Аудио |
|
Скачать .mp3 |
А.О. Ишимова. История России в рассказах для детей.
Отчизне кубок сей, друзья!
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя.
Это стихотворение Василия Андреевича Жуковского, посвященное Родине, вынесено в эпиграф книги Александры Осиповны Ишимовой «История России в рассказах для детей». В своё время эта книга стала событием русской литературы, и несмотря на то, что написана она в 19 веке, ее до сих пор с увлечением читают и дети, и взрослые. В последствии данное произведение часто переиздавали, и уже новые поколения знакомились с тысячелетней историей Отечества. В 21 веке «История России в рассказах для детей» была выпущена в свет (с разностью в несколько лет) двумя Издательствами - это знакомые уже всем "Эксмо" и «Общество сохранения литературного наследия". ***
Книга Александры Осиповны Ишимовой – это самое популярное изложение истории для детей. Александра Осиповна - известная русская писательница, педагог и переводчица 19 века, - в художественной форме кратко рассказывает отечественную историю со времен древнерусского государства и до правления Александра I включительно. В книге повествуется о возникновении Руси, первых князьях, о Куликовской битве, царе Иване IV Грозном, трагических событиях Смутного времени, царствовании Петра I, Отечественной войне 1812 года и обо всех событиях славной истории Государства российского. По словам издателей, это не сухой учебник, а скорее научно-популярное образное изложение исторических событий России.
О жизни автора книги издатели рассказывают следующее. Александра Осиповна Ишимова родилась в 1804 году в Костроме, но ещё в детском возрасте оказалась в Петербурге - её отцу, мелкому чиновнику, удалось найти службу в столице. Сашу отдали в хороший пансион, где она обучалась различным предметам и, с особенным успехом, языкам. Потом это ей пригодилось в литературной работе. Закончив пансион, она готовилась к поступлению в Екатерининский институт. Но обстоятельства сложились так, что из-за провинности отца семья была вынуждена переехать в далекий северный городок Усть-Сысольск. Для 14-летней Александры эта поездка за тысячи верст стала первым настоящим знакомством с жизнью.
В 1825 году Ишимова с матерью и братом переехали в Царское Село под Петербургом. Оказавшись в бедственном положении, она открывает небольшой частный пансион, но из-за отсутствия у неё университетского свидетельства, подтверждающего право быть домашним учителем, закрывает его. Александра Осиповна решает обратиться к литературной деятельности. С этого момента литературные доходы становятся главным источником ее существования до конца жизни, а она - первой профессиональной детской писательницей. Начинается же всё с перевода книги французского писателя-моралиста Франсуа Дроза «Искусство быть счастливым». Книга выходит в Петербурге в 1831 году, и приносит писательнице немалый успех. Вскоре Ишимова публикует еще несколько переводов, кроме того, активно занимается журналистикой, издает популярные детские журналы «Звёздочка» и «Лучи», где помещает более 600 своих оригинальных и переводных произведений.
Стремление дать самые разнообразные знания о мире - его истории, географии, русской и мировой литературе, национальных достопримечательностях, соединялось в журналах и книгах Ишимовой с задачей религиозно-нравственного воспитания, желанием развить в юных читателях чувство добра и сострадания, способность стойко переносить несчастья. Как рассказывают издатели, однажды кто-то из знакомых подал ей идею: почему бы не написать русскую историю для детей, как это сделал Вальтер Скотт для маленьких англичан. Ишимовой эта мысль понравилась, и она, со свойственной ей работоспособностью, перечитав несколько раз «Историю Государства Российского» знаменитого историка Карамзина и ряд других источников, написала первые 25 рассказов будущей книги. Александра Осиповна показала их поэту и учителю царского наследника Петру Александровичу Плетнёву. Тому рассказы понравились, и он ввёл Ишимову в круг петербургских литераторов. На его вечерах она познакомилась с Пушкиным, Жуковским, Вяземским и другими, была приглашена преподавать русский язык членам царской фамилии.
Первое издание книги «История России в рассказах для детей» было выпущено Петербургской Академией наук в шести частях в 1837-1840 годах, и его тираж составил 1200 экземпляров. О книге с восторгом отозвались все известные журналы. О прекрасном стиле изложения «Истории» писали известнейшие люди того времени: Пушкин, Белинский, Добролюбов, Чернышевский. В отзыве Рассматривательного комитета Российской Академии при решении вопроса о выпуске книги значилось: "Сочинение госпожи Ишимовой согрето любовью к отечеству, обращено к нравственной пользе и может заохотить детей к внимательному чтению русской истории". Написанная без морализаторства, живо и увлекательно, простым языком, с привлечением житийной литературы и библейских сюжетов, книга прозвучала как культурное событие. Кроме патриотической линии следует отметить и духовную - наставление следовать Божьим заповедям, не преступать законов нравственности даже в самые плохие времена.
Открывает книгу рассказ о наших предках – славянах. Александра Осиповна обращается к юным читателям: «Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, т.е. сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков. В старину в отечестве нашем, России, не было таких прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время. В них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли славянами.
Верно, и самые маленькие из вас понимают, что значит слава? Славяне старались доказать, что недаром их называли так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу. Они были так честны, что в обещаниях своих вместо клятв говорили только: «Если я не сдержу моего слова, да будет мне стыдно!» - и всегда исполняли обещанное. Они были так храбры, что и отдаленные народы боялись их, так ласковы и гостеприимны, что наказывали того хозяина, у которого гость был чем-нибудь оскорблен. Жаль только, что они не знали истинного Бога и молились не ему, а разным идолам. Кроме того, славяне разделялись на разные племена. У северных, или новгородских, славян не было и государя, что бывает у многих необразованных народов: они почитали начальником своим того, кто более всех отличался на войне. А так как они все были храбры, то иногда случалось, что таких начальников было много.
Каждый из них хотел приказывать по-своему; народ не знал, кого слушать, и оттого были у них беспрестанные споры и несогласия. А ведь вы знаете, как несносны ссоры! И вам в ваших маленьких делах, верно, случалось уже испытать, какие неприятные последствия имеют они. Славяне также видели, что во время несогласий их все дела шли у них дурно, и они даже переставали побеждать своих неприятелей. Долго не знали они, что делать, наконец придумали средство привести все в порядок. На берегах Балтийского моря, не очень далеко от отечества нашего, жил народ по имени варяги-русь, происходивший от великих завоевателей в Европе - норманнов. Эти варяги-русь считались народом умным: у них давно уже были добрые государи, которые заботились о них так, как заботится добрый отец о детях, были и законы, по которым эти государи управляли, и оттого варяги жили счастливо и им удавалось даже иногда побеждать славян. Вот старики славянские, видя счастье варягов и желая такого же своей родине, уговорили всех славян отправить послов к этому храброму и предприимчивому народу - просить у него князей управлять ими. Послы сказали варяжским князьям: «Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами».
*** Первая часть данного труда вышла незадолго до смерти Александра Сергеевича Пушкина. Великий русский писатель отправил Ишимовой письмо в день дуэли с Дантесом 27 января 1837 года, в котором в частности говорилось: «Милостивая государыня Александра Осиповна. Сегодня я нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался. Вот как надобно писать! С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивая государыня, Вашим покорным слугою». Книга «История России в рассказах для детей», которую Александра Ишимова писала 6 лет, принесла ей славу. После выхода третьего тома ей была назначена ежегодная пенсия, а в 1852 году она получила Демидовскую премию. В 19 веке этот труд стал буквально настольной книгой в каждом культурном доме. А теперь и мы тоже можем окунуться в суровый мир русской истории, поведанный нам Александрой Осиповной Ишимовой.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!