Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Рожнёва. Митрополит Вениамин (Федченков). «Люди Божии».
Владыка Вениамин (Федченков) говорил: «Человека ничто не может удовлетворить, кроме любви к Богу». Еще он отмечал: «Премудрость Божия — мудрее нас!» «Жизнь не шутка, а подвиг, борьба...», - говорил Владыка. Митрополит Вениамин (в миру — Иван Афанасьевич Федченков) — выдающийся иерарх Русской Православной Церкви — прожил долгую, трудную и интересную жизнь, всецело отданную служению Богу, Святой Церкви и народу Божию. Господь судил ему проходить жизненное поприще в годы суровых испытаний, выпавших на долю нашей Церкви и Отечества. Об этом рассказывает очередная книга Ольги Рожнёвой, вышедшая в свет в Издательстве Сретенского монастыря в серии «Люди Божии». Она так и называется – «Митрополит Вениамин (Федченков)». ***
Как отмечает автор-составитель, митрополит Вениамин (Федченков) — одни из самых высокообразованных архипастырей своего времени, богослов, миссионер, великий молитвенник, старец и талантливый духовный писатель. Он прожил долгую жизнь — восемьдесят один год — и был свидетелем многих переломных событий XX века. Владыка встречался со многими выдающимися людьми. Эта книга содержит наставления владыки Вениамина, воспоминания и рассказы о нем.
Родился митрополит Вениамин 14 сентября 1880 (по другим данным — 12 сентября) 1880 года. Как говорится в этой книге, «родители будущего владыки горячо верили в Бога, были молитвенниками. Мама его ревностно молилась за своих шестерых детей и несла за них дополнительный пост — «понедельничала», постилась по понедельникам, помимо среды и пятницы. В детстве будущий святитель был опасно болен воспалением легких. Его мать дала обет Богу: если ребенок поправится, пойти с ним на благодарственное богомолье к святителю Митрофану Воронежскому. И вот двухлетний мальчик выздоровел, и мать выполнила обет. Когда она стояла с Иваном в храме святителя Митрофана, какой-то сторож-монах прозорливо сказал о ребенке: «Он будет святитель!» И пророчество сбылось».
О родителях также сохранились такие воспоминания владыки: «Моя мать в последний раз моего посещения семьи весною 1918 года, провожая меня из дома, между прочим, сказала со слезами: "Трудно нам жилось! Но одно лишь скажу: отец у вас был святой!" — "Почему святой?" — "Уж очень терпелив был: во всю жизнь свою никогда не роптал"». Навсегда Иван запомнил, как, будучи в нужде, его родители отказались от доходной торговли вином, дабы сохранить свою совесть чистой. И сделали они это по просьбе сына — будущего святителя. Владыка очень чтил своих родителей и часто говорил о том, как многим мы обязаны нашим родителям, и вообще нашим предкам.
Вот в частности, что он говорил: «Личный наш подвиг, особенно в христианстве, может иметь немалое значение, но тут потребуются большие усилия, напряжение духа и воли, чтобы в короткий срок одной жизни добиться каких-нибудь значительных результатов и изменить и природные, и прирожденные (наследственные) наши свойства. И то для этого требуется, помимо всего прочего, особая Божественная помощь или сила благодати. Но и последняя не уничтожает индивидуальности, полученной уже от рождения, а только исправляет ее, усиливая доброе и ослабляя недостатки. И лишь исключительные люди, святые, добиваются этими путями великих результатов. Но и они, так или иначе, хотя бы в силу наследственной энергии, решимости, многим обязаны предкам и родителям».
Наставления и молитвы родителей будущего святителя не прошли даром: трое сыновей пошли по духовному пути: один стал священником, другой — митрополитом, третий окончил духовную академию. Все они стали ревностными молитвенниками. Владыка Вениамин много наставлял о молитве. Он говорил: «Ведь Бог только того и желает, чтобы давать, святить, спасать, избавлять нас! И притом Он все это делает Сам, нам же остается лишь просить Его, молиться!» Еще говорил: «И даже от грешника не требуется в молитве ни подвигов особых, ни усиленной собственной борьбы, а лишь просить: оставь, прости, покрой!!! Разве одно лишь ставится условие — "как и мы прощаем". А в прочих прошениях не ставится уже никаких наших дел. Только молись, только проси! И Он все устроит...»
Когда Иван был студентом второго курса Петроградской духовной академии, он с группой студентов паломниками поехали в Валаамский монастырь. Там юноша встретился с насельником Иоанно-Предтеченского скита прозорливым старцем схимонахом Никитой, который пророчески назвал его «владыкой» и отнесся к нему почтительно, как к архиерею. Через четырнадцать лет после беседы со старцем-схимонахом Никитой отец Вениамин был хиротонисан во епископа в Симферополе. Другой подвижник — старец Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой лавре иеромонах Исидор — также предсказал будущему митрополиту его жизненную дорогу. Старец Исидор учил юношу жить по заповедям Божиим, заботясь в первую очередь о духе, а потом о форме. И эта науку он практически познавал всю последующую жизнь.
Как отмечалось ранее, владыка Вениамин прожил долгую жизнь и был свидетелем многих переломных событий двадцатого века. Он хорошо знал жизнь народа: отец его происходил из крепостных крестьян, а мать была дочерью дьякона, но не менее хорошо знал деяния и помыслы сильных мира сего. Владыка встречался и беседовал с императором Николаем II и его супругой Александрой Федоровной, митрополитом Сергием (Страгородским), впоследствии Патриархом и митрополитом Антонием (Храповицким), епископом Феофаном (Быстровым), генералом Врангелем и многими, многими другими выдающимися деятелями. Трижды встречался владыка со святым и праведным отцом Иоанном Кронштадтским, при этом один раз сослужил ему на Божественной литургии. Был близок духовно оптинскому старцу отцу Нектарию, к которому неоднократно обращался за разрешением трудных вопросов. Был близок по духу со святителем Лукой, архиепископом Симферопольским и Крымским, знаменитым святителем-хирургом, подвижником благочестия, ныне прославленным в лике святых.
По приглашению генерала Врангеля Владыка возглавлял военное и морское духовенство Русской армии Юга России, принимал участие в организации дней всенародного покаяния, в организации крестных ходов. Святитель прошел вместе с белыми до конца и вынужден был покинуть пределы России в ноябре 1920 года. Жизнь свою за рубежом называл беженством, оплакивая вынужденную разлуку с Родиной. Он жил в монастырях и преподавал в Православном богословском институте имени преподобного Сергия, подвизался в пустынном скиту святого Саввы Сербского. За свою верность и преданность Матери-Церкви владыке Вениамину много пришлось выстрадать. Ему предложили оставить Сергиево подворье в Париже, где располагался Свято-Сергиевский православный богословский институт. Долго скитался он по разным местам, находя приют у разных своих знакомых. И лишь в конце жизни вернулся на Родину. Обо всем этом и рассказывает книга Ольги Рожнёвой «Митрополит Вениамин (Федченков)».
*** В феврале 1958 года владыка Вениамин ушел на покой и поселился в Псково-Печерском монастыре, где провел последние годы жизни. Когда позволяло состояние здоровья, служил в монастырских храмах и проповедовал, приводил в порядок свое богатое духовно-литературное наследие. В эти годы он пережил тяжелое испытание - после инсульта потерял дар речи. 4 октября 1961 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, владыка Вениамин отошел ко Господу. Чин отпевания совершил архиепископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов). Похоронен владыка в Богом зданных пещерах монастыря. Место его погребения окружено почитанием братии и паломников.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!