Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Александр Торик. Флавиан.
В 2004 году была впервые издана в количестве 600 экземпляров книга «Флавиан», и ее тираж безвозмездно распространялся в миссионерско-катехизаторских целях. Эта книга известного духовного писателя протоиерея Александра Торика открыла собою новый жанр христианской литературы – «катехизис в художественной прозе» - жанр, который оказался необыкновенно востребованным в период обращения к поиску смысла жизни и духовной опоры в ней большого количества людей, оказавшихся в идейном вакууме после падения в России тоталитарной коммунистической идеологии. Книга «Флавиан» покорила сердца многих людей и открыла им путь к Православию. Она неоднократно переиздавалась разными издательствами, а сегодня выходит в свет в Издательстве «Флавиан-пресс». Кроме того, за 12-летний период автором было написано продолжение полюбившейся всем истории, об этом я расскажу далее в нашей программе. ***
Итак, книга «Флавиан». Она рассказывает о том, как человек, обременённый заботами о «хлебе насущном» и житейской суетой, начал посещать храм и уверовал в Бога, как постепенно ее герои постигают истинный смысл жизни и пытаются обрести благодатную силу, которая помогла бы им жить и верить, дарила бы надежду и утешала в трудные минуты. Вкратце автор пишет о своем произведении следующее: «Бесхитростная и простая, на первый взгляд, история встречи в обувном магазине в начале двухтысячных годов двух бывших однокурсников, учившихся вместе ещё в советском вузе, стала историей полного преображения жизни одного из них, Алексея, открывшего для себя неведомый ему прежде, огромный и прекрасный мир Веры и Церкви Христовых.
Произошло это с помощью другого однокурсника, Андрея, ставшего за прошедшее после института время иеромонахом Флавианом и посвятившего свою жизнь Богу и людям в сане священнослужителя Церкви Христовой. Через взаимоотношения этих двух героев, автор проводит своего читателя по основам христианского вероучения, вводит его в понимание смысла существования Церкви и совершаемых в Её лоне Таинств и священнодействий. Книга написана лёгким, ясным и увлекательным языком и читается, по признанию большинства знакомых сней, «на едином дыхании». А главы «Исповедь», в продолжение которых Алексей в первый раз в жизни кается в своих грехах при помощи духовника, отца Флавиана, для многих читателей стали исходным материалом для подготовки к собственной, осмысленной и глубокой первой исповеди.
Вот, например, как подробно и очень понятно через своего книжного героя – отца Флавиана - автор объясняет, что такое Таинство Покаяния. Прежде чем начать исповедь, батюшка говорит своему бывшему однокурснику: «Алексей! То, к чему ты сейчас приступаешь, называется Таинством Покаяния. Состоит это Таинство из трёх этапов или составных частей. Первое: кающийся должен умом понять, осознать – в чём он согрешил против Заповедей Божьих, чем оскорбил Божественную к нам Любовь. Собственно, покаяние с греческого и переводится как изменение ума. Следующий этап: умом осознав свои грехи, христианин должен «опустить их в сердце», где собственно и происходит само Таинство Покаяния – сжигание греховной скверны в «огне» искреннего сердечного сокрушения. Сердце должно покаяться, то есть переболеть, оплакать свою нечистоту, умилиться всепрощающей Божьей милости и вынести из себя твёрдое решение вести непримиримую борьбу с врагами – греховными страстями и помыслами.
Третий и завершающий этап – исповедь. Исповедовать – в переводе с церковно-славянского – открыто признавать, открывать. Осознанные умом и оплаканные сердцем грехи христианин исповедует – открыто признаёт перед Господом при свидетеле – священнике, являющемся одновременно и тайносовершителем, имеющим власть от Бога прощать и разрешать человеческие грехи. Разрешать – переводится как развязывать, освобождать. В древности, когда раба или пленника отпускали на свободу, его освобождали от оков – разрешали. Подобно тому человек, попав в плен какой-либо страсти (или многих страстей), становится рабом навязанного этой страстью греха. Священник же, будучи уполномочен на то Церковью, силой и властью Господа Иисуса Христа, освобождает кающегося грешника от этого душепагубного рабства. Впрочем, всё зависит от искренности и сердечности покаяния самого кающегося. Бывает, что после непрочувствованной, формальной, хладносердечной исповеди, несмотря на произнесённые священником слова – «прощаю и разрешаю», Христос, невидимо стоящий перед кающимся в момент исповеди, может сказать: «а, Я – не прощаю», и отойдёт человек от исповеди не только не очистившимся, но ещё более помрачённым. Помни, Алёша, что с нами третьим сейчас будет Христос, и именно к Нему обращай свои мысли, слова и сердце. Начнём».
Из дальнейшего повествования читатели узнают, что исповедь героя книги Алексея была осознана, искренне оплакана пред Господом, а значит, принята Им, и этот человек был освобожден от мучавших его грехов. Автор так описывает его состояние: «Встав с колен, я ощутил абсолютно новое, незнакомое, или, может быть, даже, наоборот, давно забытое чувство поразительной лёгкости. Словно у меня с плеч сняли тяжёлый, давно носимый и потому привычно терпимый мешок с цементом. И внезапное исчезновение этой давящей тяжести сделало вдруг очевидным то, что она – была, и то, что без неё – хорошо! Мне было хорошо, так хорошо, как в детстве, когда после особенно занудного последнего урока звенит звонок, и ты радостно срываешься с места. Размахивая расстегнувшимся портфелем с рассыпающимися учебниками и, не замечая их стремительного разлетания по коридору, прорываешься сквозь орущую толпу таких же освобождённых из школьного заключения мальчишек и девчонок, застревающих в узком школьном тамбуре с тяжёлыми дореволюционными дверями. И – на улицу, скакать оголтело по нагретому дневным солнцем асфальту, хохотать без удержу и без причины, колотить опустевшим портфелем всех носящихся вокруг и толкающихся одноклассников, и кричать нечленораздельно: «Ура, свободен! Свободен!»
Конечно, это было только начало духовного пути героя книги, а впереди у него, (а с ним и у наших читателей) еще достаточно открытий. Причем, открытий так много, что они не уместились под обложкой одной книги. Поэтому после выхода в свет «Флавиана», автором было написано еще несколько книг, составивших целую серию. Вторая часть этой серии называется – «Флавиан. Жизнь продолжается». Она, по словам автора, является прямым продолжением и развитием знакомства Алексея с внутренней, духовной стороной жизни Церкви Христовой. И если первая книга стала для многих радостным открытием бытия Бога, счастливым приобщением к числу уверовавших и воцерковлённых русских православных христиан, то вторая книга, уже одним своим названием «Флавиан. Жизнь продолжается», говорит о необходимости воплощения новообретённой Веры и приобщения к Матери-Церкви в свою повседневную жизнь.
В этой книге читателей ждёт встреча, как со знакомыми героями, так и с новыми персонажами. Писатель-священник помогает найти ответы на волнующие православного мирянина вопросы: об укреплении веры в Бога, о борьбе со страстями, о непрестанной молитве, а также о том, что меняется в жизни человека с его приходом в православную церковь. В нескольких историях из жизни современников, взятых из реально происходивших событий и литературно обработанных, автор, устами отца Флавиана научает Алексея, и в его лице каждого читающего, видеть в происходящих вокруг событиях действие удивительного и благого Промысла Божьего, ведущего человека к спасению души. Видеть, и духовно-правильно реагируя на промыслительно выстраиваемые Богом внешние обстоятельства нашей жизни, использовать их для собственного духовного развития и обретения совершенства, к которому призывает Господь всех чад Своей Церкви.
Кроме того, в книге рассказано о паломнической поездке на Афон, позволившей героям ощутить живительную силу этих святых мест, соприкоснуться с миром величайших ценностей Православия, с удивительной жизнью православного монашества на Святой Горе Афон в Греции. Этим повествованием автор показывает для ищущих в земной жизни Христа, новые горизонты развития в себе христианских добродетелей. А также приоткрывает таинственную завесу жизни «земных Ангелов – небесных человеков», монахов Святой Горы». Знакомство с подвижниками святогорцами продолжится в следующей книге протоиерея Александра Торика - «Флавиан. Восхождение», о которой мы расскажем вам в самое ближайшее время, в нашей программе «У книжной полки».
*** В одном интервью протоиерею Александру Торику были заданы такие вопросы: «Отец Александр! Скажите, отец Флавиан - это реальная личность?» «Конечно, реальная! – ответил священник. - Таких "Флавианов" много, просто они не всегда заметны для неопытного глаза, да они и не стремятся быть замеченными, В каждом ревностном пастыре, "душу полагающем за овцы стада Христова", есть такой "Флавиан"! А в герое этой книги сплелись черты разных любимых мною священников: моего первого духовника отца Алексия, первого настоятеля протоиерея Василия, многих других, у кого я учился и до сих пор учусь священному служению Церкви Божьей». «Отец Александр! А кто главный герой вашей трилогии об отце Флавиане: он сам или Алексей? «Главный герой моих книг – Любовь». Этими словами отца Александра мы и завершим нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!