Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Игнатий Николаевич Потапенко. Повести и рассказы из духовного быта.
Сегодня мы продолжаем знакомить вас с книгами Издательства Сретенского монастыря, которые выходят в серии «Библиотека духовной прозы». В этой серии, по словам архимандрита Симеона (Томачинского), отобраны «самые сливки» из произведений наших писателей: Достоевского, Гоголя, Пушкина, Тургенева, Короленко, Лескова, Бунина, Чехова и других. Это выборки из тех трудов писателей, в которых «отразилась тяга человека к Богу, поиск Бога». А кроме того «Библиотека духовной прозы» - это обретение нашего утраченного наследия, которое было забыто в годы 70-летней борьбы против Бога и Церкви. Ведь многие творческие люди, будучи православными христианами, не могли идти на компромиссы с новой властью, не могли творить по указке вышестоящих, поэтому на их произведения налагали запрет. Сегодня мы узнаём их имена, и их труды, к которым относится и эта книга под названием - «Повести и рассказы из духовного быта». ***
Итак, вниманию читателя предлагается сборник произведений некогда известного русского писателя Игнатия Николаевича Потапенко, к сожалению, ныне забытого. Это был человек необычной судьбы, обладавший незаурядным литературным талантом. Наиболее яркие произведения Игнатия Потапенко посвящены жизни приходского духовенства — жизни, знакомой писателю не понаслышке. Будучи сыном сельского священника, он сделался отличным бытописателем городков, деревень и местечек южнороссийских губерний, изобразителем мещанских нравов, чиновничьей психологии, беспросветного существования городских низов.
Игнатий Николаевич родился в селе Фёдоровка Белозерского уезда Херсонской губернии в семье священника и крестьянки. Вначале он получил духовное образование, окончив Херсонское духовное училище и Одесскую духовную семинарию, затем — светское в Новороссийском и Петербургском университетах и в Петербургской консерватории (по классу пения). Как и многие русские прозаики. Потапенко начинал со стихов, первые его поэтические опыты относятся к детскому возрасту. С 1873 года он начинает печататься: сначала в газетах и журналах — «Русская правда». «Новь», «Дело», «Вестник Европы», «Книжки недели» и др., затем появляются сборники его рассказов и очерков.
В 1890 году имя Потапенко «прогремело» в связи с изданием его повести «На действительной службе», которая стала настоящим событием в литературной жизни России и принесла автору широкую известность. Эта повесть, которой открывается и данный сборник, рассказывает о молодом священнике-альтруисте с «говорящей» фамилией Обновленский. Священник-идеалист, окончивший Духовную академию первым магистрантом, он отказывается от разворачивающейся перед ним карьеры городского протоиерея, и едет в захудалое село, чтобы разделить с его жителями все тяготы и невзгоды. Он не заботится как о собственном благосостоянии, так и о доходах своих собратий — многодетных священников, диаконов и дьячков и в результате самоотверженного служения обретает любовь и преданность прихожан. Но со стороны родных и близких он видит только непонимание и осуждение.
Между тем, свой выбор, стать сельским священником, герой своему отцу объясняет так: «С малолетства я жил в деревне; деревня наша, Устимьевка, бедная. И видел я мужика, как он во тьме кромешной живет и убивается. Темнота его от бедности, батюшка, а бедность от темноты. Так одна за другую и цепляется. За бедность полюбил я его тогда еще, в детстве, только любовь эта глохла во мне, спала, потому что жил я бессознательно, шел по ветру и ничего у меня своего не было. Ну, учился я много и прилежно, с книжной премудростью познакомился, с людьми умными разговаривал, и ум мой развился. И понял я, что жить зря недостойно ума человеческого. Такое я себе правило усвоил: коли ты умом просветился, то и другого просвети, ближнего. И тогда жизнь твоя оставит след. А кого просвещать, как не темного деревенского человека? Светить надобно там, где темно, батюшка. А уж как темно там, сами знаете. И для этого самого, дорогой мой отец, я презрел карьеру и решился сделаться сельским священником».
Читая повесть, мы видим, как вернувшись в деревню, будущий священник чувствует необычайную бодрость духа. В разговоре с братом, он говорит о том, что на него благотворно действует деревня и что он не променяет ее ни на какие столицы. Но брат его не понимает. «Если бы мне сказали это, когда я был в твоем возрасте, я точно так же не понял бы! — отвечал ему главный герой. — Тогда я, как ты теперь, тяготел к большому городу: мне казалось, что там только жизнь, а здесь — сон и прозябание. Теперь я думаю иначе. Жизнь только здесь, здесь люди живут по существу, а там проделывают бесконечный ряд условностей. Все там условно — и приличие, и уважение, и порядочность, и ум, и чувство. На все есть кодекс, и человек там — раб этого кодекса. Там можно жить только для себя, здесь можно кое-что уделить и ближнему. Возьми хоть это: жизнь в городе дорога. Чтобы жить прилично, надо все силы посвящать на добывание средств. У человека не остается ни времени, ни сил на то, чтобы быть человеком. А здесь жизнь стоит пустяки. Времени много, работай, сколько хочешь. Здесь и только здесь ты — хозяин своего времени, своих сил и способностей. Только здесь ты можешь отдать всего себя на служение ближнему!..»
И вот с такими мыслями, с такой позицией, приступает герой произведения к своему служению. Какие трудности пришлось ему преодолеть на этом поприще, читатели узнают, прочитав повесть «На действительной службе». А продолжает книгу рассказ «Шестеро», который относится к наиболее удачным произведениям писателя о жизни сельского духовенства. Этот рассказ раскрывает перед нами трагическую историю многодетного дьякона о. Антония, у которого умирает жена и он остается с шестью детьми на руках. Но прежде этого печального события, он проходит несколько инстанций, добиваясь рукоположения в священники. В то время, как показывает автор в своих произведениях, причетники – а это диаконы, дьячки и пономари, - жили очень бедно, и чтобы хоть как-то обеспечить жизнь себе и своим детям, герою рассказа во что бы то ни стало нужно было стать священником. И он, преодолев многие трудности, добивается этого.
А после, как пишет автор, «страшное горе - потерю жены - он должен был переживать вместе с величайшим счастьем - достижением священнического сана. В самом деле это было какое-то почти сверхъестественное совмещение двух противоположных чувств. Нет большего горя для лица, носящего духовный сан, как потеря жены, да еще любимой, какою была Натонька для о. Антония. Ведь это - вечное одиночество, вечный холод холостой жизни среди живущего полною жизнью мира, среди житейских соблазнов и требований строгой морали, сопряженных с званием. С другой стороны, священничество - это высший идеал, к какому может стремиться причетник, и, следовательно, высшее счастье. И вот и то, и другое разом упало на голову о. Антония». Испытывая такие противоречивые чувства, он принял священный сан, и тем самым обеспечил будущее своих детей, но первую службу, которую он служил – это лития по усопшей супруге.
Этот рассказ, по словам критиков, замечателен тем, что представляет собою счастливое соединение психологического изображения характера и изображения условий известного быта. <...> Этот рассказ г. Потапенка — жемчужина между другими его, той же категории, рассказами…». Но и другие произведения писателя не менее интересны, и помогают нам увидеть состояние дореволюционного общества, как духовенства, так и простого люда. Как отмечают издатели, «в повестях и рассказах Потапенко начала 1890-х годов не только отражались самые разные проблемы и события российской жизни, противостояли друг другу и отстаивали свою позицию живо впечатленные типы русского человека той эпохи, но и твердо выражалась позиция автора — человек может что-то сделать, каждый должен внести хоть небольшой вклад для того, чтобы изменить жизнь к лучшему».
*** Игнатий Николаевич Потапенко был чуть ли не самым «плодовитым» писателем конца XIX века: рассказы, очерки, романы, повести и театральные пьесы печатались почти во всех ежемесячных и еженедельных журналах, выходили как отдельными изданиями, так и в сборниках, переводились на иностранные языки. В конце 1890-х — середине 1900-х годов Собрание сочинений Потапенко в 12 томах выдержало 5 изданий. В это самое время его популярность была сравнима с популярностью Антона Павловича Чехова и Льва Николаевича Толстого. Самой яркой чертой Потапенко-беллетриста — являлось отсутствие пессимизма и скептицизма, бодрый и ясный взгляд на жизнь. Именно за оптимизм многих произведений он получил заслуженную оценку: в 1891 году ему была присуждена половинная Пушкинская премия». Потапенко посвятил писательскому творчеству 60 лет жизни. Но пик его популярности пришелся на конец XIX — начало XX столетия.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!