Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Е.В. Тростникова. Первые шаги в православном храме (двенадцать совместных путешествий).
Первые шаги в православном храме... Они самые трудные. Ведь впереди лежит большой, необозримый путь. Пусть человек и не пройдет его до конца, даже и до середины, однако уже первые шаги изменят его пространство, его горизонт. Это всегда путь в незнакомое, где ты неопытен, так мало понимаешь, и все кажется тебе чужим... Конечно же, человеку, приходящему в храм, хочется опереться на чью-то твердую и дружественную руку, как малышу, делающему свои первые шаги. И очень редко рядом оказывается такой человек, который смог бы ввести в эту жизнь. Тем, кто не нашел такую поддержку на пути к храму адресована книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве «Класы духовные» и называется «Первые шаги в православном храме (двенадцать совместных путешествий)». ***
Эта новая книга Е.В. Тростниковой рассчитана на читателей, желающих начать приобщение к Церкви и получить первые наиболее необходимые понятия о православном храме. Она является своего рода путеводителем по церковной жизни, в котором последовательно объясняется устройство православного храма, дается понятие о святых, молитве, богослужении, праздниках и Таинствах Церкви. Как отмечает автор, неловкость, которую испытывает человек, впервые переступивший порог храма, чувствуют все, кто не вырос среди церковных стен, а уже в сознательным возрасте начал знакомство с Церковью. Все по-разному преодолевают эту возникающую неловкость, иным не удается это годами — так и остается человек опасливым наблюдателем издалека. Не знает, кого спросить, куда повернуться, стыдится глупых вопросов и неуместных поступков, боится ошибок и несуразностей.
Немало книг написано для неопытных, «новоначальных» посетителей храма, чтобы облегчить им путь. Обычно это совсем маленькие брошюрки, они разъясняют многое, но далеко не все, что теснится в уме человека, собирающегося посетить храм. Как малышу, который делает свои первые шаги, как новичку, пришедшему в дружный класс или в сложившийся творческий коллектив, человеку, приходящему в храм, хочется (хотя бы в глубине души) чтобы рядом оказывался компетентный, понимающий и, главное, любящий друг, который смог бы помочь ему. Конечно же, книга не сможет заменить близкого и понимающего друга. И все же... Основана она на опыте именно такой дружеской поддержки по отношению к тем, кто лишь топтался на пороге православного храма. На личном опыте автора, более двух десятилетий тесно связанного с храмовой жизнью и церковно-просветительской литературой, и в такой же мере — на опыте многих пастырей и архипастырей Церкви, церковных миссионеров. Поэтому в книге приводятся выдержки не только из книжных, журнальных и интернет-публикаций, но и из ответов, полученных в частной переписке или на давно затерявшихся страницах православных интернет-форумов.
К примеру, на вопрос: «Зачем приходят в храм», автор приводит историю из жизни митрополита Антония Сурожского, который сам ее неоднократно рассказывал. «Пришел однажды к нам в храм, - повествует Владыка, - лет двадцать пять тому назад, мужчина — принести какую-то посылку одной прихожанке. Он не был крещен, был убежденный безбожник — в том смысле, что не верил, что есть или может быть какой бы то ни было Бог. Он рассчитывал свой приход так, чтобы прийти к самому концу службы, дабы не терять времени в храме, но судьба — или Бог! — его привели сюда раньше конца всенощной. Ему пришлось сесть на скамейку и ждать. Потом он мне рассказывал: "Я пришел, сел на скамейку с чувством раздражения и обиды, что так промахнулся и теперь надо терять время, и вдруг почувствовал, что в этом храме есть "что-то" (как он выразился — "какое-то присутствие"). Я тогда стал это анализировать и решил, что это на меня влияет полумрак, мерцание свечей, одурманивающий запах ладана, заунывное пение и (как он выразился напоследок) "коллективная истерика верующих".
Но, - продолжает рассказ Владыка, - его это настолько поразило, что он решил проверить и поставил мне вопрос, как я это объясняю. Я ему сказал: "Это присутствие Божие". — "Этого не может быть, потому что Бога нет!". Я ему предложил прийти и посидеть в церкви, когда никого нет, кроме него и Бога. Он стал приходить и сидеть подолгу и мне сказал как-то: "Я не знаю, как это назвать, но я теперь знаю, что в этом храме нет пустоты, что в нем есть какое-то как бы "густое", конкретное присутствие, которое вы, вероятно, называете Богом. Но зачем мне такой Бог, — пусть Он и живет в этом храме,— если Он на меня никак не воздействует?". Я ему сказал: "Если не воздействует, Он вам незачем, и не приходите". — "Нет,— говорит,— буду приходить, потому что я озадачен еще другим: я заметил, что у людей, которые бывают в церкви, после богослужения и особенно после причащения Святых Таин совершенно иные лица, они на себя не похожи, что-то с ними случается; значит, ваш Бог над ними что-то совершает. Я себя чувствую, как бы трупом по сравнению с ними, и мне нужно ожить. Что мне делать, чтобы Бог и надо мной это сделал?". Ну, мы с ним стали встречаться, и со временем он крестился. И таких различных примеров очень много».
Герой этой истории, по словам автора, пришел в храм «случайно», по постороннему делу: попросили передать что-то,— и пришел, как пришел бы к вокзалу или скамейке в парке. Но здесь он обнаружил то, за чем (или, скорее, за Кем) приходят в храм все те, кто делает это целенаправленно. Сколько их, человеческих мотивов и причин для прихода в храм! Поставить свечку перед экзаменом... попросить исцеления для близких... послушать красивое пение... увидеть красоту... освятить куличи или набрать святой воды... приобщиться к религии предков или ощутить национальную идентичность... наконец, убедиться, что Бога нет и всё — обман (не так уж мало людей приходят в храм с этой мыслью), но разобраться в механизме действия этого «обмана». Всего не перечислишь. И все-таки приходят сюда всегда потому, что знают: это — дом Божий (это знает даже атеист, уверенный, что Бога и нет!). Даже если человек идет «набрать воды», или «просто поставить свечку», или «просто посмотреть», он приходит в место, о котором знает: здесь — иное пространство, здесь особые смыслы.
Конечная и глубинная цель прихода в храм — всегда встреча с Богом. Но человек может сам этого не знать или... не позволять себе знать. Вот что об этом говорит также митрополит Антоний Сурожский. «Есть люди, для которых Церковь — просто откровение, потому что они в ней что-то увидели. Я вам пример могу дать. Я принимал в православие уже давным-давно одного молодого человека. Он был сыном методистского пастора, который сам ко мне пришел и сказал: "Знаете, мой сын почти глухой. Он ходит к вам в церковь, потому что у методистов все построено на слове: пение и проповедь; а у вас что-то происходит, и он смотрит и понимает, что происходит. Можете ли вы его принять? ". Я его тогда подготавливал; читать он умел и сколько-то слышал, говорил с большим трудом, то есть мне пришлось учиться его понимать, а не ему — меня. Для него православная церковь оказалась церковью, в которой он может молиться, потому что он как бы мог молиться глазами, уши ему не были нужны.
А есть другой тип людей, которые пришли к Богу не обязательно через церковь, а через какой-то внутренний опыт и для кого церковь может оказаться родным домом». «Я знаю, например, - говорит Владыка Антоний, - людей, которые были неверующие, потому что думали, что быть верующим значит быть некультурным, и вдруг, прочитав то или другое произведение, скажем, Достоевского, обнаружили, что можно быть высококультурным человеком, с большим умственным размахом, и будучи верующим. И это им помогло, они перестали стыдиться быть верующими. Есть другие люди, которые обнаруживают в себе какой-то внутренний голод по чему-то, что нематериально, невидимо, обнаруживают неосязаемый мир. Они решаются питать эту свою нужду всем, что может ее напитать: какой-то молитвой, каким-то переживанием хотя бы в природе, какими-то переживаниями от чтения той или другой литературы. В них развивается, зреет внутренняя духовная жизнь, и, встретивши Евангелие или человека, который может им Евангелие передать (не научить словами, а как-то перелить из души в душу), обретают Христа и идут дальше. Пути очень разные». Но пути эти ведут к храму, ведут к Богу. И как не потеряться на этом пути, рассказывает книга «Первые шаги в православном храме».
*** В этой книге собрано двенадцать путешествий-собеседований, которых, конечно, могло бы быть и больше. В последовательности этих путешествий автор исходила из того, что имеем дело с невоцерковленным читателем — новоначальным. Это может быть и человек, крещеный в детстве и не ходивший в храм, и вовсе некрещеный. Если вы не крещены, то, прежде чем решаться на этот шаг (или отвергнуть его), надо оглядеться, хоть немного понять, что такое Церковь и хотите ли вы туда. Если вы крещены, но у вас пока не складывалась церковная жизнь, у вас под рукой будет достаточно внятный путеводитель по этой малознакомой для вас стране. Дальнейшие путешествия читатель сможет совершать уже сам, с помощью других книг или других людей. А мы пожелаем, чтобы это были уже не просто познавательные экскурсии, а настоящие путешествия — в мир веры, надежды и Любви.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Благая часть. 4 мая 2024
Благие вести. 4 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!