Аудио |
|
Скачать .mp3 |
О благе мужества легко сказать, но воспитать мужчину в полном смысле слова - дело не простое. А по нынешним временам ещё и доказать необходимо, в том числе родителям, учителям и самим молодым людям, что великодушие и благочестие, отвага и самоотверженность, патриотизм и любовь к ближнему полезны им гораздо больше, нежели богатство и успех; что понятие свободы не тождественно вседозволенности. Без любви, верной дружбы, потребности в правде и справедливости, без отваги и чести настоящим мужчинам не обойтись, - считает автор книги, которая находится сегодня на нашей книжной полке. С малых лет мужской характер закаляется в нравственной борьбе, в преодолении своих слабостей и дурных наклонностей. Но что такое мужество? В чём его суть, где искать его истоки? Об этом и размышляет писатель Георгий Михайлов на страницах книги «Психология мужества». Она вышла в свет в Издательстве Общество игумении Таисии и находится сегодня на нашей книжной полке. ***
Георгий Петрович Михаилов - православный психолог, член Петровской Академии наук и искусств; Родился Санкт-Петербурге в 1947 году, закончил Кораблестроительный Институт, преподавал. В 1985 году получил второе образование на факультете психологии Государственного Университета. В 90-е гг. полностью посвятил себя духовно-просветительской деятельности. Начав с преподавания и чтения публичных лекций, Георгий Петрович, спустя несколько лет, выступил как православный писатель. В 1997 г. вышла его первая книга «Наша душа», за которой последовали «Психология мужества» (1999 г.) и «Дающая жизнь» (2000). Из этих трех, объединенных общей духовно-нравственной тематикой, книг, снискавших читательский интерес, сложилось однотомное издание «Три слова в психологии». Затем свет увидело еще несколько книг этого автора и все они, по словам издателей, отличаются простотой и доступностью изложения, и одновременно занимательностью и выразительностью. В Пасхальную ночь 1 мая 2016 г. Георгий Михайлов почил о Бозе после изнурительной болезни.
Итак, сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу Михайлова - «Психология мужества». Как отмечает автор, знать о том, что такое мужество, за тысячи лет до нас хотели многие мыслители, в том числе знаменитый философ Сократ со своими учениками. С рассказа о том, как пытались они разрешить эту загадку, и начинается книга. «Что такое мужество?» - спросил однажды у своих учеников великий древнегреческий мудрец. Один из них, по имени Лахес, ответил, почти не задумываясь, что мужествен в битве тот, «кто, оставаясь в строю на своем месте, старается отражать неприятелей и не бежит». Сократ согласился. Стойкость и смелость воинов действительно относятся к мужеству. Но это ведь ещё не всё мужество. Учитель ждал объяснения сути, а не примера мужественного поступка. «Я хотел от тебя узнать о мужественных не только в пехоте, но и в коннице и вообще в военном деле, и не только на войне, а также во время опасностей на море, в болезнях, бедности или в государственных делах. И ещё не только о тех, кто мужественен относительно скорбей и страхов, но и кто силён в борьбе с вожделениями и удовольствиями», - сказал он ученику.
Долго длилась эта беседа, но, сколько не бились ученики над загадкой учителя, разрешить её до конца так и не смогли. В итоге Сократ заключил, что спорившие не достигли поставленной цели. «Все мы, - сказал он - одинаково оказываемся в затруднении». Так заканчивается знаменитый философский диалог о мужестве, дошедший до нас из глубины веков в изложении Платона (ученика и преемника Сократа), основавшего первую в мире академию. Но ни Сократ, ни Платон не оставили нам точного определения сущности мужества. Не объяснил ее, и третий гений античной мысли - ученик Платона Аристотель, воспитатель юного царя Александра Македонского, ставшего потом одним из величайших полководцев древнего мира.
В попытках раскрытия тайны мужества философы древней Эллады могли полагаться лишь на частные наблюдения да на свой человеческий разум, в границах знаний того времени. Они ощущали и смутно догадывались о действии какого-то высшего неписаного закона нравственной жизни, но объяснить его не могли. Сократ и его последователи не знали ещё Заветов Бога, хотя о едином духовном Начале мира, несомненно, догадывались. И даже заявляли об этом вслух, вызывая озлобление язычников. Но они жили задолго до перевода Библии на греческий язык и, судя по всему, не были знакомы с её содержанием. Заповеди Закона Божия, дарованные пророку Моисею на горе Синай, были неведомы даже Аристотелю, умершему в конце четвёртого века до Рождества Христова.
Бог не открыл Своих тайн мудрецам, не доверил философам благовестить истины. Оно выпало на долю простых рыбаков, ставших учениками и апостолами Иисуса Христа. Апостолы проповедали миру заповедь любви, изложили суть нравственного закона, исполнили то, что не по силам было ни одной земной науке. И всё же и древним философам было очевидно, что мужество неразлучно с потребностью человека поступать по совести, с ответственностью за других людей, со щедростью, верностью, чувством долга. По словам автора, мужество неотъемлемо от таких категорий, как Бог, Отец, Царь, Отечество. Слово муж (женатый мужчина) содержит в себе понятия: родитель, кормилец, защитник. Но и неженатый (монах, например) может стать мужем достойным, отцом духовным для своей монастырской братии. Бог Отец даёт начало миру и всему человечеству. Царь (помазанник Божий) - отец народу. Мужчина, отец - глава семьи. Святитель Феофан Затворник учил, что семья есть крепость, в которой все члены её, особенно дети, имеют надёжную защиту. Чем мужественнее отец, тем крепче семейный оплот, тем мощнее стена заступления.
Наиболее близкими к семье по форме общения оказываются монастырское общежитие и воинское братство. Монахи одной обители живут совместно до конца дней своих, а воины, хотя собираются вместе не навек, но, в силу опасности быть убитыми в ближайшем бою, держатся друг за друга совсем не так, как иные приятели в мирное время. И здесь им бывает особенно дорого доброе отношение командира. От его отеческой любви зависит сыновняя преданность и, стало быть, отвага простых солдат и матросов. А где отвага - там победа! Такими отцами для воинов были сам генералиссимус Суворов, ученики его — фельдмаршал Кутузов и генерал Багратион, и ещё целый ряд замечательных Русских полководцев. На море отеческим отношением к подчинённым отличались великий флотовождь Ушаков, доблестный адмирал Нахимов, командир легендарного крейсера «Варяг» капитан Руднев, который, кстати (уже в адмиральском чине), до того пострадал, заступаясь за матросов, что вынужден был уйти в отставку.
К слову сказать, 16 сентября 1745 года родился один из наших великих полководцев, генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (настоящая фамилия Голенищев-Кутузов). По словам автора, Михаил Илларионович, когда-то служивший под началом Суворова, не был похож на своего учителя ни темпераментом, ни складом характера. Даже физически — грузный Кутузов отличался от необычайно подвижного и неутомимого Суворова. Воевали они тоже по-разному. Но в вере Православной, патриотизме и мужестве оставались едины. В молодости оба были отважными и храбрыми бойцами. Потом, уже в генеральских чинах, каждый следовал своей излюбленной тактике. Суворов всегда атаковал и часто прямо с марша командовал колонне: «Голова хвоста не ждет!» Кутузов с атаками не спешил. Он долго маневрировал, отступал, заманивал противника в ловушки, изматывал, окружал и вынуждал капитулировать, сохраняя тем силы и жизнь своих солдат.
Так он воевал с турками в первое десятилетие девятнадцатого века, и эта тактика очень пригодилась ему в борьбе с Наполеоном. В Отечественной Войне 1812 года она оказалась единственно верной и принесла победу. В то время расклад политических и военных сил в Европе был уже не таким, как при Суворове. Потому промыслительно, что на спасение России был призван именно он — фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Подробнее о русском полководце и его подвигах, а также о доблестном и мужественном служении других славных воинов читайте на страницах этой книги. И хоть, как отмечает автор, отдельных проявлений мужества не перечесть, в целом эту добродетель можно объяснить лишь глубоко уразумев её духовную основу. В книге содержится интереснейший нравственно-психологический материал, примеры исторические, воспитательные. Изложено всё в увлекательной, приемлемой для юношества форме.
*** Это уже третье издание хорошо известной в православных читательских кругах книги Георгия Михайлова, обращенной к молодёжной аудитории, к будущим воинам и ко всем, кто хотел бы стать настоящим мужчиной. Автор рассказывает о мужестве солдат и моряков, полководцев и князей, взрослых людей и школьников, обозначает общие и частные признаки мужества, обращает внимание на важность нравственной подготовки подрастающего поколения. В чём разница между человеком и зверем, между силою духа и низостью души, между гордым величием и святостью - автор постарался показать на различных примерах. И он надеется, что читатель получит представление о мужестве - если не исчерпывающее, то всё же вполне конкретное, достаточное даже для беседы с Сократом.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!