Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Феофан Затворник. Наши отношения к храмам.
По словам святителя Феофана Затворника, «храм есть истинное средоточие, или сердце, нашей христианской жизни», «храм есть и училище, и больница, и воспитательный дом, и место общения духовного». В храм приходят люди разных сословий и званий, чаще всего в надежде на то, что здесь разрешатся любые проблемы, найдутся ответы на любые вопросы. Вообще, в прошлые времена ни одно значительное дело не совершалось без духовной поддержки храма. Печалился ли человек, шел он в храм молиться, радовался ли – служил благодарственный молебен. Прежде чем построить дом или отправиться в дальний путь, брал благословение. Перечислять можно долго, однако здесь возникает вопрос: как мы должны относиться к храмам? На этот вопрос отвечает святитель Феофан Затворник в своих проповедях, которые собраны на страницах книги - «Наши отношения к храмам». ***
Эта книга вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница. Она печатается с незначительными сокращениями и уточнениями по изданию 1893 года: «Наши отношения к храмам. Слова епископа Феофана. Из слов к тамбовской и владимирской паствам, 1859,1861,1867 и 1869 гг.» Здесь нужно отметить, в 1859 году святитель Феофан, еще будучи архимандритом, был посвящен в сан епископа и назначен на Тамбовскую кафедру. На этой кафедре он служил четыре года и прославился как замечательный проповедник и просветитель. В житии святого говорится, что «предшественник епископа Феофана на Тамбовской кафедре, епископ Макарий (Булгаков), прощаясь с паствой, сказал: «Я слышал, что вместо меня назначен сюда нынешний архимандрит Феофан, человек прекрасной души. Это замечательный человек, особенно как проповедник; когда он к вам придет, то вы очень скоро забудете меня».
Много забот и трудов пришлось понести Владыке при управлении Тамбовской епархией, и он проявил себя ревностным служителем во всех отраслях церковной жизни. Придавая большое значение слову Божию в деле религиозно–нравственного просвещения народа, Преосвященный Феофан почти каждое богослужение сопровождал проповедью. В 1863 году последовало его перемещение на древнюю, более обширную Владимирскую кафедру, на которой он пробыл три года. Как говорится в житии, служение святителя на новом месте было еще разнообразнее и плодотворнее, чем на Тамбовской кафедре. Новый владыка с первых дней своего служения явился ревностным пастырем и учителем веры и благочестия. Как бы предчувствуя непродолжительность своего пребывания во Владимире, святитель Феофан проповедью Слова Божия торопился привести к Господу возможно большее число спасенных душ. За трехлетний период пребывания на Владимирской кафедре он произнес 138 проповедей — гораздо больше, нежели в Тамбовской епархии.
В этой книге собраны в основном проповеди, сказанные епископом Феофаном при освящении различных храмов. Каждая из них имеет свой подзаголовок, благодаря чему читатели без труда найдут то святоотеческое слово, которое в тот или иной момент необходимо для их духовного устроения. Не составит сложности прочитать и весь сборник, так как проповеди святителя написаны простым и доступным языком. Так, например, третья из представленных проповедей называется «О значении храма для жизни христиан». Здесь святитель в частности говорит следующее: «Что значит для нас храм? Храм для нас есть то же, что сердце для тела. Это прообразовала еще древняя скиния, которая всегда находилась внутри народа, — в пути ли были израильтяне или стояли станом. Там и здесь колена израильтян всегда располагались вокруг скинии так, что она, точно, составляла средоточие, или сердце, народа. Зачем такова скиния — сень грядущих благ? Затем, чтоб научить нас таковыми иметь храмы, в коих истиною действуется то, на что скиния только указывала. Утвердим же внимание свое на сей мысли и пойдем вслед нее».
Как отмечает святитель, «в сердце живо отражается всякое движение, состояние и действие нашего тела. Бодренность и дремота, крепость сил и слабость, здоровье и болезнь, льгота и тягота и прочее — все вообще отражается в сердце и вызывает с нашей стороны соответственные тому действия. Не то же ли самое есть между нами и храм? Всякая наша нужда духовная не отзывается ли в храме и не вызывает ли из него соответственных действий? Смотрите: печален кто — идет в храм петь параклисис Богородице; радость получил — идет туда же воспеть благодарное молебствие. Дом надо строить — из храма берется благословение; колодезь вырыть — то же; дождя нужно — храм ходит по полям, чтоб привлечь дождь с неба; болезнь постигла — Церковь приходит ходатайствовать о выздоровлении; родилось дитя — оно возрождается к новой жизни в храме; согрешит кто — очищается от скверны в храме.
Новая семья зачинается — она сочетавается в храме; в путь собирается кто — напутствуется молитвами в храме; умер кто — тело его провожается на покой в недра земли из храма, а о душе его возносится ходатайственная молитва в храме и прочее и прочее. Вообще нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось, как следует по-христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним. Как нитями какими прикреплены мы к храму. К нему привлекаемся всякий раз, как зачинаем что новое, и из него уже исходим на дело свое. Так осязательно верно, что храм есть истинное средоточие, или сердце, нашей христианской жизни». Кроме того, как отмечает святитель в одной из следующих проповедей, «из всех благодеяний, какими благодетельствует человек человеку, храмоздание есть самое большое и многообъятное. Благодетельно устроение училищ, благодетельно учреждение больниц, благодетельно созидание приютов и других мест упокоения нуждающимся и страждущим. Но созидание храма благодетельнее всех их, потому что храм один совмещает в себе всё, что имеет каждое из тех учреждений, и, следовательно, один заменяет их все.
Так, по словам преосвященного автор, «храм Божий есть училище — именно училище Божественной премудрости. Здесь все учит: истины Божии предлагаются здесь в чтении слова Божия, в песнях церковных и в поучениях. Истины Божии составляют содержание всех священнодействий, совершающихся здесь. Истины Божии выражаются самым устроением и расположением всех частей храма, — так что довольно иметь очи и слух, чтобы принимать в себя преподаваемую здесь премудрость, единую истинную. Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий, и обогатится самым утешительным познанием — о Боге, мире и человеке».
«Храм Божий – продолжает святитель, - есть питомник и вместе врачебница, врачующая и восстановляющая наши духовные силы. По рождении во грехах, возродившись чрез Святое Крещение в храме к новой жизни, мы должны далее возрастать и укрепляться в новой сей жизни. Тот же храм принимает нас, как новонасаждение, и совершает сие ращение и воспитание наше в себе, при свете истин, здесь проповедуемых, под действием Божественных сил, здесь подаемых, и по указанию надежного руководства, здесь сообщаемого. Блаженны души, пребывающие верными сему богоучрежденному порядку и терпеливо приемлющие рост в сем богодарованном питомнике». Кроме того, по словам святого отца, «Храм есть странноприемница и даже самое Небо. Мы — странники и пришельцы на земле. Отечество наше — на Небе. Взыскуя сего Отечества, мы не должны родниться ни с чем земным, но, подобно странникам, спокойно проходить все приятные места, встречаемые на пути, одно имея в мысли — скорее увидеть родину свою».
Помимо этих двух проповедей, в книге содержится еще 12, в которых святитель говорит «Об устроении в себе каждым духовного храма по образцу видимого», «О благотворности для детей бывать часто в храмах и молиться», «О благоговеинстве в храме». Освящая храмы, святитель не упускал возможности сказать поучительное слово к своим пасомым, например, о том, «Как в храме обучаться истинной молитве», «Как и чем почерпать духовные блага в храме и потом плод от них иметь», «Как возлюбить хождение в храм и возжелать самих себя устроить в храм». Обо всем этом и многом другом говорил святитель Феофан, обращаясь к народу с церковного амвона различных храмов тамбовской и владимирской епархий. А сегодня его слова обращены ко всем нам.
*** «Храм есть училище, и училище Небесной мудрости». «Храм есть врачебница, действительно врачующая наш дух немощный». «Храм есть воспитательный дом, или питалище духовное». «Храм Божий есть место взаимного общения — Небесных и земных. Рождаемся мы на земле для Неба». Так говорит святитель Феофан о доме Божием, в который каждый христианин должен стремиться всей душой, всем сердцем, всем разумением своим. А, собираясь в храм, перечитайте хотя бы несколько глав из этой книги, и, даст Бог, наставления и молитвы святителя Феофана приблизят чаемое устроение души вашей в жилище Божие, когда святилищем станет дух, жертвенником — сердце, священником — ум.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!