Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Митрополит Вениамин (Федченков). Служение в Америке (в документах 1933-1947 годов).
Православному читателю сегодня хорошо известно имя митрополита Вениамина (Федченкова), прежде всего, как духовного писателя, богослова и мемуариста. Его книги издаются большими тиражами, слово владыки пользуется любовью, и словом этим он продолжает служить людям, как и во время своей земной жизни. Однако подробности жизни архипастыря, его церковного служения сегодня мало кому известны. Одним из самых неисследованных периодов является период его жизни в Северной Америке. Именно здесь владыка Вениамин в течение 15-летнего исповедничества в условиях гонений и, можно сказать, отторжения от немалой части русской эмиграции пришел в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, приобретя большой духовный и административный опыт в управлении обширной епархией. Проповедь единства веры (Еф. 4,13) явилась его главной проповедью, главным церковным служением и крестоношением на Американском континенте. Об этом рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве «Отчий дом», в серии «Наследие». Она называется - «Служение в Америке (в документах 1933-1947 годов)». ***
Это издание является первым обзорным исследованием архипастырской деятельности митрополита Вениамина (Федченкова) в Северной Америке в 1933-1947 гг. Служение в Америке стало для владыки Вениамина исповедническим путем верности Матери-Церкви. В книге собраны архивные документы, письма и доклады патриаршего экзарха в Америке митрополита Вениамина Патриархам Сергию (Страгородскому) и Алексию (Симанскому). Основная часть документов публикуется впервые. В предисловии книги издатели пишут: «История жизни митрополита Вениамина в эмиграции является одновременно и рассказом о православных епархиях на территориях традиционно неправославных, и постановкой вопроса о предоставлении автокефалии и автономии новообразованным Церквям, поскольку владыка с 1933 по 1947 год, в очень сложное для Церкви время, был экзархом Московской Патриархии в Америке.
Следует отметить, что вопрос о формировании православных диаспор в современном мире и сегодня является весьма актуальным. Один из важных прецедентов в этом процессе — Православная Церковь в Америке, которая получила автокефалию от Русской Православной Церкви в 1970 году. Томос об автокефалии Православной Церкви в Америке вызвал среди представителей Поместных Церквей, имеющих там свои епархии, как выразился протоиерей Александр Шмеман, «знаменательную бурю»: «Буря, вызванная "автокефалией" Православной Церкви Америки, является, вероятно, одним из самых значительных кризисов православной церковной истории последних столетий». До сих пор Автокефальная Православная Церковь Америки не признана большинством других Поместных Церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Элладской. И, несомненно, эти вопросы носят не только церковный характер.
Именно поэтому они представляют интерес для широкого круга религиоведов, отечественных и зарубежных историков, политологов, социологов. И для того чтобы понять те процессы, которые происходили и происходят сегодня в Православной Русской Америке, необходимо обратиться к истокам образования Североамериканской митрополии и экзархата Московской Патриархии. При этом общепризнано, что Русская Православная Церковь играла важную роль в социально-политической жизни российских эмигрантов, выступала фактором их консолидации и самоидентификации. К тому же в середине XX века феномен Русской Америки оказывал большое влияние на мир всего российского зарубежья. Изучение опыта церковного служения экзарха Московской Патриархии Русской Православной Церкви в Америке митрополита Вениамина (Федченкова) имеет большую ценность для историков зарубежья.
Миссия митрополита Вениамина в качестве патриаршего экзарха в Америке продолжалась пятнадцать лет. Это был один из самых больших и важных периодов в его церковно-общественном служении. Специфика американской религиозной жизни, сложные меж церковные и межгосударственные отношения, удаленность от церковного центра — все это накладывало на архипастырскую деятельность владыки свой отпечаток. Патриарший экзарх в Америке постоянно оказывался в трудных обстоятельствах, выполняя свое служение во враждебном окружении и претерпевая материальную нужду, он должен был отстаивать каноничность своего положения как экзарха и окормлять те немногочисленные приходы, которые переходили под его омофор.
Вплоть до начала немецкой агрессии против Советского Союза фигура патриаршего экзарха не была сколько-нибудь заметной в церковно-общественной жизни США и Канады. По признанию самого митрополита, этот период был для него периодом непрестанных гонений как со стороны американского общества, так и со стороны подавляющей части русской эмиграции. Страшным гонениям подвергалась и Русская Православная Церковь на Родине. И хотя масштабы этих гонений несопоставимы, это все же не умаляет личного подвига патриаршего экзарха, сохранившего верность выбранному пути после того, как он дал в 1927 году подписку о подчинении митрополиту Сергию. И все же, особенностью церковно-общественного служения митрополита Вениамина в Америке была его широкая самостоятельность в принятии тех или иных решений по управлению экзархатом, намного большая свобода действий в управлении епархией, нежели это могли себе позволить другие архиереи Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Широкая самостоятельность владыки сопровождалась почти келейным богослужением и написанием обширных, подробнейших докладов в Москву о церковной жизни и своей деятельности в Америке. Эти доклады были весьма ценны как для митрополита Сергия (Страгородского), так и для Патриарха Алексия (Симанского), о чем последний признавался в своих письмах к экзарху. Однако на роль проводника необходимой церковно-политической линии в США, направленной на активные действия в интересах советского правительства, патриарший экзарх подходил плохо. Поэтому противники архипастыря, прежде всего, возложили на него вину за неуспех миссии по воссоединению приходов Русской Православной Церкви в Америке.
Изучение исторического материала позволяет сделать вывод, что митрополит Вениамин в своих действиях в Америке руководствовался именно церковными интересами, а не политическими. Признание советской власти он искренне считал полезным делом для Церкви. Митрополит строго разделял «кесарево» и «Божие». Не случайно уже в Советском Союзе саратовский уполномоченный в 1957 году докладывал в Совет по делам Русской Православной Церкви: «С таким митрополитом, каким является митрополит Вениамин, добиться того, чтобы церковь делала то, что нам политически выгодно и целесообразно, нельзя. Это он красноречиво доказал своей службой в Латвии, в Ростовской области». Можно сказать, что это доказал патриарший экзарх и служением в Америке. Владыка здесь выступал препятствием для реализации чекистских планов по административному подчинению Североамериканской митрополии или ее «захвату», результатом чего и стал его перевод на Рижскую кафедру в СССР.
Автор исследования о жизни и деятельности митрополита Вениамина (Федченкова) в Северной Америке — Ростислав Юрьевич Просветов — земляк владыки: он родился и вырос в Кирсанове, когда-то уездном городе, близ которого, в селе Вяжли, прошли детские годы митрополита Вениамина. Просветов — многолетний исследователь жизненного пути и архипастырской деятельности митрополита Вениамина, автор ряда научных работ и публикаций в прессе о владыке, организатор и один из постоянных участников ежегодных Вениаминовских чтений, проходящих в Уваровской епархии Тамбовской митрополии. В основе предлагаемой читателю книги — работа, выполненная в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. Кирилла и Мефодия. Настоящее исследование основано на документах Государственного архива Российской Федерации, архива Православной Церкви в Америке и архива Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Также в исследовании используются неизвестные ранее документы патриаршего экзарха в Америке, датированные 1933 годом. Они хранятся в архиве Православной Церкви в Америке.
*** Время архипастырского служения митрополита Вениамина (Федченкова) в качестве американского экзарха совпало с разрешением основных вопросов, касающихся подчинения Русской Православной Церкви в Америке Московской Патриархии, условий предоставления ей широкой автономии, сложных церковно-имущественных отношений, вопросов взаимодействия с приходами, участия прихожан в общественно-политической жизни, взаимоотношений с государственной властью и так далее. Все эти вопросы сегодня требуют тщательного изучения и концептуального осмысления. И этому способствует настоящая книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!