Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Юлия Посашко. Монахи. О выборе и о свободе.
«Как вы дошли до жизни такой?» — по признанию многих монахов, этот вопрос задается им довольно часто. Мы любим ездить по монастырям, особенно по старинным, таинственным своей древностью. Или даже просто — из сутолоки городской жизни любим заглянуть в невесть как оказавшуюся посреди этого шума обитель, насладиться, наполниться ее покоем. Есть в монастырях что-то утишающее душу человека, даже маловерующего, приводящее в порядок привычный хаос мыслей, что-то... не всегда понятное нам самим. Но ведь монастырь — это не стены, а прежде всего люди. Кто из нас хоть единожды не задавался вопросом: что заставляет этих людей — совершенно разных, разного образа жизни, склада характера — уходить в монастыри. На этот вопрос отвечают сами монашествующие в книге, которая вышла в Издательстве Никея в серии «Люди Церкви». Она называется – «Монахи. О выборе и о свободе». ***
Почему наши современники бросают мир и уходят в монастыри? Отвечая на этот вопрос, герои книги говорят о своей жизни и пути к Богу, о сомнениях и решимости, о слабости человеческой и силе Божией. О том, как невозможное делается возможным, а казавшееся абсурдным — единственно правильным. Разные люди, с непохожими судьбами, интереснейшим жизненным опытом — что поставило их в один ряд, в авангард войска Христова? Что же все-таки заставляет их уйти в монастырь? « Ну, да, ради Бога, ради сугубой молитвы... Но ведь уйти надо было насовсем, навсегда! Забыть, за спиной оставить все радости жизни! Нет, все равно непонятно, все равно что-то должно быть не так! Может, несчастная любовь случилась... или человек не сумел реализоваться в жизни... или на него сильное впечатление произвела смерть близкого человека... а не вернее ли всего он — великий грешник, вот и идет грех замаливать...
Нет, понятно еще, если решается на „скорбный иноческий путь" человек уже поживший, повидавший виды — можно сочувственно вздохнуть вслед... Ну а когда молодые, полные сил ребята и девушки решаются „похоронить себя заживо", как это принять, чем объяснить? Ведь что такое монастырские будни — скука сплошная, „редька, постное масло да поклоны" (именно так, в бытность свою молодым офицером, представлял себе иноческую жизнь будущий старец Оптиной пустыни преподобный Варсонофий Оптинский)! А могла быть — семья, детки... Бедные, бедные люди!». Действительно, что должно случиться с человеком, чтобы ему вдруг (или все-таки — не вдруг?) сделался неинтересен целый мир, полный впечатлений, земной красоты, радости встреч и открытий? — Богом созданный мир. Что должно быть на другой чаше весов? Это главный вопрос, который автор книги Юлия Посашко старались ставить перед героями книги.
И первый из ее собеседников, игумен Агафангел (Белых), клирик Белгородской епархии. Как пишет автор, от бесшабашной, свободолюбивой юности, путешествий автостопом по Центральной России — он перешел к строгим монашеским одеждам, четкам, молитвам, «непринадлежанию» себе. Впрочем, путешествия отнюдь не прекратились: со времени монашеского пострига игумен Агафангел успел послужить на Чукотке, в Магаданской и Синегорской епархиях, окормлял многие отдаленные поселки, в которые добраться-то можно только с помощью авиации. А с 2009 года так и вовсе стал создателем и руководителем миссионерского стана «Спасский» в якутском порту Тикси, на берегу моря Лаптевых. «Я думаю, что монахи — наиболее свободные люди», — прозвучало в нашей беседе. И прозвучало вовсе не диссонансом. Как это возможно? Об этом и о многом другом - разговор с игуменом Агафангелом (Белых).
Следующий собеседник автора - митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий (Пологрудов) «Внутренняя жажда Бога была во мне всегда. Правда, до 30 лет я не осознавал, чего ищу», — так говорит владыка Игнатий о своем обращении к вере. Это неистребимое «стремление... к чему-то» привело будущего митрополита Хабаровского и Приамурского на физический факультет, спровоцировало серьезное увлечение музыкой, живописью, заставило заняться изучением психологии и философии... и в конце концов подвело к решению полностью посвятить себя Богу. У преподобного Симеона Нового Богослова в третьем гимне есть такие, - говорит Владыка, на мой взгляд, очень яркие и точные слова (перевод митрополита Илариона (Алфеева)): Монах есть тот, кто миру непричастен. Кто говорит всегда с одним лишь Богом, Кто, видя Бога, сам бывает видим, Любя Его, он Им любим бывает и, светом становясь, всегда сияет.
Монах должен быть независимым от мира, окружающих его людей и обстоятельств, от прошлой жизни своей. Как известно, само это слово — монах — восходит к греческому «монос», то есть живущий уединенно, в одиночестве. Но правильно ли такое одиночество, естественно ли? Ведь сказано же в Библии: «...не хорошо быть человеку одному...» (Быт. 2: 18). Монашеская независимость вовсе не означает эгоистичной самодостаточности, горделивой изолированности. Это путь к совершенному и всецелому «внутрь пребыванию» с Другим, но не человеком, а Богом, и у него есть свои степени восхождения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал самый правильный путь иноческого делания. Первое: человек оставляет мирскую жизнь, приходит в общежительный монастырь. Долгое время здесь он учится главному иноческому качеству — послушанию через полное отсечение от своей воли, учится самопознанию и покаянию и, наконец, «искусству из искусств, науке из наук — внимательной молитве». Если первый этап пройден и есть на то Господня воля, он переходит на скитское жительство. Дальше может быть уединение, затвор, а может быть до конца жизни пребывание в братии на разных послушаниях или, увы, деятельность в миру, в том числе и архиерейство. Всё определяют труд самого монаха над своим внутренним человеком и Господь, Которому ведомо, где, как и в каком качестве нести монаху свое церковное послушание.
О том, какое послушание несет Владыка, читатели наверно уже и сами поняли, а вот какое послушание у монахини Иулиании (Денисовой), насельницы Свято-Елисаветинского монастыря, г. Минска, об этом рассказывает она сама в следующей части книги. Но прежде говорит о том, какой была ее жизнь до монастыря. " 45 сумок, 35 пар обуви, шкаф косметики, собственная отдельная квартира — ешь, пей, веселись! А в душе крик: «Я так больше не мoгy!». "Были моменты, - признается матушка, когда я шла в прямо противоположном от Бога направлении. Знаете, теперь я думаю, что Господь дает возможность выбора, некую вариативность каждому человеку. Человек все время норовит сойти со своего пути и соскальзывает в грех, а Господь его «ловит» там и ищет для него другую дорожку. Как навигатор: вот ты его настроил, он тебя ведет, а ты вдруг возьми да сверни куда-то в сторону. Навигатор предупреждает: «Вы ушли с маршрута». Потом ищет, ищет, ищет- и раз, нашел: «Поверните направо, через 400 метров поверните налево», — выводит тебя другим путем к цели. Так и Бог, причем Он таков и с некрещеными людьми, людьми, не знающими Его".
"Так с вами и произошло?" - спрашивает автор монахиню. "Да. - отвечает она. Моя душа всегда была ищущей, еще с юности. «Ловить» Промысл Божий я пыталась даже будучи неверующей, некрещеной. Хотелось какой-то чистоты... Откуда мне было тогда знать, что такие категории не живут в греховном существе, которое Бога не знает, не обращается к Нему, живет только собой: все эти «я», «я», «я» уже с детства накладывают свой отпечаток..." Ирина Денисова, знаменитый на всю Беларусь регент, ушла в монастырь на пике успешности. Вырастила троих детей, добилась признательности в мире музыки, добилась всего... О ней даже сняли фильм — «Регент»... А через несколько лет вышел уже второй фильм — «Инокиня». Ну а в книге представлен рассказ о том, как пришла к монашеству женщина, о нем никогда не мечтавшая.
Далее в этой книге вы найдете размышления о своем монашеском пути иеромонаха Макария (Маркиша), клирика Ивановской митрополии, настоятеля храма в честь Иваново-Вознесенских святых, г. Иваново. Эмигрировав в Америку, будущий иеромонах Макарий именно там, на чужбине, принял Православие, стал жить жизнью Церкви. Вернувшись в Россию 15 лет спустя, он сделал еще один судьбоносный выбор: принял монашеский постриг... Некогда успешный программист, сегодня он настоятель храма в провинциальном городке. Делится воспоминаниями о «своих» бабушках и дедушках, родительском доме, обретенном пастыре и монашестве, которое еще только брезжит на горизонте, своей монашеской стезе и инокиня Ольга (Гобзева), которую все помнят, как актрису, дружившую с Василием Шукшиным и Олегом Далем, снявшуюся более чем в 40 фильмах, и вдруг ставшую инокиней. Да только такая ли уж это внезапность или дорога длиной в целую жизнь? Об этом рассказывает сама матушка Ольга. А продолжат эту тему иеромонах Клеопа, насельник монастыря Петрас в Греции, игуменья Иоанна (Егорова), настоятельница Введено-Оятского монастыря, Ленинградской области и игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в г. Саратове.
*** В завершение программы несколько слов об авторе книги. Юлия Посашко родилась в Минске в 1985 году. Окончила факультет социологии Государственного университета — Высшая школа экономики в 2007 году, в 2013 году — факультет дополнительного образования по программе профессиональной переподготовки «Теология» Свято-Тихоновского государственного университета. Прихожанка храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря в Москве, поет на клиросе. Работает с книгами серии «Встречи с Богом» и образовательными проектами издательства «Никея». Путь к вере начался в юности в среде евангельских христиан-баптистов, в Православие Господь привел уже в студенческие годы — что считает великой Его милостью. « Всегда интереснейшей профессиональной и жизненной задачей для меня было, говорит Юлия, - постараться рассказать о той красоте и той глубине веры, которую я узнала и узнаю в Церкви, другим людям. Поэтому я в «Никее». Впрочем, важнее и труднее другая задача — научиться этой Красоте самой. Думаю, затем и живу».
Первая мысль: русский монах — и в греческом монастыре? Как его туда занесло? Что, у нас своих монастырей да лавр не хватает?! Однако будущий иеромонах Клеопа никогда не мечтал о чужой стране, молочных реках и кисельных греческих берегах. Говориттак: «Моим желанием было служить Богу там, где Он меня хочет видеть». Может быть, разгадка в том, что, когда отказываешься от своих планов, на тебе исполняются планы Божий? Непредсказуемые. Неожидаемые. Не всегда безболезненные. Но всегда — спасительные.
Какой нужно быть настоятельнице восстанавливающегося, не избалованного паломниками монастыря? Уметь руководить строительными работами и быть «мамой» всем насельницам — это понятно. А что еще? Наверное, не отказываться принимать в обители группы молодежи; несмотря на занятость, уметь находить время для задушевного разговора; работать рядом с трудниками не покладая рук, опережая и заражая примером... Этими качествами, безусловно, обладает настоятельница Вве-дено-Оятского монастыря — игуменья Иоанна (Егорова). Но все-таки из всех этих черт я бы выделила другую, главную, запоминающуюся — искренность. Она — настоящая. Возможно, поэтому в нашем разговоре постоянным рефреном звучала фраза: «Правды хотелось»...
«В принципе, если нужно, я готов беседоватьс вами до поезда», — говорит отец Нектарий. «До поезда» — это значит добрую половину светового дня: настоятель — на тот момент — двух храмов, благочинный и еще имеющий множество послушаний отец игумен перенес свои дела ради серьезного разговора о том, что на протяжении всей жизни являлось и является для него самым важным.
О бесчисленных дарах Божиих, о зеркале утраченных иллюзий и о том, ради чего и ради Кого можно жить и умирать — разговор с игуменом Нектарием (Морозовым).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!