Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ангела вам за трапезой: Кулинарные рецепты для будней, постов и праздников.
Каждая православная женщина - хозяйка, мать семейства, знает, как много значит для сохранения мира, спокойствия и любви в семье хорошо приготовленный и вовремя поданный обед. Несомненно, и то, что разумное питание играет большую роль в жизни человека. Согласно христианскому учению, правильное отношение к еде является одной из составляющих нравственной чистоты человека. Важно помнить, что забота о хлебе насущном не должна становиться целью жизни, заслонив собою духовные искания. Поэтому в христианстве на протяжении всей истории, при всех различиях эпох главной и неизменной оставалась идея трезвого, разумного отношения к еде, сохранения умеренности в удовлетворении потребностей тела. Об этом, в частности, напоминают нам издатели книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Отчий дом и называется – «Ангела вам за трапезой: Кулинарные рецепты для будней, постов и праздников». ***
Эта книга поможет приготовить вкусные, полезные и разнообразные кушания в любой день года: в будни и праздники, в постные и скоромные дни, во время строгого поста и на Пасху. Она составлена таким образом, чтобы удобно было готовить еду в соответствии с церковными установлениями. По словам издателей, правильное отношение к еде имеет большое значение для каждого человека. «Гордый человек! — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — ты мечтаешь так много и так высоко об уме твоем, а он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка». Именно поэтому святые отцы, раскрывающие в своих творениях законы духовной жизни, так много уделяют внимания этому вопросу.
Так, например, епископ Варнава (Беляев) в своей книге «Основы искусства святости» отмечает: «Всякий, призванный благодатью Божией ко спасению, чувствует нужду заняться своим телом, чтобы оно помогало душе... а не было для нас наветником. Святые отцы, — пишет он, — давно уже выработали определенные правила в отношении к своему телу. Все определялось мерою и весом. В меру пили, в меру ели, в меру спали, в меру занимались физическим трудом. Все в меру, ничего лишнего... Общий строй их внешней жизни был очень ровен, нормален... и в высшей степени способствовал сохранению здоровья — душевного и телесного — и продлению самой жизни человека до наибольших пределов». Они рассуждали, что мера воздержания в пище должна быть определена судом совести каждого... соразмерно силам и крепости тела, что вред происходит от безмерного пресыщения и от неумеренного воздержания.
Учиться обуздывать свои желания, соблюдать умеренность в пище человеку помогает пост. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называет пост основанием добродетелей и подчеркивает, что закон поста является, по сути, законом для ума, а не для желудка: «Глава добродетелей — молитва; их основание — пост... Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел, только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела, только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей — пост».
Будем помнить также о том, что заповедовал Сам Господь: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21,34). Как нам приучить себя к посту? Для этого, прежде всего, требуется постепенность. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста. В этом случае человек может в конце концов отказаться от поста, так как не сумеет его выдержать, или может расстроить свое здоровье. Количество употребляемой пищи нельзя сокращать без меры, в противном случае можно стать изнуренным, ослабленным, а значит, неспособным к делу. «Правила поста, — говорит святитель Игнатий, — установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его».
Весьма важным также является качество пищи. Самая естественная пища, подчеркивает святитель, — та, которая назначена человеку сразу после его создания Богом: из царства растительного. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу (Быт. 1,29). И только после потопа было разрешено употребление мяса. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что растительная пища «наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть... она — самая здоровая». При употреблении ее в пищу «сохраняется чистота и бодрость ума». Эту же мысль подтверждает и епископ Варнава (Беляев): «...Питание преимущественно растительной пищей делает нас выносливыми и дает возможность работать равномерно и без преждевременного утомления. Весь секрет заключается лишь в целесообразном выборе и смешении пищевых продуктов и во внимательном и правильном их приготовлении».
В Церковном Уставе указывается, какую пищу и в какое время можно есть. Все строго рассчитано для того, чтобы человек мог бороться со страстными движениями плоти, возбуждаемыми обильным и сладким питанием, и одновременно не изнурять себя, укреплять свою телесную природу, делать ее легкой, крепкой, способной подчиняться движениям духа. Соблюдение постов — обязательное правило для всех членов Церкви. «Церковь, — говорит епископ Иустин Полянский, — расположила свои посты так, чтобы они служили для нас врачевством: после продолжительного употребления скоромной пищи дает пост, чтобы очистить и восстановить деятельность желудка; и, сделав это, опять разрешает скоромную пищу». Книга «Ангела Вам за трапезой» поможет читателю приготовить разнообразные блюда в любой день года. Она включает два раздела: «Кулинарные рецепты для будней, постов и праздников» и «Твой первый Великий пост».
В разделе «Кулинарные рецепты для будней, постов и праздников» рецепты представлены таким образом, чтобы было удобно готовить различные кушания в соответствии с требованиями Церковного Устава. Раздел состоит из четырех основных частей: «Скоромные блюда», «Постные блюда с рыбой», «Постные блюда без рыбы», «Блюда строгого поста». Каждая часть содержит рецепты закусок, первых и вторых блюд, соусов и десертов. Во всех частях книги много внимания уделяется выпечке. Кроме того, книга включает главу о кушаниях, которые готовятся и в самый главный праздник того или иного периода года - на Пасху, и в Рождественский и Крещенский сочельники, и на масленицу.
Второй раздел — «Твой первый Великий пост» - адресован прежде всего новоначальным христианам, которые совершают свои первые шаги в Церкви. Многие из них настороженно относятся к постам, сомневаясь в том, что в пост можно готовить разнообразную, вкусную и полезную еду. Раздел посвящен Великому посту, поскольку он самый важный и самый строгий. Человек, который постится в первый раз и опасается, что у него не хватит кулинарной фантазии на весь Великий пост, может обратиться к рецептам из этого раздела. Издатели условно распределили рецепты по дням Великого поста, но, конечно, их можно использовать и в другие дни. Опытные, уже много раз постившиеся хозяйки также обязательно найдут для себя что-то новое.
*** О посте прп. Амвросий Оптинский говорит следующее: «Хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия, пить ли чай или настой мяты, а на самом деле это имеет немалое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному в Евангелии: «нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное» (Мф. 11, 12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста: «имже Бог чрево, и слава в студе их» (Флп. 3, 18-19). Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются». Этими словами прп. Амвросия Оптинского мы завершаем нашу программу.
В завершение поздравляем вас с началом Успенского поста.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!