Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Дары Рождества. Рассказы и истории священников.
Несмотря на то, что Святая Церковь отметила отдание (или окончание) праздника Рождества Христова, святочные дни продолжаются, поэтому и мы продолжаем знакомить вас с книгами, которые наполнены рождественскими историями, а вместе с тем рождественской светлой радостью. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию еще один сборник рассказов из серии «Рождественский подарок», основное отличие которых от остальных произведений заключается в том, что написаны они священниками. В рождественских рассказах русских священников предстают глубокие переживания праздника, преображающая сила явленной людям Любви Божией, радость от щедрых рождественских даров, получаемых нами не по заслугам, а по милости Божией. Сердце открывается в любви навстречу Отцу Небесному. Итак, на нашей книжной полке сборник под названием – «Дары Рождества. Рассказы и истории священников», вышедший в свет в Издательстве Никея. ***
В предисловии книги, поэт и музыкант Александр Логунов пишет: «Маленькое полутемное укрытие от непогоды на окраине Вифлеема. Шорох золотой пахучей соломы. Горячее дыхание вола. Негромкое переступание ослиных копыт. Мать, склонившаяся над деревянными яслями. Тихое ангельское пение. Пастухи, в замешательстве перешептывающиеся у входа. Шуршание роскошных царских одежд, так не подходящих для путешествия, но столь подобающих случаю и достоинству путников... Сколько бы раз я ни обращался к образу Рождества Христова — иконописному или словесному — волхвы всегда живо волновали мое воображение. Может быть, их царское достоинство тому причиной, может быть, род занятий, завораживающий меня с отрочества, — звездочеты. От этих загадочных путешественников мы получили обычай преподносить друг другу дары на Рождество.
Мне часто кажется, - отмечает Александр Логунов, - что наш дед Мороз это вовсе не Святитель Николай (а так считают многие православные), но вот такой волхв, который «иным путем отошел в страну свою» и каким-то чудом заблудился в снежных равнинах нашей северной родины, живет теперь здесь и приносит зимой подарки всем маленьким детям по любви своей ко Христу. А может быть, как в рассказе священника Сергия Дурылина «Четвертый волхв», он и не видел еще Христа. Ходит по нашим лесам, «пещорам» и «пустыням-густыням», имеет русское имя, собирает «со всей земли, от праведных трудов, от хресьянских, отовсюду по зернышку, с каждой полоски, от чистого праведного колоса, чистое зерно», чтобы принести свой дар Богомладенцу – черный русский хлебушек. В заключение своего рассказа отец Сергий пишет:
«С тех пор прошло много лет, очень много. Я прочел много книг, не только тех книг, что уверяли, что было только три волхва, но и те, которые утверждали и что не было вовсе волхвов, не было звезды, не было этой ночи, не было и Родившегося в эту ночь. Но вот, вопреки всему, я знаю (и всегда всю жизнь знал) и всегда буду знать, что было все это: и эта ночь, и волхвы, и эта звезда, и Родившийся в эту ночь. Я знаю, впрочем, и еще больше: я верю, что четвертый волхв выйдет из лесов, и найдет прямой путь до этой голубоокой звезды, и принесет Родившемуся в эту ночь Дар земли своей. И Родившийся, Царь Небесный, Сын Человеческий, примет этот Дар вместе со златом, Ливаном и смирною.
Такими вот волхвами представляются Александру Логунову авторы, чьи рассказы собраны в этой книге. Священник-писатель – по словам автора предисловия, - явление не новое, но хорошо забытое за семьдесят лет богоборческой власти. Эти люди пишут о нас с вами, они говорят на одном с нами языке. Их произведения, как правило, просты и верны традициям реализма, даже если это святочный рассказ, граничащий с чудом. Главное их достоинство — они задевают за живое и мало кого оставляют равнодушным. И это не удивительно, ведь где бы и когда ни происходили эти истории, любовно собранные и записанные авторами, они очень узнаваемы и всегда свидетельствуют о живом присутствии Бога в нашей жизни. Это ли не лучший дар волхва с русским именем Родившемуся в эту ночь! И один из таких рассказов я вам сейчас прочитаю. Называется он – «Птица-малиновка и холодный вертеп». А написал этот рассказ протоиерей Александр Авдюгин, настоятель храма-часовни Святых Богоотец Иоакима и Анны в городе Ровеньки на Луганщине. Вот слушайте:
«Ба, а почему у тебя до сих пор света в хате нет?» «Так его и в деревне нет. Не провели, онучок». Я сидел на лавке у стола, на котором бабушка зачем-то расстелила принесенное из сарая сено. Затем она поставила на сено два стаканчика с зерном, с вставленными в них толстыми свечами. Бабушка зажгла свечи, потушила керосиновую лампу, единственный источник света в хате, не считая отблесков огня из печи, а за горящими свечами примостила картинку под стеклом, на которой были изображены женщина, вол, овечки и маленький мальчик. «Сейчас, онучок, мы с тобой богатую кутью будем кушать и Рождество встречать». Богатая кутья была в большой глиняной миске. Почему «богатая»? Да ведь там все-все было! И в меду вареный сладкий рис, и ягодки изюма и мягкие, тоже сваренные, яблоки, груши и сливы. Бабушка прочитала какую-то молитву, перекрестила стол и вручила мне ложку. «С Рождеством тебя, Шура!» Я в этот раз не возмутился, что она меня опять не Сашей, а Шурой называет. Решил, что когда поем, тогда и скажу ей, что неправильно это наименование.
Кутья действительно вкусная была, каждый день бы такую, а бабушка всего пару ложек-то и съела. Сидела рядом со мной, смотрела на мое усердное старание в поедании кутьи, улыбалась и вздыхала. Она всегда вздыхала почему-то… «Ба, а что такое Рождество?» «Это, онучок, день рождения Бога нашего. Видишь, вон, Он в яслях, в колыбельке лежит, — и бабушка указала на картинку. Там действительно лежал мальчик, а над ним склонилась женщина. Бабушка рассказала, что это мама Бога, ее Богородицей называют, а зовут Марией, и что Рождество это в пещере состоялось давным-давно и в дальней-дальней стране. Представил я пещеру, в окно посмотрел, а оно толстым слоем ледяных узоров покрыто. «Так холодно же в пещере зимой!» «Холодно, онучок, холодно, но им, — бабушка указала на картинку, — птичка помогла, малиновкой ее зовут, она огонь и раздула».
Какая малиновка, на вид я хорошо знал, она в бабушкином саду жила, но вот как она могла самому Богу помочь, никак не представлялось. Я вопросительно посмотрел на бабушку, и она, глядя на горящие свечи, поведала мне, шестилетнему мальчишке, эту удивительную историю. В пещере, где лежал в яслях Христос, было очень холодно. Лишь слабо горел костер, разведенный в выбоине каменного пола. Богородица смотрела на огонек и со страхом думала, что еще немного — и он погаснет. Сил подойти и подуть на угли у Девы Марии не было. Она попросила вола: «Пожалуйста, подуй на костер». Но животное жевало что-то, думало о своем и не услышало просьбы. Богородица обратилась к овце: «Пожалуйста, подуй на костер». Но и овца жевала и тоже о своем думала. Угольки с огнем все угасали, и уже было ясно, что они вот-вот потухнут. Вдруг послышалось шуршание маленьких крыльев.
Это была маленькая птица — зарянка. Ее крылышки затрепетали над угасающим костром, обдавали его воздухом. Угли стали ярко-красными, а зарянка продолжала махать крыльями и при этом пела, насвистывая что-то жизнерадостное. И еще она успевала собирать клювом сухие хворостинки, и подбрасывала их в костер. Пламя разгоралось и стало нестерпимо жечь птичке грудь, которая становилась все более красной. Но зарянка терпеливо переносила боль. Она продолжала раздувать огонь до тех пор, пока он весело не затрещал. В пещере стало тепло и уютно. Даже вол с овцой на это внимание обратили. Маленький Иисус Христос в это время спал и во сне улыбался. Посмотрела Богородица нежно и ласково на красную, обожженную пламенем грудку птицы и сказала: «Быть тебе малиновкой с этого дня и напоминать ты каждому будешь о рождестве Христовом и своем благородном сердце». Конечно, на этом рассказ отца Александра не закончился. О том, какую роль сыграла впоследствии история, рассказанная бабушкой, вы узнаете из этой книги.
*** Поэт Николай Клюев писал когда-то:
На распутьях дальнего скитанья,
Как пчела медвяную росу,
Соберу певучие сказанья
И Тебе, родимый, принесу.
Ныне сказанья, по словам Александра Логунова, возможно, стали не столь певучи как прежде, но они о том же. Герои их делают с радостью трудную и прекрасную работу любви: спешат на помощь, дарят праздник, совершают маленькие чудеса своими руками. Каждый рассказ, представленный в этой книге, - это история из жизни, добрая ирония, удивительное знание человеческой души, умение понимать и любить даже самых непутевых своих героев, видеть в них доброе и прекрасное. И как говорит главный редактор Издательства «Никея», Владимир Лучанинов: «Рождественские рассказы священников никого не оставят равнодушным, ведь это свидетельство о бескорыстной любви Бога к каждому из нас, о том, что Он всегда с нами рядом и в дни Своего Рождества приносит нам Свои дары».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!