Русский человек, нашедший свою вторую родину в Сербии, изгнанный из нее, гражданин Великобритании и в течение 20 лет епископ Американской Автокефальной Церкви, он бесконечно любил Россию. Он всюду сеял семена просвещения, добра, любви. Владыка Василий говорил: «Воля Божия - это всегда, везде и во всем добро, всегда, везде и во всем любовь, всегда, везде и во всем радость, и слава жизни вечной - в Боге и в Его творении». О жизни этого удивительного человека, известного пастыря и исповедника, рассказывает книга Ольги Рожнёвой, вышедшая в свет в Издательстве Сретенского монастыря. Она так и называется – «Епископ Василий (Родзянко)». ***
Эта книга познакомит читателя с жизнью выдающегося пастыря и исповедника епископа Василия (Родзянко). Она составлена по воспоминаниям близко знавших его людей. Один из них хорошо знаком нашим читателям и телезрителям – это епископ Тихон (Шевкунов), который вспоминает: «Владыка Василий всю свою жизнь, почти 85 лет свидетельствовал о Христе, Сыне Божием, Спасителе мира. «Делал он это упорно и неутомимо: в тюрьме и на свободе, в эмиграции и в России, в личных встречах с людьми, по телевидению и радио, и даже самим своим видом - старца-епископа - огромного, могучего духом и телом, бесконечно доброго человека, пришедшего к нам словно из иного мира. Не из прошлого века, хотя он был одним из немногих, кто передал нам дух православия великих подвижников 20 века, а именно из иного мира. Из того мира, где люди не обижаются, когда их оскорбляют, где врагов прощают, любят и благословляют, где отсутствует уныние и отчаяние, где господствует ничем не смущаемая вера в Бога, где ненавидят только одно - рознь, господствующую в этом мире, разделение и грех, но где готовы душу свою положить за спасение грешника».
Будущий владыка Василий (в миру Владимир Михайлович Родзянко) родился 22 мая 1915 года в дворянской семье в родовом поместье «Отрада» Новомосковского уезда Екатеринославской губернии (это украинский Днепропетровск, сейчас переименованный в Днепр), где его отец Михаил Михайлович, выпускник Московского университета, прилежно занимался хозяйством. В семье росли восемь детей. Дедом новорожденного по отцовской линии был Михаил Владимирович Родзянко, председатель Государственной думы Российской империи третьего и четвертого созывов (1911-1917). Его мама происходила из древнего рода князей Голицыных и Сумароковых. Многие знатные русские семьи состояли в близком или дальнем родстве с Родзянко.
Владыка рассказывал о своей семье: «Хочу немножко поделиться личным и семейным опытом, что наша семья зародилась во время Японской войны и, может быть, год или два до этого, потом во время Великой войны и затем во время беженства. Моя мать, — я обратил внимание, — была беременная как раз во время нашего беженства. И ее спрашивали: как это так, ведь сейчас в таких условиях как же рождать ребенка, где, когда, как? Ее ответ был всегда один и тот же - "Бог даст детей — даст и на детей". Я должен сказать, что эти ее слова оправдались полностью! Наша семья состояла из отца, матери и восьми человек детей в самую лютую эпоху революции в России, беженства из России, устройства жизни вне России, и все остальное было абсолютно не для того, чтобы иметь детей. Но вот моя мать так говорила. У нее была особая психология и особая философия. И она в этом не была похожа на других. И вот получилось так, что ни один из нас восьми человек детей не остался без хорошего образования, которое дали нам родители».
Владыка говорил о матери: «Моя мать была исключительно мудрой женщиной, любящей и жертвенной. Для нее дети были всё. Но она часто говорила: "Самое лучшее воспитание — это отсутствие воспитания", то есть отвергала все искусственное. Она считала, что дети должны быть ближе к природе и познавать жизнь такой, какая она есть. Наша семья была очень дружной. Было много родственников. И все это создавало ту семейную обстановку, которую я всегда очень ценил. У моих родителей и родственников не было разводов, склок и семейных драм — таких, которые бы разрывали семью. И что касается нашей семьи, то мать была той, которая своей удивительной интуицией охватывала всех и каждого, соединяя в одно целое». И все же несмотря на такую прекрасную семейную атмосферу, детство 6-летнего Володи было омрачено появлением в их доме гувернера.
Бывший белогвардейский офицер, с виду очень порядочный, семейный человек. Никто не подозревал, что он лютой ненавистью ненавидел деда своего воспитанника Михаила Васильевича Родзянко, считая его виновником гибели России, и свою ненависть вымещал на несчастном ребенке. Он каждый день избивал и мучил мальчика, причем делал это настолько искусно, что следов пыток не оставалось. Много позже епископ Василий вспоминал: «Жизнь померкла для меня... У меня не было интереса к жизни». Спустя много лет еще вспоминал: «Моя мать незадолго до кончины сказала: «Прости меня, что я по недосмотру дала мучить тебя, когда ты был ребенком». — "Мама, это было по Промыслу Божиему, — отвечал я. — Не будь того, что случилось со мной в детские годы, не стал бы я тем, кем являюсь сейчас..."»
В 1920 году дед и отец будущего владыки вместе со своими семьями были вынуждены покинуть родину и поселиться в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года оно стало именоваться Югославией). Произошло это после того, как деду «удалось узнать, что по решению революционного правительства «вся семья бывшего председателя Государственной думы до последнего внука" была приговорена к смертной казни». «Последним внуком» был Владимир. Ему было всего пять лет. Родзянки осели в Белграде, где будущий владыка и вырос. В 1925 году юноша поступил в Первую классическую сербско-русскую гимназию в Белграде. Здесь он познакомился с молодым иеромонахом Иоанном (Максимовичем), будущим архиепископом Сан-Францисским, прославленным в лике святых. Отец Иоанн, очень любивший детей, стал осторожно врачевать душевные раны Володи. Владыка Василий вспоминал: «Он сумел показать мне иной мир, светлый, замечательный, тот рай, в котором мы были и из которого были изгнаны. Для меня началась новая жизнь».
Позднее он вспоминал о своей первой встрече с отцом Иоанном: «В первый раз в жизни увидел я человека с добрыми-добрыми глазами, большого ребенка. Он был еще моложе меня с этой точки зрения, меньшим ребенком. И сразу с ним установился общий детский язык, хотя он уже был, конечно, не просто ребенком. Он был тем, о котором сказал Спаситель: "Если не обратитесь и не станете как дети, то не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18, 3)». «И он взял в свои руки всю мою жизнь, с первого этого блаженного святого момента и вплоть до самого последнего…» Перед отъездом в Битольскую семинарию отец Иоанн представил Володю митрополиту Антонию (Храповицкому). Любовь отца Иоанна и митрополита Антония помогли юноше выбрать жизненную стезю.
В 1937 году Владимир окончил богословский факультет Белградского университета и вступил в брак с Марией Кулюбаевой, дочерью русского священника. В 1940 году состоялось рукоположение Владимира, а через год батюшка должен был стать настоятелем домовой церкви в гимназии, где преподавал Закон Божий, но началась война. На Благовещение, в день, когда Германия начала бомбить сербские города, отец Владимир служил свою первую литургию под взрывами бомб. В годы войны православные жители страны подверглись жестоким репрессиям. Отец Владимир бесстрашно участвовал в сербском Сопротивлении и вызволял сербов из концлагерей. После освобождения Югославии и прихода к власти в стране коммунистической партии на оставшихся в Югославии русских людей обрушились гонения. Многие белые эмигранты, в первую очередь из тех, кто был на особом счету у советской власти, покинули страну.
Владыка позднее говорил: «Белой эмиграции приходилось уходить: никто не знал, чем все может кончиться. Для меня этот вопрос был существенным и болезненным. Владыка сербский назначил меня на один из сербских приходов, и я не мог, подобно наемнику, о котором говорится в Евангелии от Иоанна, оставить овец и бежать от волка грядуща. Я не был наемником, не мог им быть и поэтому должен был остаться, чего бы это ни стоило». В 1949 году отец Владимир был осужден на 8 лет тюремного заключения «за превышение дозволенной религиозной пропаганды». Пройдя 6 тюрем, он был освобожден, а в 1951 году - выслан во Францию, откуда переехал с семьей в Англию. Будучи священником Сербского Патриархата в Великобритании, отец Владимир в 1955 году начал вести на Би-би-си для слушателей в Советском Союзе и Восточной Европе религиозные радиопередачи на русском языке, которые вскоре стали еженедельными, и он сам бессменно вел их до 1979 года. Так осуществилась любовь владыки к России - та любовь, которая всегда в нем жила. О его удивительной жизни и рассказывается далее на страницах книги.
*** Владыка Тихон (Шевкунов) о епископе Василии говорит следующее: «В его поразительной жизни было много такого, чего иначе как чудом назвать нельзя. Можно, конечно, назвать эти случаи и совпадениями. Сам владыка Василий на вопрос о "совпадениях" обычно, усмехался: "Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются"». А в своем слове на столетие со дня рождения епископа Василия (Родзянко) владыка Тихон сказал о нем так: «Люди приходили в смирение, в сокрушение о своих грехах, в понимание своих ошибок сами по себе рядом с этим солнцем кротости и любви. Он был всегда очень радостен и весел. Никогда, даже в самые тяжелые дни его жизни, а такое приходилось видеть, потому что он и болел, и ноги себе ломал, — всегда он был веселый, скакал на своих костылях, был очень радостный. Всегда обязательно служил, всегда обязательно проповедовал. Это его наследие — кротость, доброта и бесконечная вера в Господа, которая никогда не посрамлялась».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!