Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В 2019 году исполняется 110 лет со дня блаженной кончины всероссийского пастыря, святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Предстоящей годовщине посвящено издание книги, которая выходит в серии «Пророчества святых отцов о последних днях». В предыдущих программах мы уже говорили о книгах этой серии: «Солнце на закате» святителя Игнатия (Брянчанинова), «О Православии с предостережениями от погрешений против него» святителя Феофана Затворника, «Страшный суд» преподобного Ефрема Сирина. Очередная книга составлена по трудам св. прав Иоанна Кронштадтского, который многократно увещал и предупреждал русский народ об ожидающих его грозных событиях. Книга называется - «О Церкви и Страшном Суде». ***
Предваряют и заканчивают этот сборник похвальные слова отцу Иоанну его искреннего почитателя, известного богослова Русской Зарубежной Церкви архиепископа Аверкия (Таушева). Владыка Аверкий пишет: «Будучи действительно «пастырем добрым», о. Иоанн не переставал болеть душою и скорбеть о духовных недугах современного ему русского общества, видя, как далеко отошло оно от истинной веры в Бога, от евангельских заветов Христа-Спасителя и от своей Матери-Церкви. В этом он видел страшную угрозу для русского народа… С великой горечью многократно говорил отец Иоанн о тех русских людях, которые забывают, что «настоящая жизнь наша есть изгнанничество» и что «мы должны усиленно стремиться чрез покаяние и дела, достойные покаяния, к своему Небесному Отечеству…».
Эти слова архиепископа Аверкия по праву могут быть названы лейтмотивом предлагаемого сборника, в который вошли избранные проповеди и дневниковые записи о. Иоанна о Православной Церкви, состоянии и судьбе русского народа и грядущем Суде Божием. Несмотря на вековую давность слов Кронштадтского пастыря, они и по сей день звучат очень остро: ведь и в наше время многие православные люди остаются также же беспечны и теплохладны к вопросам веры и своей будущей вечной участи. «Мы имели счастье родиться и креститься в Царстве Христовом – в Церкви Православной, - пишет отец Иоанн, - и призваны быть наследниками Царствия Небесного, но множество из народа русского интеллигентного отреклись от Христа и Церкви Его, захотели управляться сами собою, жить по своей безрассудной воле... – и сами стремятся и Россию влекут к погибели».
Такие пророческие и обличительные слова очень часто исходили из уст праведного отца Иоанна Кронштадтского в последние годы его жизни. Он предвещал, что реки слез и крови потекут по Русский земле, если народ наш не одумается и не раскается в своем богоотступничестве. Пророчество его о грядущем крушении Российского Царства сбылись уже в 1917 году, и по всей земле нашей полилась кровь: и брат восстал на брата, и сын на отца. И разразилась на нашей земле небывалая трагедия: море переломанных судеб и растерзанных жизней. Но и этим не вразумился русский народ, и продолжается это богоотступничество и богоборчество вплоть до нашего времени в самых различных его формах и проявлениях… «Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! – вопрошает отец Иоанн. И сам же отвечает на этот вопрос: Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Отечеству и чистоты нравов!»
Вспомним, с какой ревностью отстаивали и как страдали за сохранение чистоты Православной веры святые отцы Церкви. И все потому, что они дорожили Православием, видя в Нем живой и чистый Источник Божественной Силы и Благодати. «О, чудное, животворное, Божественное Православие! Я вижу светлый образ твой!» — так неоднократно любил восклицать приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский. И это понятно! Ведь он сам в себе самом постоянно ощущал всю несравненную благодатную силу и духовную мощь чудного, животворного, Божественного Православия — этой чистой, неповрежденной и не искаженной никакими человеческими заблуждениями подлинной Христовой веры. Веры — единой истинной, единой спасающей.
Батюшка отец Иоанн был ярким выразителем духа истинного Православия, ревностным и непоколебимым поборником истинной православной веры и Церкви: «Ни одно исповедание христианской веры, — говорил отец Иоанн, — кроме Православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению… Другие исповедания неправославные примешали суемудрие и ложь к истине и не обладают теми богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению, обновлению, коими обладает Православная Церковь». Это говорит нам праведник нашего времени, несомненная святость которого засвидетельствована поразительными чудесами, и вся изумительная жизнь которого невольно заставляет нас преклоняться перед его словами, перед его учением, как перед непререкаемым, неоспоримым авторитетом!
«Вне Церкви, — говорит отец Иоанн, — нет спасения, нет духа благодати». А истинная Церковь та, которая исповедует истинную, никакими человеческими мудрованиями не извращенную, от самих апостолов идущую, подлинную Христову веру. «Вера Христова православная, — так восклицает отец Иоанн в своем вдохновенном дневнике, — сколько в тебе открыто благ неизреченных! Как ты обновляешь, очищаешь, претворяешь нашу душу и самое тело чрез веру, надежду, чрез покаяние, молитву и особенно чрез животворящую Таину Причащения! Сколько в тебе даров Божиих неизреченных! Какая Божественная жизнь! Какие чудные действия Духа Животворящего!.. Сколько в тебе благ, вера святая, православная! Какая ты богатая сокровищница Божественная!..»
Эти и другие поразительные по силе слова великого пастыря о Православной вере и ее неизреченных благах не должны оставить нас равнодушными, но пробудить в нас искреннее признание нашего незнания и непонимания всей глубины Православия. Нужно заставить наши охладелые души проснуться от спячки, которую наводит на нас современность со всеми ее соблазнами и комфортабельной жизнью. Кажется, ни в какое другое время не было столько сетей для христианской души, как сегодня. Поэтому нам надо взбодриться, отряхнуться от дурмана этого преходящего мира и прислушаться повнимательней к огнедышащим словам Всероссийского пастыря и пророка. И главное отнестись к ним со всей серьезностью и пониманием их важности лично для нас, для каждого из нас. Ведь не секрет, что мы не способны так, как он ощущать в себе действие благодатных даров Божиих, и потому не понимаем в полной мере того, о чем говорит батюшка отец Иоанн. А все по тому, что нет в нас горения и ревности по Богу: ведь если честно признаться, мы не холодны и не горячи ко многим вопросам веры.
Но Господь говорит к нам через ап. Иоанна Богослова: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, …то извергну тебя из уст Моих (Откр.3, 15-16). Славянский текст еще сильней выражает отвращение Господа к такому духовному состоянию верующих: там сказано не: «извергну», а: «изблюю тебя». Поэтому каждому из нас нужно помнить и следующие слова Апокалипсиса: Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3, 17). Вот и надо нам пока не поздно осознать эту свою нищету, духовную слепоту и наготу от всего доброго и богоугодного…, которые мы не видим, но ее видит Господь, для Которого нет ничего тайного и сокровенного.
Говоря о надвигающейся на Россию гибели за беззакония русских людей, батюшка Иоанн всегда соединял с этим и предречение о приближающейся кончине мира, Втором Пришествии Христовом и Страшном Суде. Вот, что мы слышим из уст Кронштадтского пастыря: «Современный мир обуяло неверие, безбожие — он впал в слепоту, покорился зверским страстям плоти; люди возомнили о себе, как о богах, и отвергли Бога — погрузились во тьму и мерзость всяких беззаконий и погибают снова безобразной смертью. Нужен снова Искупитель, но Он придет уже не спасать, а судить изолгавшийся, и обезумевший от неверия мир и — страшен будет суд Его хулителям Его». Как это похоже на происходящее вокруг, что невольно задумаешься: «ведь и к нам относятся эти грозные предречения отца Иоанна…» Жизнь наша скоротечна, и никто из нас не знает, когда наступит предел её; так же не известно нам время Страшного Суда Божия. И предстоя перед этими двумя неизвестностями, мы должны помнить о них, помнить о том, что нам придется держать ответ на Страшном Судище Христовом. И горе нам, если ответ этот будет «не добрый»… Поэтому Церковь Православная, эта чадолюбивая мать ежедневно напоминает нам об этом «последнем дне» в своих молитвах, которые мы слышим за богослужением. Об этом нам напоминает и святые отцы.
*** Память о Втором Славном Пришествии Христовом, страшном Суде Божием и неизвестность этого часа всегда побуждала благочестивых христиан находиться в бодрствовании над собой, чтобы на всякий час быть готовыми к ответу перед Богом. И отец Иоанн Кронштадтский вместе со святыми отцами предшествующих времен призывает нас к всегдашнему памятованию о грядущем Страшном Суде, потому что дни лукавы, а мы немощны и беспечны. И чтобы не застиг нас этот день как тать среди темной ночи безверия и равнодушия, прислушаемся к вразумляющим словам Кронштадтского пастыря: «Обратись к Богу. Россия, согрешившая пред Ним больше, тягчае всех народов земных — обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели! Больше всех ты согрешила, ибо имела и имеешь у себя неоцененное жизненное сокровище — веру Православную с Церковью спасающею, и попрала, оплевала ее в лице твоих гордых и лукавых сынов и дщерей».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!