Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Акафист иже во святых отцу нашему Иоасафу, епископу Белгородскому.
Вся жизнь твоя была сплошным богослуженьем.
Елей не угасал в светильнике твоем,
И подвигом молитв, любви, крестоношенья.
Ты влек сердца людей жить в Боге со Христом!
Служа пред алтарем, ты с ревностью пророка
Обязанности нес священные свои,
Ты строго обличал слепых жрецов порока,
А немощных овец в объятья брал любви.
И знали их сердца, что даже в час полночный.
Когда окутан мир молчанием и сном.
Ты бодрствуешь за них в молитве неумолчной.
Рыдаешь и скорбишь пред распятым Христом!
Это стихотворение русской писательницы Александры Платоновой посвящено святому 18 века святителю Белгородскому Иоасафу, память которого Святая Церковь отмечает сегодня. А опубликовано оно на форзаце книги, которую мы предлагаем вашему вниманию. Это очередной «Акафист иже во святых отцу нашему Иоасафу, епископу Белгородскому», выпущенный в свет Издательством «Общество памяти игумении Таисии». ***
Эта книга, как и все «Акафисты» Издательства «Общество памяти игумении Таисии», содержит в себе церковное хвалебное пение святому Иоасафу, его житие и повествование о чудесах, которые совершались при молитвенном обращении к святому. Многочисленные знамения милости Божией, совершающиеся по молитвенному предстательству святителя Иоасафа, доказывают, что он - преславный угодник Божий, благостный молитвенник и ходатай за нас. Как повествует житие святителя, родился он в день Рождества Богородицы, 8 сентября 1705 г. в небольшом городке Малороссии, Прилуках, в знатной казацкой семье Андрея Димитриевича и Марии Даниловны Горленко. Сына-первенца во святом крещении назвали Иоакимом в честь родителя Пресвятой Богородицы. Родители Иоакима были очень богобоязненны и жили по всем правилам Православной Церкви.
Отец его был смиренным и кротким человеком, который более всего отдавался внутренней духовной жизни, отличался большим нищелюбием и тяготением к решению проблем нравственного совершенства. Мать также отличалась искренним благочестием, твердою приверженностью к Православной вере, отменным усердием к храмам Божиим и уважением к духовенству и монашеству. Она воспитывала ребенка своим примером, своей жизнью. От нее Иоаким получил первые навыки молитвы, благодаря ей полюбил богослужение. Именно мать учила его почитать старших, жить в мире с ближними, быть нестяжательным и сострадательным к убогим и неимущим.
В многомятежное время протекало детство, отрочество и юность Иоакима. Через четыре года после его рождения была Полтавская битва, в которой казачество сыграло несвойственную ему печальную роль; и далее следовало скитание родителя Иоакима как изменника и беглеца по чужим землям, выпрошенное помилование, но без всякой надежды когда-либо занимать высокое общественное служебное положение, подозрительное и презрительное отношение к нему у власти стоящих, отнятие земель и имущественное разорение - вот каким превратностям подверглась в это время семья Горленко. При таких условиях никто не был спокоен за завтрашний день. Полагать нужно, что с раннего детства видел Иоаким, какие суровые испытания выпали на долю его родителей. И как у детей слова не расходятся с делом, то он еще ребенком молился, чтобы Сама Богоматерь оградила его от бед и беспечально устроила его жизнь.
С детства Иоакима влекло к особым трудам и подвигам во славу Божию. Сам он говорил, что возлюбил монашество с одиннадцати лет. Особенно, яркие впечатления в его душе оставили частые посещения Ладинского и Густынского монастырей. Именно в Густынском Свято-Троицком монастыре Иоаким усвоил столь отличавший его глубоко подвижнический, строго аскетический настрой. Религиозные устремления любимого первенца радовали родителей, но вместе с этим заставляли задуматься о будущей судьбе мальчика, которого они, несмотря на его слабое здоровье, прочили в наследники своего имения. Время шло, и родителям нужно было позаботиться об образовании сына в соответствии с тем будущим, которое они рисовали для мальчика в своем воображении. Домашнего воспитания для столь великого дела было недостаточно.
Поэтому, когда Иоакиму пошел восьмой год, родители отправили его в Киевскую академию для изучения наук, в особенности, как тогда говорили, словесных. Киевская академия в то время была единственным высшим учебным заведением на Юге России и служила главным оплотом Православия на этой земле. Сюда отдавали детей для получения образования не только духовные лица, но и богатые знатные особы южнорусского православного края. Вот и семилетний Иоаким после доброго семейного воспитания поступил в такое учебное заведение, где все благоприятствовало развитию и укреплению благочестивого нрава.
Большое значение имел устав школьной жизни (полумонашеская жизнь студентов академии) и высокие духовные качества воспитанников: глубокая преданность их Святой Православной Церкви, истинное благочестие, склонность к подвигам и духовным занятиям. Нельзя не упомянуть и о святынях Киева, осенявших жизнь молодых людей. Глубокие впечатления производили на юные души монастыри и храмы. Но особенно потрясало знакомство с иноками - подвижниками Киево-Печерской Лавры. Благочестиво настроенный юноша Иоаким Горленко полюбил бывать в Лавре и беседовать с монахами. Поэтому за время учебы в Киевской академии добрые качества мальчика не были потеряны: наоборот, они развились и обогатились, к ним прибавились умение благодушно переносить обиды, терпение и навыки простой жизни. К концу обучения в академии Иоаким Горленко, наставленный Божественным Писанием и святоотеческими поучениями, наблюдая за жизнью окружающих и их горьким опытом, уверился в ничтожестве, суетности и пустоте мирской жизни и твердо решил принять монашество.
Любовь к Богу, пламенное желание служить только Ему одному - вот черты, характеризующие к этому времени личность 18-летнего юноши, его духовный настрой. Сознавая, какую скорбь могла бы причинить родителям весть о его желании принять монашество, Иоаким два года скрывал от них свои намерения, всячески испытывая себя. А между тем отец был уже давно предуведомлен о судьбе любимого сына. Это случилось так: однажды Андрей Димитриевич сидел на крыльце своего дома и размышлял о блестящей военной карьере, которая ждала юношу по окончании Киевской академии. Занятый такими мыслями, он вдруг, при заходе солнца, увидел стоявшую у горизонта на воздухе Божию Матерь с Ангелом, и у их ног - своего сына Иоакима, стоявшего на коленях и приносящего Божией Матери молитвы.
«Довлеет Мне молитва твоя», - сказала Богоматерь Иоакиму, и в этот момент слетел Ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию. Пораженный дивным и знаменательным видением, отец будущего святителя Иоасафа дерзнул спросить: «Нам же, родителям, Пречистая Богоматерь, что оставляешь?» Какой ответ последовал от Богоматери, осталось никому неповеданной тайной отца, удостоившегося чудесного видения. Андрей Димитриевич поспешил в дом, чтобы сообщить о происшедшем жене, но едва сделал несколько шагов, как совершенно позабыл все им виденное и сколько ни старался припомнить, не мог этого сделать до самой кончины святителя. Сыну Андрея Димитриевича Горленко готовилась иная жизнь, чем нарисовал ее в своем воображении отец, - жизнь подвижника веры и благочестия, жизнь трудника Божиих дел. О том, как складывалась дальнейшая жизнь будущего святителя, читатели узнают, открыв настоящую книгу.
*** Земная жизнь святителя Иоасафа окончилась 10 декабря 1754 года, но не прекратилась его молитва за люд христианский, его молитвенное предстательство пребывает во век. Сразу после упокоения святителя потекла к нему народная река, и до сих пор приезжают люди со всего света, чтобы поклониться мощам святого Иоасафа. Вот как пишет об этом писательница Александра Платонова:
… десятки лет шли пестрой вереницей.
Борцов с державой зла сменял за строем строй,
А в сумрачной тиши, у плит твоей гробницы
Не рвется связь твоя с народною душой.
И к памяти своей храня благоговенье.
Праправнуки тобой лелеянных детей,
Мы чтим теперь тебя в сердечном умиленьи,
Несем тебе тоску больной души своей:
О, не остави нас молитвою и ныне!
На страже встань Руси, как райский херувим;
Да сохранит Господь ее в Своей святыне
И в вере утвердит предстательством твоим!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Этот день в истории. 19 мая
День ангела. 19 мая
Церковный календарь 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Благоверная Тамара, царица Грузинская
Евангелие 19 мая. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!