Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Апостол страны восходящего солнца. Житие святого равноапостольного Николая Японского.
«Мой единственный смысл жизни и радость — просвещение Японии Православием, и я верю, что сие будет, верю так же твердо, как верю в Бога...», - записал в своем дневнике архиепископ Николай (Касаткин) в 1889 году. Позади уже было без малого тридцать лет, как он приехал в эту страну восходящего солнца, восприняв призыв Божий всем сердцем своим, и отдав всего себя апостольскому служению. Но прежде чем выйти на проповедь Православия в Японии, он глубоко изучил язык, историю, культуру, религию и быт японского народа. При этом непреложно верил в успех дела, начатого по воле Божией. И Господь щедро наградил уповающего на Него. Сегодня, в день памяти святого равноапостольного Николая Японского мы предлагаем Вашему вниманию книгу, в которой представлено житие святителя в пересказе для детей. Книга вышла в свет в Издательстве Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского и называется «Апостол страны восходящего солнца». ***
В этой красочно иллюстрированной книге представлено житие святого равноапостольного Николая Японского в пересказе для детей Юлии Карпухиной. Книга расскажет юному читателю о жизни и служении святителя, стараниями которого была учреждена Русская Духовная миссия в Японии, которую он и возглавил по решению Священного Синода. Более полувека, до самой блаженной кончины, продолжалось его подвижническое служение на Японской земле. За эти годы, пройдя через тяготы отчуждения, недоброжелательства, вражды и Русско-японской войны, миссионеру удалось с Божией помощью создать Поместную Православную Церковь.
А жизненный путь святителя Николая начинался так. «13 августа 1836 г. в селе Берёза Смоленской губернии в семье Димитрия Касаткина родился сын. Благочестивые родители назвали малыша Иоанном в честь Крестителя Господня. Отец его, Димитрий Иванович, служил диаконом в сельском храме. Сельцо было крошечное, всего из пяти дворов. Семья жила бедно, перебиваясь с хлеба на воду. А когда мальчику исполнилось пять лет, семью постигло тяжёлое горе — умерла любимая Ванина мамочка. Но горевать Димитрию долго не пришлось, надо было как-то жить дальше — кроме службы в храме, ещё картошку полоть, кур кормить, да кашу варить, ведь остался он один с тремя маленькими детьми на руках. И хотя жили очень трудно, отец часто болел, но, отказывая себе порой даже в куске хлеба, изо всех сил собирал последние гроши, чтобы всем детям дать образование».
Как говорится в житии, Ваня с отличием окончил Духовное училище в городе Вельске. И мечтая стать священником, пешком отправился в Смоленск, чтоб поступить там в Духовную семинарию. При этом он всегда вспоминал слова отца, который благословляя его перед отъездом, говорил: «Как бы не было трудно, сынок, никогда не отчаивайся. Положись на Господа». В семинарии он был тоже одним из лучших учеников. На экзаменах самый строгий батюшка задавал ему разные вопросы, а потом задумчиво покачал головой и сказал, что такому смышлёному пареньку надо обязательно учиться дальше. А Ваня радрадёшенек — пошёл учиться в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1860-м Иван Касаткин уже учился на четвёртом курсе.
К тому времени он настолько выделялся среди своих товарищей, что ему уже предлагали остаться преподавать в Академии. В этом случае его, конечно, ждала спокойная обеспеченная жизнь и всеобщее уважение. Был ещё второй вариант. По окончании учебы он мог жениться и стать настоятелем храма в столице или крупном городе. Впрочем, сам он совершенно спокойно относился к будущему и пока не особенно задумывался над тем, как устроить свою судьбу. Однажды вечером Касаткин торопился в храм ко всенощной. На столе в одном из коридоров он заметил белый листок. Объявление! На ходу пробежал глазами. Оно приглашало кого-нибудь из студентов стать настоятелем церкви в городе... В каком-каком городе? Ха-ко-да-те?
Удивился Иван. В Японии? На краю земли? Кто же захочет ехать так далеко? К тому же, как известно, в этой стране нет ни одного православного. Верить в Господа там запрещено, и любому, кто будет рассказывать людям о Христе, грозит смертная казнь. Пожал плечами Иван и поспешил в храм, тут же забыв о странном предложении. Конечно, это приглашение поехать за тридевять земель, в чужую страну, да ещё и туда, где нельзя говорить о Христе, было совсем не для него. А на службе в тот вечер с ним случилось что-то очень важное. Вдруг он всем своим существом почувствовал, понял, ощутил, что в эту далёкую, непонятную и даже страшную Японию должен ехать именно он.
Как повествует автор, со всенощной Иван вернулся совсем другим человеком. В душе он уже видел себя монахом. А ведь до того момента его никогда не посещала даже мысль о принятии монашества. Человеком он был весёлым, жизнерадостным. Недавно гулял у родных на свадьбе — веселился, отплясывал от души. И вдруг — монашество. Ни семьи, ни малышей, никогда ничего своего. Но тогда, в тот момент, он понял: дело предстоит неимоверно трудное. Просветитель земли японской не имеет права на собственную семью, он должен быть иноком, чтобы всего себя без остатка отдать делу Божию. Его постригли в монахи в июне того же года, имя нарекли в честь великого чудотворца из Мир Ликийских. А спустя месяц после пострига, в июле 1860 года, иеромонах Николай поехал к родным в деревню. Ещё через три дня, простившись с дорогими сердцу людьми, выехал в Хакодате, взяв с собой Смоленскую икону Божией Матери, с которой не расставался до конца своих дней.
Отправляясь в неведомую ему страну, отец Николай размышлял о Японии, о том крае, куда направил его Промысл Божий. В ожидании скорого прибытия на берег, «молодой священник задремал. Ему снилась его Япония. Во сне она была как невеста, поджидающая его прихода с букетом в руках. Вот толпы отовсюду стекающихся слушателей... Он говорит им о Христе... Множество японцев просят о Крещении... Вокруг открываются храмы, колокольный звон зовёт многочисленных прихожан на службу... Однако вскоре его разбудили какие-то странные звуки. Судно пришвартовывалось в японском порту. Юный миссионер улыбался — так прекрасна была Япония во сне в образе невесты, которая только и ждёт, когда он придёт, чтобы рассказать о Господе.
Так, полный самых радужных дум и стремлений, 2 июля 1861 года 24-летний выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии иеромонах Николай, ступил на японскую землю. Впереди его ожидало немало трудов и опасностей, но молитва, терпение и непоколебимая вера помогли святителю не опустить руки. Только спустя 7 лет, 18 мая он крестил первых трех японцев и этот день считается днем рождения Японской Церкви.
*** По словам автора книги, иеромонах Николай Касаткин был первым православным на японской земле. Он прожил в этой стране 50 лет. Последние 30 лет он ни разу не был в России... Всю свою жизнь святитель трудился, чтобы помочь японцам встретиться со Христом, и когда он отошёл ко Господу, оставил потомкам один собор, 8 храмов, 276 приходов, взрастил одного епископа, 34 священника, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих превысило 34.000 человек, не считая 8.000 человек, усопших ранее. Русская Православная Церковь 10 апреля 1970 года приняла решение о прославлении святителя в лике святых, с именованием «равноапостольный». В Японии святитель Николай до сего времени почитается как великий праведник и особый молитвенный предстатель пред Господом.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Благие вести. 18 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!