Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох.
О том, что происходило в России сто лет назад, написано немало книг. И, тем не менее, всегда интересно увидеть и познакомиться с историей нашей Родины, особенно в повествовании одного из архиереев Русской Церкви того времени. Митрополит Вениамин (Федченков) жил на рубеже двух веков и оставил нам богатейшее наследие. Когда-то его книги в виде машинописных копий хранились в монастырских и семинарских библиотеках, в домах верующих. Их читали семинаристы и монахи, паломники, приходившие на поклонение святыням, люди, уверовавшие и сомневающиеся. Его книги жили в народе, с которым неразрывно связана была его судьба, который он назвал однажды “самым лучшим на свете”. А сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая отражает то время, когда родился и жил Владыка Вениамин, и называется - «На рубеже двух эпох». ***
В предисловии к данному изданию Владыка так сформулировал свою задачу, которую он преследовал при написании книги: «...я не собираюсь описывать всю жизнь сполна, а остановлюсь преимущественно на общественной стороне пережитого... все остальное будет служить материалом для освещения этой общественной стороны на грани двух эпох». Октябрьскую революцию Владыка Вениамин застал, уже, будучи зрелым человеком, и сознательно вступил в Белое движение. Он стал епископом армии и флота и членом «Русского Совета» при главнокомандующем Белой армией генерале П.Н. Врангеле. Эти обязанности он выполнял и в эмиграции, вплоть до 1923 г., пока не убедился в бесплодности этой борьбы.
В 1920 г. Владыка Вениамин оказался оторванным от своего Отечества и более четверти века провел за границей, испытав лишения, неустроенность, тоску по Родине, преодолевая собственные ошибки. Жизнь и быт России до Октябрьского переворота, "стоки Белого движения и причины его поражения, участие в Двух Церковных Соборах - в Москве (1917-1918 гг.) и в Киеве (1918-1919 гг.), жизнь внутри русской эмиграции, разногласия между Зарубежной Церковью и Патриаршей Русской Церковью, годы войны с фашизмом - все это достоверно описано истинно верующим человеком и составляет бесценный исторический документ двух эпох. В этом Владыка Вениамин видел исполнение своего патриотического долга перед Отечеством.
О том, как возникла эта книга, в предисловии Владыка Вениамин рассказывает следующее: «Жизнь моя идет уже к закату, хотя один Бог знает, сколько еще придется утешаться Божьим миром и его красотами. Кое-что мне пришлось видеть за эти 60 с лишним лет. И иногда самому приходила мысль записать кое-что из пережитого, советовали то же и друзья. Но все как-то откладывалось это решение. А в это лето мне пришлось познакомиться с новым советским консулом в Соединенных Штатах Евгением Дмитриевичем Киселевым. С его позволения, я на первый раз поделился несколькими биографическими фактами из моей жизни, попутно освещая и принципиальные вопросы момента. Выслушав меня очень внимательно, он неожиданно для меня сказал следующее: - Вам все это нужно записать. Вы жили на рубеже двух эпох, много видели и все это само по себе интересно. Но думаю, что это было бы важно и для истории: она будет писаться на основании разных документов, а ваши воспоминания незаурядные, вы приняли новую эпоху не легко и не сразу, потому ваши переживания особенно важны как материал для будущего историка».
По словам автора, характер записей, вошедших в книгу, является политически-социальным, а все остальное служит материалом для освещения этой общественной стороны на грани двух эпох. Владыка Вениамин высказывает предположение, что «может быть, кому-либо покажется не архиерейским делом заниматься политически-социальными записками». Но, так он выполнял свой долг перед Родиной. «А всякое патриотическое дело нашей Православной Церковью, - говорит архипастырь, - считается нравственным. Будет ли это служение на войне или в партизанах, или творчество писателей на пользу Родине, или же послания нашего Первоиерарха, митрополита Московского Сергия, воодушевляющие народы на борьбу с современными врагами человечества – немцами; или сбор денег на танковые колонны, или речи в защиту нашей Родины. Или вот эти записки в поучение потомству».
Вот, например, что владыка Вениамин пишет о «Социальном перевороте», свидетелем которого он стал. «Настоящая революция пришла лишь в октябре. Народ наш, как близкий к природе, здоровый умом и сильный духом, радикален, решителен. Он или уж терпит смиренно, и терпит долго и глубоко, или уж если взялся за дело, то доведет его до конца. Интеллигенты, как элемент уже «ослабленный» культурой и городской жизнью, склонны мириться с компромиссами, уступками, половинчатостью. Не то народ: он, как и всякая стихия, стремителен и последователен. Эту сторону русского народа понимали и Толстой, и Достоевский. Русский солдат в «Войне и мире» стоит перед французскими пушками как гранит. Недаром же сказал Наполеон (кажется, в записках бывшего его посла в России Коленкура), что русского мало убить, его надо еще повалить на землю.
А у Достоевского в «Братьях Карамазовых» есть такой разговор между Иваном и лакеем Смердяковым, сыном их общего отца Федора, убитого им, и Лизы Смердящей: «Ты, Иван, говоришь, что Бога нет? Ежели нет, так все можно!» Вывод точный, неопровержимый: без Бога нет и греха. Ученый Иван понимал, конечно, это, но осуществить до конца не мог. А лакей Григорий Смердяков делом доказал это: Бога нет — и отца убить можно; и нечего тут мучиться, как если клопа раздавить... Кроме этого, безусловно, должно признать за русским народом и настоящий здравый ум. И до революции, почти всю вторую половину XIX столетия, интеллигенция России, одинаково как западники, так и славянофилы, верила в народ, в его ум, в то, что народ скажет свое слово, у него надо учиться.
Так же и даже особенно Достоевский настаивал. Но он же и предупреждал, что эти почитатели народа, готовые идти к нему на поклон, легко могут изменить ему. Пока народ во всем согласен со своими почитателями и вторит им, он и хорош, и умен. Но попробуй тот же умница-народ что-нибудь подумать и сделать по своему собственному уму-разуму, тотчас же те не только отвернутся от него, но даже и проклянут. И это, говорил в «Дневнике» Достоевский, и не только одни западники, но и правые славянофилы, они-то даже пуще всего! Это предсказание буквально исполнилось на народе: от него ушли почти все интеллигенты-революционеры, а правые и доселе злобно ненавидят его... Не угодил народ ни тем, ни другим.
Я лично, - отмечает Владыка Вениамин, - всегда верил в мужиков, в их здравый смысл, который в конце концов поправит дело. И особенно верил в сметку великодержавного великорусского племени. Не буду вдаваться в подробности причин этой особенности народа, но скажу, что помимо иных естественных причин здесь немалое значение имело и здоровое православие в отличие от искусственного католицизма, и от сентиментального протестантизма, и однобокого сектантского рационализма... Когда началась междоусобная борьба почти по всей стране, народ мог много раз проверить себя: куда идти, за кем? То красные, то белые, то петлюровцы, то анархисты махновцы, то чехи, греки, французы, то эсеры, то кадеты, то монархисты; то опять красные, опять белые и еще раз красные -все это народ пережил...» Вместе с народом переживал все это и автор книги - митрополит Вениамин (Федченков), записки которого сегодня доступны широкому кругу читателей.
*** Владыка Вениамин всю свою жизнь, до последних дней был предан Русской Православной Церкви и Московскому Патриархату. И несмотря на то, что многие годы его жизни прошли за границей, он бесконечно любил тот народ и ту землю, где судил ему проходить жизненное поприще Бог: народ, в чье обращение ко Христу он верил всегда и желал трудиться для этого. Тем более, что почти половина его жизни прошла в том мире, в той стране, которые сейчас для нас безвозвратно утрачены. И Владыка Вениамин сохранил и передал нам воспоминания о России, причем не как о некоем абстрактном понятии, а как о вполне конкретном воплощении ее идеалов в реальных людях, его современниках. О России, какой она была на рубеже двух веков.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!