Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Представьте себе, что вы сделались свидетелями земной жизни Христа Спасителя: присутствуете при Его рождении в Вифлеемской пещере, видите Его крещаюшимся, являющимся народу, слушаете Его дивную проповедь, … присутствуете при Его торжественном входе во Иерусалим, потом на Тайной Вечере; затем идете за Ним в гущу Гефсиманского сада, где Он скорбел и молился. Далее вы с Ним на суде Анны и Каиафы, Пилата и Ирода. Наконец вы на Голгофе, видите, как распинают Его, слышите глумления и издевательства над Ним, зрите Его смерть и ужас бездушной природы, положение во гроб. Видите, как отвалился камень от дверей гроба и явился прославленный Воскресший Христос. Затем вы являетесь свидетелями Его явлений ученикам и народу и сподобляетесь получить благословение от Него, возносящегося на Небо». Всё это мы, по словам священноисповедника Сергия Правдолюбова, можем видеть ежедневно, всё это мы можем пережить за богослужением, называемым Литургией. О ней и говорится на страницах книги, которая вышла в свет в Издательстве Отчий дом в серии «Жизнь в Церкви». Книга называется «Объяснение Божественной литургии». ***
Как отмечают издатели, в традиции Русской Православной Церкви всегда была забота о том, чтобы народ Божий знал и понимал православное богослужение, особенно Литургию. Проповеди и беседы на эти темы были органической составляющей приходской жизни. Издатели данной книги предлагают читателям мысленно перенестись в Троицкую церковь в городе Касимове и прослушать вместе с ее прихожанами десять проповедей-бесед о Божественной литургии. Они были прочитаны в 1924-1925 годах настоятелем этой церкви, митрофорным протоиереем Сергием Правдолюбовым, будущим соловецким узником. Отец Сергий говорит о самом главном, самом важном смысле Литургии — о присутствии за ней Самого Господа Иисуса Христа. Говорит горячо, увлекаясь сам и увлекая своих пасомых. Чтобы было более понятно для слушателей, священник текст последования Литургии часто цитировал в переводе на русский язык с добавлением своих комментариев. И этот текст включен в издание без изменений.
О жизни и личности священноисповедника Сергия читатели узнают из краткого жизнеописания, помещенного в Приложении. Вот лишь несколько слов, которые о своем отце говорит протоиерей Анатолий Правдолюбов: «Специальностью его была апологетика — защита православно-христианской веры от неверия. На этом поприще отец успешно подвизался много лет. Его знали и по-своему уважали даже его идейные враги, нередко приезжавшие из Москвы и Рязани и устраивавшие с ним публичные диспуты. Впрочем, такие диспуты проводились им и в первые годы его служения в Вятской (Кировской) епархии. Отец отличался большим красноречием, способностью к прекрасным, вдохновенным импровизациям, постоянной проповеднической деятельностью в течение многих лет. На многих диспутах с его участием мне приходилось бывать... Проповеди же его я слушал постоянно с семи до четырнадцати лет включительно».
Как вспоминает отец Анатолий, по четвергам, вся их большая семья на целый день собирались к деду (отцу Анатолию Авдиевичу), и разговоры касались разных церковных, канонических и практико-гомилетических тем. На эти беседы допускались и дети с раннего возраста, и это было невыразимо полезно как для меня, - говорит батюшка, так и для других моих юных родственников. Папа был душой, организатором и водителем этих бесед. Нередко просили все родственные старцы папу просто сымпровизировать тут же проповедь на следующую неделю. Слушали внимательно, иногда вставляли дополнения или поправки, а потом во всех церквах говорили одно и то же, впрочем, конечно, с особенностями личными, отличающими во многом одного проповедника от другого. Причем, сказывалась тут и привязанность того или другого к определенным источникам и, так сказать, проповедническим идеалам. У папы на вооружении были больше всего архиепископ Херсонский Иннокентий и великий ученик его — епископ Феофан, Вышенский Затворник...» Выдающиеся заслуги отца Сергия в служении у престола Божия и проповеди были отмечены Священноначалием: 26 февраля 1928 года он был награжден крестом с украшениями за усердное проповедание слова Божия.
В этой книге представлена лишь малая часть того проповеднического наследия, которое оставил нам священноисповедник Сергий Правдолюбов. И оно, как уже было сказано, посвящено Литургии. Как отмечает автор, «одно из самых могущественных средств, дающих возможность жить истинно христианской жизнью, есть возможно частое участие в Божественной литургии. Существует пословица: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты сам». С кем мы часто встречаемся и проводим время, те и налагают на нашу душу свой отпечаток, мы становимся такими же, как они». Из бесед, представленных в книге, читатели узнают, что такое Литургия, с Кем мы входим в общение и каким воздухом дышим тогда. Мы встречаемся с Самим Господом Иисусом Христом, таинственно восседающим на святом престоле в Тайнах Своего Тела и Крови, общаемся и служим вместе со всем Небом, следим за жизнью Иисуса Христа, присутствуем при святейшей Крестной Жертве Его любви к падшему человечеству.
Вот с Кем мы «знакомы», вот куда мы постоянно ходим. И душа наша незримо и неприметно для нас преобразуется, в ней водворяется Божие Царство, и она устрояется во образ Христа. Значит, чтобы воспользоваться этими средствами, нужно как можно чаще присутствовать за Божественной литургией не только в праздники, но, сколько возможно чаще, и в будние дни. Но можно и часто ходить к Божественной литургии, и не воспользоваться той силой, какую сообщает она. Это бывает тогда, когда мы только устами говорим: «Господи, Господи», а сердце наше далеко отстоит от Него; когда мы только телом присутствуем в храме, а душа наша странствует по распутиям мира. Нет, входя в храм, мы должны отложить всякое житейское попечение, как бы отряхнуть прах мира от своих ног, заставить замолчать свою плоть, стоять в храме со страхом и трепетом, ничто земное в себе не помышляя. Сердце свое и дух свой должны приготовить к восприятию небесных впечатлений, внимательно слушать и горячо молиться.
Такое стояние в храме, соединенное с частыми посещениями Литургии, по словам автора, и даст нам возможность перевоспитать своего внутреннего человека. Душа наша будет неприметно улучшаться, восходить от силы в силу, воспитываясь в искусстве истинно христианской жизни. А приобщаясь Христовых Тайн, мы соединимся с Самим Носителем этой жизни — Господом Иисусом Христом. Соединяясь с Ним, мы перестаем быть своими, а становимся Христовыми и живем уже не мы, а живет в нас Христос... И чем больше и чаще, чем искреннее и сознательнее мы будем посещать храм и присутствовать за Божественной литургией, тем крепче и крепче будет нарастать в нас и понимание, и желание «жизни во Христе», тем сильнее и сильнее будет в нас влияние Литургии».
Кто хочет на себе испытать действие Божественной литургии, - говорит автор, - пусть благоговейно войдет в храм перед началом службы и поручит себя и своё сердце Господу, отложив всякое житейское попечение. Усердно и благоговейно молится - так, как ему на ум придет, не о своих маленьких житейских нуждах, а прилежно следя за тем, о чём молятся все, следя своими мыслями и сердцем за тем, что громко, в слух всего молитвенного собрания возглашает диакон. Пусть следит за словами и действиями священника, покорно наклоняя голову под его благословляющую руку, как бы под руку Самого Господа, и радостно принимает на себя призываемую на него священником благодать Святаго Духа.
Пусть помнит всё время, что он молится вместе «одними устами и одним сердцем» со всеми находящимися в церкви, имея во главе священника. Приобщившись такому настроению, христианин и по выходе из храма как драгоценность хранит в своем сердце это неземное настроение. И таким образом, он воспитывает свой дух в сфере литургийных переживаний и поднимается с одной на другую ступень по лестнице христианского совершенствования, черпая силы из Божественного богослужения, называемого Литургией. А ее объяснение читатель найдет на страницах этой книги.
*** По словам священноисповедника Сергия Правдолюбова, «Божественная литургия - святейшее из Таинств, возвышеннейшее и главнейшее из богослужений, Святая святых христианина. Это совместное служение Богу Неба и земли, это сокровище, равного которому нет на земле. Поэтому всякому, кто хочет идти за Христом и становиться всё лучше и лучше, необходимо сколь можно частое посещение Божественной литургии. Она незримо для человека строит и создаёт в его душе Царство Божие, медленно, но верно преобразует в душе «ветхого человека в новую тварь», в новое существо, отмеченное неизгладимой и блистающей печатью богоподобия».
____________________________________________________________________________________________
15 сентября 2002 года, после восстановления и освящения Троицкого храма города Касимова, честные мощи священноисповедника Сергия были перенесены в этот храм для постоянного пребывания. Каждую неделю перед ракой его честных мощей совершается богослужение с чтением акафиста новопрославленному святому.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!