Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Пасхальное чудо. Рассказы русских писателей.
Человек жаждет чуда как возвращения в потерянный рай. Но наше представление о чуде зачастую бывает по-человечески материальным, и нам, оказывается, необходим некий рубеж, некая точка отсчета, после которой все уже будет по-другому, то есть по-новому, лучше. В светской культуре таким рубежом становится Новый год. Мы подводим итоги уходящего года, даем обещание начать новую жизнь, желаем друг другу нового счастья. В культуре христианской переход к новой жизни связан, конечно же, с Пасхой. Мы готовимся к празднику, постимся, и вот наступает торжественный момент — по всей земле разносится: «Христос воскресе!» Пасхальное приветствие свидетельствует о начале нового бытия - пришел Христос и упразднил смерть. В это пасхальное время нередко в жизни людей происходят такие события, которые иначе как чудесными просто не назовешь. И об этом свидетельствует книга, выпущенная в свет Издательством Никея. Она называется – «Пасхальное чудо. Рассказы русских писателей». ***
В этой книге собраны рассказы русских классиков о живительной силе веры и преображающем чуде Пасхи, об изменении жизни героев под влиянием глубокого переживания событий Страстной седмицы и Светлого Христова Воскресения. В предисловии Александр Логунов отмечает: «Смысл любого христианского праздника — переживание воспоминаемого события в вечности. Мы не отмечаем годовщину, но празднуем событие вне времени, которое всякий раз происходит здесь и сейчас. На Пасху мы стоим рядом с апостолами и женами-мироносицами, свидетельствующими о воскресшем Христе. Пасха — это напоминание о вечной Любви Бога к человеку и, можно сказать, призыв к взаимности.
Рассказы, включенные в этот сборник, объединены похожей идеей: пасхальное чудо происходит, когда человек озаряется изнутри любовью к ближнему. И это неудивительно. Когда Спасителя спросили, какая величайшая заповедь из всех, Он отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12:30-31). Эти две величайшие заповеди столь взаимопроницаемы, что, по сути, едины и не могут существовать друг без друга. Дело в том, что любовь, по слову прп. Максима Исповедника, — это единственное свойство Бога, которому человек способен подражать. Именно эта способность человека и делает чудо возможным.
Когда герои из любви к ближнему совершают, может быть, главный поступок в жизни, то очевидно, что они переживают преображение. Но случается и так, что герои ощущают благодатное присутствие Божие, изменяющее их, в тот момент, когда чувствуют к себе христианское отношение со стороны других людей. А иногда герою истории достаточно просто воспоминания. Так, происходит, например, в рассказе Федора Михайловича Достоевского «Мужик Марей». Писатель, приговоренный к 4 годам каторги, сталкивается с уголовниками из крестьянской среды. Ему требуются немалые усилия для того, чтобы преодолеть в себе ненависть к окружающим преступникам. И только через воспоминание о крепостном старике, который когда-то проявил любовь к маленькому перепуганному мальчику, он оказывается способен простить, примириться с окружающей его действительностью - каторжанами, пьяными по случаю Светлой седмицы.
В рассказе «Святая ложь» А.Куприна «маленький человек» с характерной фамилией Семенюта терпит превратности судьбы без ропота, продолжая жить и нежно любить старушку мать. Оставшийся без средств к существованию, герой выстраивает декорацию благополучия, мать же, в свою очередь, все прекрасно понимая, поддерживает эту декорацию ради любви к своему сыну. Конечно, они оба надеются на то, что произойдет чудо и закончится бедность и необходимость в обмане, но на самом-то деле чудо уже происходит и заключается в этой их взаимной любви. Но не всегда Господне прикосновение приводит к преображению. Письмо в одноименном рассказе Антона Павловича Чехова, написанное благочинным отцом Федором, человеком образованным, не произведет желаемого чуда, а следовательно, Петр, сын дьякона, к которому обращается священник, не покается и не изменит свою жизнь.
Не секрет, - говорит Александр Логунов, - что Чехов часто использовал говорящие имена и фамилии. Здесь ирония автора заключается в том, что дьякон Любимов не имеет любви, а потому и его сын Петр, «камень», ее не имеет. Чуда не происходит. Отец Анастасий, имя которого означает - «воскресение, возрожденный, воскресший», - вызывает у читателя большую симпатию. В нем, по крайней мере, сохранилась любовь, которая позволяет ему покрывать грехи других, хотя со своими грехами он бороться не способен. Именно с грешной стороной отца Анастасия и знакомится читатель в начале рассказа, и только случай с письмом позволяет увидеть здесь вечную историю о мытаре и фарисее. Оказывается, отец Анастасий ближе к Богу, чем закосневшие в своей «правоте» благочинный и дьякон, и его совет не посылать письма, которое может обидеть адресата - это призыв поступить по-евангельски, простить «блудного сына» и долготерпеливо дожидаться чуда его возвращения, покрывая грех своей любовью.
Пожалуй, прямым вмешательством Бога и действительно чудом в его мистическом понимании представляется случай со столичным актером, описанный Василием Никифоровым-Волгиным в рассказе «Солнце играет». Читая это произведение, мы в очередной раз убеждаемся в том, что Бог поругаем не бывает, и что Он даже ярого отступника может привести к Себе. Прочитаем небольшой отрывок из этого рассказа, в котором автор описывает затеянный комсомольцами на Пасху комедийный спектакль, в котором они кощунствовали над Господом. По ходу пьесы артист Московского театра Александр Ростовцев, одетый как Иисус Христос, должен был прочесть из Евангелия два стиха из Заповедей блаженства. Далее автор пишет: «Медлительно и священнодейственно он подошел к аналою, положил Евангелие и густым волновым голосом произнес: «Вонмем!» В зале стало тихо. Ростовцев начал читать: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное... Блаженны плачущие, ибо они утешатся...» Здесь ему нужно было остановиться, и произнести обличительный и страшный по своему кощунству монолог. Но этого не последовало.
Ростовцев неожиданно замолчал. Молчание становится до того продолжительным, что артисту начинают шикать из-за кулис, махать руками, подсказывать слова, но он стоит, словно в лунном оцепенении, и ничего не слышит. Наконец он вздрагивает и с каким-то испугом смотрит на раскрытое Евангелие. Руки его нервно теребят хитон. По лицу проходят судороги. Он опускает глаза в книгу и вначале шепотом, а потом все громче и громче начинает читать дальше: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут...» Власть ли его чудесного голоса, обаяние ли артистического его имени, ночная ли тоска по этим гонимым и оплеванным словам Нагорной проповеди, образ ли живого Христа встал перед глазами, вызванный кощунственным перевоплощением артиста, но в театре стояла такая тишина, что слышно было, как звенела она комариным жужжанием. И в эту тишину шли, как пасхальные свечи вокруг церкви, слова Христа: «Вы свет мира... любите врагов ваших... молитесь за обижающих вас и гонящих вас...»
Ростовцев прочитал всю главу, и никто в зале не пошевельнулся. За кулисами топали взволнованные быстрые шаги, и раздавался громкий шепот. Там уверяли друг друга, что артист шутит, это его излюбленный трюк и сейчас, мол, ударит в темя публики таким «коленцем», что все превратится в веселый и пляшущий дым! Но на сцене произошло еще более неожиданное, заставившее впоследствии говорить почти всю советскую страну. Ростовцев перекрестился четким медленным крестом и произнес: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое!» Он еще что-то хотел сказать, но в это время опустили занавес. Через несколько минут публике объявили: По причине неожиданной болезни товарища Ростовцева сегодняшний наш спектакль не состоится». Так, вместо предполагаемого кощунственного представления с чтением Евангелия артист прочитал Нагорную проповедь, которую закончил словами Благоразумного Разбойника. Для него, выражаясь словами одного из героев Николая Лескова, «жизнь кончилась, началось житие». Совершенно очевидно, что его дальнейший путь - мученичество.
*** Из представленных в книге рассказов мы видим, как чудо Воскресения преображает души людей. Об этом также свидетельствует рассказ Бориса Ширяева – «Сказ камней». Автор, в прошлом Соловецкий узник, вспоминает о деятельной любви ко всем людям без исключения священномученника Илариона Троицкого, о той негасимой радости, какую нес всем Владыка и очевидцем которой был сам Ширяев. А вот финальные слова последнего из рассказов — «Святая плоть» 3инаиды Гиппиус — очень точно передают впечатление от прочтения всего сборника: «Небо и земля вокруг них были чистые-чистые, и казалось, что ничего другого и нет на свете, кроме чистоты, тишины и счастья». Пусть не все рассказанные истории можно назвать однозначно по-человечески счастливыми, но все они, по мнению Александра Логунова, несут в себе тишину и счастье пасхальной радости, и как Крест предшествует чуду Воскресения, так и жертвенная любовь предвосхищает пасхальное чудо, свершающееся в душах героев. Христос воскресе!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!