Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Преподобный Силуан Афонский о тех, кто ищет истину и спасение, говорил так: «Многие люди не знают пути спасения, зашли во тьму и не видят Света Истины. А Он был, есть и будет и всех милостиво зовет к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, познайте Меня, и Я дам вам покой и свободу». Сам преподобный признается, что, и он раньше не знал этого. До 27 лет он только веровал, что Бог есть, но не знал Его. Так и многие из православных христиан веруют, что Бог есть, но не могут обрести истинной жизни в Боге. Каким должен быть христианин? Как следует молиться и исповедоваться Богу? Что значит следовать за Христом? И как не сойти с истинного пути? О самых различных сторонах духовной жизни, благодаря которым мы обретаем чистоту сердца и общение с Господом, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Ковчег и называется «Проснись душа. Советы и наставления святых». ***
Эта книга написана на основании наставлений святых отцов, глубоко знавших душу человека и предлагавших самые точные и верные советы на пути духовной жизни. Сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них. Так, например, открывает книгу произведение под названием - «Учение Господа, переданное народам чрез двенадцать апостолов». Это послание, по словам издателей, стало известным только во второй половине XIX века, когда Никодимийский митрополит Филофей обнаружил в библиотеке Иерусалимского (Святогорского) подворья в Константинополе греческую рукопись, написанную в 1056 году. В старинной рукописи и находилось среди других посланий и это, ставшее вскоре знаменитым, «Учение двенадцати апостолов». Послание стремится изложить в сжатом виде важнейшие правила христианской жизни и церковной организации как учение Господа, преподанное через двенадцать апостолов народам всего мира.
Прочитаем лишь несколько наставлений, взятых из этого «Учения». «Есть два пути: один – жизни и один - смерти, но между обоими путями большое различие». «Путь жизни таков: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя, во-вторых, - ближнего своего, как себя самого, и всего того, чего не хочешь, чтобы было с тобою, ты не делай другому». «Бодрствуйте относительно жизни вашей; светильники ваши да не будут погашены, и чресла ваши не препоясаны, но будьте готовыми, ибо вы не знаете часа, в который Господь ваш приидет. Вы должны часто собираться вместе, исследуя, что потребно душам вашим, ибо не принесет вам пользы все время вашей веры, если не сделаетесь совершенными в последний час». Наверно, многие наши читатели уже заметили, как правила христианской жизни, изложенные в этом «Учении», соответствуют словам Священного Писания, словам, которые говорил Сам Господь Иисус Христос. Этими правилами руководствовались святые отцы, продолжившие дело апостолов, и они также исследовали то, что потребно и полезно душе, как своей собственной, так и того человека, который обращался к ним за советом. Отдельные святоотеческие советы вы найдете и на страницах этой книги.
Так, за «Учением двенадцати апостолов» в этом сборнике представлены поучения святителя Василия Великого – одного из трех Вселенских учителей. Получив блестящее образование в лучших школах Афин (вместе со святителем Григорием Богословом), он удалился в пустыню, где основал общежительный монастырь и составил для него «Правила монашеские», которые стали основой всего последующего монашества, даже в России. Частично эти правила вошли в данный сборник. И один из вопросов, на который отвечает святитель, помогает разобраться нам в том, «каким должен быть совершенный христианин». А он, по словам святого отца, «должен иметь образ мыслей, достойный небесного звания, и жить достойно Евангелия Христова». Как этого достичь? Ответ ищите в учении святителя Василия Великого.
Но не только святой Василий говорит об этом. Продолжает тему ближайший друг капподакийского отца - святитель Григорий Богослов, которого его современники уже называли святым. Его гомилии, речи, проповеди считаются образцами христианского красноречия. В этой книге даются ответы святителя на такие вопросы: как относиться к обидевшим нас, как переносить страдания в болезни, почему надо благодарить за скорби, болезни, обиды, как утешить того, кто потерял должность и другие. А вот на вопросы – «что надо делать, чтобы Бог простил наши грехи? Как заслужить помилование? Как спастись?» – говорит святитель Иоанн, архиепископ Константинопольский, обладавший редким даром Боговдохновенного слова. Во всем христианском мире гремела его слава как Златоуста (так во всеуслышание назвала его одна простая женщина в храме, в порыве восторга от его слов). Церковь называет святителя Иоанна Златоуста вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом Вселенским учителем. Три святителя чтутся как святые учители Церкви, озарившие вселенную светом своего Православного учения. Но и среди них особенно дивен по богатству и разнообразию своих духовных дарований святитель Иоанн, вдохновенное слово которого жгло сердца людей.
В настоящее время, наверно больше, чем в другие времена, очень многих православных христиан волнует такой вопрос: «Что делать, если нет духовника». Об этом еще в 19 веке писал святитель Игнатий (Брянчанинов) одному из своих корреспондентов: «Прекрасно ваше желание – находиться в полном послушании у опытного наставника. Но этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монастырях. Нашему времени дан другой подвиг, сопряженный с многими трудностями и преткновениями. Нам пришлось совершать путешествие – не днем, не при солнечном ясном свете, а ночью, при бледном свете луны и звезд. Нам даны в руководство Священное и Святое Писание: это прямо говорят святые отцы позднейших времен». О том, каким должен быть путь ко спасению, святитель говорит: «Единственный непогрешительный путь ко спасению – неуклонное следование учению святых отцов, при решительном уклонении от всякого учения постороннего, от самых своих разумений, доколе разум не исцелится от недуга своего и не сделается из плотского и душевного – духовным. Признав умом и сердцем эту правду, исповедуйте ее устами: дайте обет Богу, что бы будете руководствоваться учением святых отцов, уклоняясь от всякого учения, не засвидетельствованного Святым Духом, не принятого святой Восточной Церковью».
Также, в 19 веке, глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества оказал святитель Феофан Затворник. Стяжав дар опытного постижения святоотеческой аскезы, он изложил этот опыт в своих многочисленных письмах, которые могут рассматриваться как практическое пособие в деле христианского спасения. И вот что в частности, святой отец говорит о спасении: «Желаете слышать слово о спасении. Будто не слышали?! Кто не знает дела спасения?! Дело не за этим, а за тем, что усердия нет – трудиться над делом спасения. Хотеть спастись лежа на боку, желать, чтобы спасение пришло само собою как-нибудь. Если и вы больны таким недугом, то излечитесь от него, восприяв ревность к содеванию спасения, - живую, крепкую, себя не жалеющую… и дело спасения пойте успешно. Чтобы раздражить ревность, разъясните себе крайность положения, в каком находитесь. Каждую секунду может схватить смерть, затем суд и решение – прииди или отыди! Если это может случиться сию секунду, то нечего дремать, надо встать и приступить к делу… и делать сие, не пропуская ни одной терции, - что же именно делать? Держа веру в Господа Спасителя и святую Его Церковь, уклоняться от зла и творить благо словом, делом и помышлением…»
А сейчас откроем страницу с наставлениями прп. Амвросия Оптинского. Здесь старец также говорит о том, что надо помнить желающим спастись. «Многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме; но только не многие и редкие на самом деле исполняют благое свое желание. А именно те, кто твердо держится слов Священного Писания, что "многими скорбями подобает нам внити в Царствие небесное". Они, призывая помощь Божию, стараются безропотно переносить постигающие их скорби и болезни и разные неудобства. Кроме этого, желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что спасение совершается между страхом и надеждою. А желать видеть свое спасение ясно, как на ладони, - желание и мнение ошибочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает перемена, то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град, и подобное тому: то кольми паче в духовной жизни бывают прелоги и неожиданные изменения».
Как отмечают издатели, преподобный Амвросий обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Со всеми качествами своей богато одаренной души преподобный Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Все это отразилось в письмах великого оптинского старца, и некоторые из них представлены на страницах книги «Проснись душа».
*** Как заботиться о спасении своей души? На этот вопрос свт. Николай Сербский отвечает: «читайте Евангелие и спрашивайте у Церкви. Нет в мире ничего дороже человеческой души. Это единственное достояние, что может быть спасено от погибели и смерти, все же остальное, что нами ценится и хранится, неминуемо погибнет. Наша душа в глазах Господа важнее всех материальных ценностей мира, и, по Его слову: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Это значит, что нет для человека большей заботы, чем заботиться о спасении своей души. Почему эта забота самая главная? Потому что наша душа – самое великое сокровище на земле, а великому сокровищу необходима и наибольшая забота». А знакомство с книгой «Проснись душа», где собраны наставлений святых отцов о духовной жизни, поможет многим проснуться от духовного сна и твердо идти путем спасения ко Христу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!