Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Патрология», «патристика», «древнецерковная письменность». «Святые отцы и учители Церкви», «церковные писатели». Эти понятия теснейшим образом связаны между собой и часто употребляются почти в тождественном смысле. Однако между ними наблюдаются некоторые существенные различия. А в чем они заключаются, понятно далеко не каждому православному человеку. В то время как изучение святоотеческой и древнецерковной литературы должно занимать одно из важных мест в жизни любого христианина. Немало на этой ниве потрудился известный современный православный ученый-патролог, доктор церковной истории, профессор Московской Духовной Академии Алексей Иванович Сидоров. Собрание его трудов в шести томах выпускает Издательство «Сибирская Благозвонница». И сегодня на нашей книжной полке уже пятый том из собрания сочинений - «Святоотеческое наследие и церковные древности». Об этом издании - далее в нашей программе. ***
Итак, сегодня мы предлагаем вашему вниманию труды известного современного православного ученого-патролога, профессора Московской духовной академии Алексея Ивановича Сидорова, которые выходят в свет под общим названием - «Святоотеческое наследие и церковные древности». Пятый том - «От золотого века святоотеческой письменности до окончания христологических споров» — включает работы, написанные в течение почти двадцати восьми лет — с 1986 по 2014 год. Книга делится на три раздела, каждый из которых посвящается отцам Церкви и церковным писателям — видным представителям древнецерковной письменности и богословия определенного периода. Как отмечает автор в предисловии книги, само название тома указывает на один из важнейших периодов как истории Церкви, так и истории церковного богословия. По сути дела, данный период можно обозначить в качестве эпохи, определившей на многие столетия вперед фундаментальные параметры христианской жизни и культуры на греческом Востоке и на латинском Западе.
Объемля хронологически почти четыре века (начало IV - конец VII века), эта эпоха поражает своим разнообразием в единстве. С одной стороны, это великое множество ярких и выдающихся отцов Церкви и церковных писателей, чьи творения составляют многоценную сокровищницу православного Предания, а с другой стороны, внутреннее единство многоликого хора выразителей Православия, своим мощным созвучием заглушающего диссонансы еретических течений. Богословским стержнем, определяющим такое единство, являлось, по словам автора, предельно бережное и корректное выражение церковного учения о Лице Господа нашего Иисуса Христа, которое немыслимо было без целомудренного охранения тайны этого учения. Триадология, христология и сотериология неразрывно сплелись в живом единстве такой тайны, где каждое слово, понятие и термин, определяя и отграничивая отдельные нюансы ее, несли на себе отпечатления таинственной невыразимости Богооткровения. Великие отцы Церкви указанной эпохи, органично сочетая в своих творениях кажущиеся антиномии апофатического и катафатического богословия, наметили, вслед за лучшими представителями доникейской ортодоксии, основные вехи царского пути, которым и доныне продолжает шествовать Православная Церковь.
Как отмечает автор, в данном томе отсутствует единый и цельный обзор главных тенденций и течений богословской мысли указанной эпохи. Здесь имеются скорее отдельные «шурфы», представленные в статьях разных лет в период протяженностью почти в 28 лет (с 1988 по 2015 г.), позволяющие с различных аспектов и на разном уровне глубины уловить некоторые интуиции этих тенденций. Одновременно присутствует и задача показать, что таковые течения никогда не являются безликими, ибо великая сила церковного Предания как раз и заключается в том, что оно проявляется в личности его представителей, своим подвигом смиренномудрия отринувших себялюбивое «это». Такой подвиг, созвучно сочетающий в себе житие и миросозерцание каждого носителя Истины Православия, позволял им очистить образ Божий в себе, искаженный грехопадением первого человека, и явить подлинный (и каждый раз неповторимый) обоженный лик истинного ученика Господа.
Итак, немного подробнее о содержании книги. Первые ее раздел называется - «Золотой век (4-5 века)» представлен работами по святителям Амвросию Медиоланскому, Василию Великому и Проклу Константинопольскому. В короткой статье «Золотой век святоотеческой письменности и святой Амвросий Медиоланский как его представитель» дается общее представление об этом важнейшем периоде в истории святоотеческой письменности, его восточных и западных представителях и вкратце - месте среди них свт. Амвросия, его личности и славных деяний на пользу Церкви. В пространной статье «Святитель Василий Великий: жизнь, церковное служение и творения» дается обзор эпохи, жизни и творчества одного из трех великих отцов-капподакийцев, заложивших прочный фундамент всего последующего православного богословия. По словам автора, свт. Василий Великий, память которого совершается как раз сегодня, в праздник Обрезания Господня, в своих многообразных, хотя сравнительно и не очень многочисленных, творениях являет яркий литературный талант, дарованный ему Богом. Не случайно владыка Филарет (Гумилевский) характеризует святителя так: «Великий пастырь Кесарийский является в своих сочинениях весьма многосторонним: он вития-проповедник, догматико-полемш, толкователь Писания, учитель нравственности и благочестия, наконец — устроитель церковного богослужения. Но как все действия св. Василия отличались необыкновенным величием и важностию, так и все сочинения его запечатлены тем же характером высоты и величия христианского; это их общее отличительное свойство, которое принадлежит им более, нежели сочинениям кого-либо другого, даже из близких по духу к духу Василия; имя Великого есть собственное имя Василия». Единство личности и богословского миросозерцания, характерное для всех отцов Церкви, выступает в творениях святителя с необычайной четкостью. Пастырь по призванию, «человек воли» и «человек долга», св. Василий Великий явил всему христианскому миру непреходящий образец для подражания в стремлении к почести вышнего звания, пренебрегая преходящими сокровищами дольнего мира и стяжая одно нетленное богатство Духа, прежде всего — великий дар смиренномудрия.
Еще одна работа из первого раздела - «Святитель Прокл Константинопольский: жизнь и церковное служение» - посвящена менее известному, но оттого не менее славному святому отцу, жившему на излете данной эпохи — в V веке и много сделавшему для победы над ересью Нестория, для прояснения христологического догмата и для дальнейшего утверждения почитания в Церкви Пресвятой Богородицы. Раздел второй называется - «Церковная жизнь, богословие и философия в VI веке». Он содержит ряд статей, посвященных этому важному в истории церковной мысли и письменности веку, который стал своего рода предваряющим этапом для так называемого богословского синтеза в трудах святых Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина. Первой помещена работа, посвященная свт. Григорию Двоеслову, папе Римскому, «Жизнь и труды святителя Григория Великого (Двоеслова)», в которой подробно рассматривается драматичная эпоха истории Церкви и церковной письменности на Западе в V-V1 веках и его личность, а также произведения этого великого отца Западной Церкви.
Остальные же статьи данного раздела касаются сложных философско-богословских «сплетений» восточной церковной и христианской мысли данного периода конца V - середины VI века, прежде всего вопросов христологических споров и богословской терминологии, на примере некоторых не широко известных православных богословов, «несших важный вклад в развитие православной христологии и в борьбу с ересью монофизитства. Их имена в названиях статей говорят сами за себя: «Святой Ефрем, патриарх Антиохийский. Его жизнь, литературная деятельность и защита им Халкидонского Собора», «Проблема "единого действия" у Анастасия I Антиохийского (К вопросу о создании идейных предпосылок монофелитских споров)», «Феодор Раифский и Феодор Фаранский (По поводу одного из авторов "Изборника Святослава" 1073 г.)» и «Иоанн Грамматик Кесарийский (К характеристике византийской философии в VI веке)». Своеобразным «инославным» дополнением к теме, делающим обзор еще более объемным, служит работа об известном монофизитском александрийском богослове и философе «Логика и диалектика Иоанна Филопона».
Наконец, третий раздел книги называется - «Монофелитские споры VII века и борьба за Православие. Преподобный Максим Исповедник, преподобный Анастасий Синаит и святитель Софроний Иерусалимский». Он посвящен завершению эпохи христологических споров и напряженной борьбе Православия с ересью монофелитства в лице вышеперечисленных отцов Церкви, среди которых особенно выделяется преп. Максим Исповедник. Ему и посвящено большинство статей данного раздела. Основную часть предваряет некоторый документальный обзор эпохи в двух работах об история монофелитских споров. Более обобщенно-«панорамное» продолжение этот обзор получает в статье «Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество», которая также касается жизни, деятельности и творений, и отдельных аспектов богословского наследия этого великого и одного из самых таинственных и глубоких богословов Церкви. Завершается раздел обзорной работой о сподвижнике преп. Максима в борьбе против монофелитства «Святитель Софроний Иерусалимский. Его жизнь и церковное служение» и статьей еще об одном, менее известном, но также оставившем важный след в богословии Церкви святом отце, - «Преподобный Анастасий Синаит и его творения».
*** По словам автора, святые отцы Церкви всегда служили для него, как и для всех православных христиан, высшим и недосягаемым образцом Богомыслия, ибо вся их жизнь и все их миросозерцание пронизано смиренномудрием. Изучение их творений и постижение их духовного опыта, насколько возможно, стало смыслом его «научного бытия», которое, естественно, немыслимо без жизни в Церкви. Большую роль в этом сыграло приглашение на преподавание в Московской Духовной Академии, где Алексей Иванович исполняет служение церковного «дидаскала» (другими словами – учителя) уже более 20 лет. Благодатная атмосфера Московских Духовных школ, пребывающих под сенью Лавры и охраняемых молитвами преподобного Сергия, оказала мощное воздействие на его формирование как православного человека и ученого. Поэтому и позиция профессора характеризуется православностью взгляда, научностью метода и достаточной мерой популярности в изложении, благодаря чему данная книга будет интересна не только преподавателям и учащимся духовных и теологических учебных заведений, но и всем тем, кого интересуют история Церкви и церковного богословия.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!