Аудио |
|
Скачать .mp3 |
У кого совесть чиста, тому смерть не страшна. Жизнеописание глинского постриженика, игумена Андрея (Машкова).
13 декабря - память святого апостола Андрея Первозванного. По словам сестер Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря, «день этот особенно памятен для духовных чад приснопамятного игумена Андрея (Машкова), одного из последних пострижеников Глинской пустыни. Эта обитель дала православному миру много истинных подвижников благочестия - духовных светильников, молитвенников. Одним из них был отец Андрей, скончавшийся в 1994 году». Во время своего пострига будущий игумен не молился ни о добродетелях, ни о духовном преуспеянии, но только мысленно повторял: «Господи, не посрами меня, когда явлюсь пред лице Твое». Провидя этот помысел, отец Андроник (Лукаш), его духовник, говорил потом: «Андрей всех мудрей». Жизнеописание глинского постриженика, игумена Андрея (Машкова) представлено на страницах книги, которая вышла в свет в Издательстве Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, города Екатеринбурга. Она называется - «У кого совесть чиста, тому смерть не страшна». ***
Эта небольшая книга рассказывает об игумене Андрее (Машкове), глинском подвижнике и постриженике, учителе и делателе молитвы Иисусовой. Жизнеописание составлено на основе воспоминаний знавших его людей, духовных чад, писем, документов. После закрытия Глинской пустыни в 1961 году игумен Андрей был верен заветам воспитавших его глинских старцев, сумел достичь высокого преуспеяния и сподобился особых благодатных даров. Своих духовных чад он учил искреннему откровению помыслов, непрестанной Иисусовой молитве, душевной простоте и любви, в которой сам весьма преуспел, молясь за всех людей. Надеемся, что книга станет полезной для всех, ревнующих о спасении и ищущих единения с Господом.
В предисловии книги сестры Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря пишут: «Для нас — тех, кто не общался с отцом Андреем лично, но лишь слышал рассказы о нем от духовника нашей обители, схиархимандрита Авраама, и других его духовных чад, описать жизненный и монашеский путь этого человека оказалось делом непростым. Так, совсем немногое известно из поры его детства и юности до ухода в монастырь, как, впрочем, и из периода его монашества в Глинской пустыни и на горах Кавказа — лишь отдельные эпизоды, из которых, словно разгадывая загадку, мы попытались составить общую картину жизни отца Андрея. По характеру молчаливый, а по глубоко усвоенной им монашеской культуре поведения не терпящий праздных слов, он никогда не рассказывал о себе просто так, без нужды. Лишь когда его спрашивали, он мог кратко ответить, упомянув о том или ином случае из своего прошлого. Но все же собранных сведений достаточно, чтобы представить себе облик этого подвижника».
Первая глава книги рассказывает о детстве и юности отца Андрея. Из этого повествования читатель узнают, что родился будущий игумен Андрей 17 февраля 1925 года в деревне Озериха Сараевского района Рязанской области. В крещении его назвали Анатолием. Его отец - Алексей Иванович был плотником, мать - Евдокия Петровна вела домашнее хозяйство. В семье он был первым ребенком, а кроме него были ещё брат и сестра. «Родители были верующими, регулярно ходили на богослужения в церковь соседнего села. После того, как все храмы в округе были закрыты или разрушены, Машковы стали молиться дома. В особенности отличалась религиозностью мать. Женщина неграмотная, с трудом разбиравшая буквы, она на память знала множество молитв, которым учила и детей. Отец Андрей очень любит мать, всегда с большим почтением вспоминал о ней как о доброй, смиренной и терпеливой женщине, которая всем старалась помочь, никогда никому не желала зла, не раз своим мудрым рассуждением удерживала детей от безрассудных поступков.
О первых годах жизни отца Андрея сохранилось лишь одно воспоминание, и оно связано именно с храмом. Однажды во время службы кто-то дал Толику зажженную свечу, и он, по малому возрасту, не понимая еще того, что делает, радостно со свечой в руке вошел через Царские врата в алтарь. Служащий батюшка за ухо вывел мальчика через боковую дверь. Вспоминая об этом, отец Андрей говорил, что, возможно, этот случай прикровенно указывал на предстоявшее ему священническое служение. Спустя многие годы, когда отец Андрей уже был иеромонахом, он говорил духовным чадам, что в тяжелой жизненной ситуации, когда рядом нет старца и не с кем посоветоваться, можно спросить ребенка: «Возьми ребенка, до семи лет, помолись за него и за себя, попроси Бога открыть Свою волю, а потом спроси ребенка, но так спроси, чтоб он ответил просто: да—да, нет—нет. И что он скажет, то почитай за волю Божию».
«Дети, и сами того не понимая, могут сказать очень верно», — добавил он однажды и привел случай из своего детства, когда сам предсказал себе монашескую жизнь: «Было мне тогда лет семь. Деревенские мальчишки собрались на улице и начали спрашивать друг друга, кто кем будет. Один говорит - шофером, другой — летчиком, а я ничего не сказал, только стал изображать, будто в колокола бью: „Бум-бум... Бум-бум...". Не думал я тогда о монашестве, а жизнь в монастыре себе предсказал». С откровением о будущем его служении Богу связан еще один случай. Однажды к ним в деревню приехал из города человек в форме сотрудника НКВД. Увидев Толю, мужчина спросил его: «Кем ты будешь?» «Я буду, как отец, плотником», - ответил мальчик. «Нет, ты не будешь плотником, ты будешь священником». Вспоминая об этом, отец Андрей говорил: «Кем был этот человек, неизвестно, но слова его оказались пророческими». Случай этот кажется слишком чудесным, но ведь на самом деле чудесами исполнена вся наша жизнь, просто мы их не замечаем».
«В 1935 году в семью пришла беда. Алексей Иванович, как и многие люди того времени, не хотел вступать в колхоз. Из-за этого он сильно повздорил с председателем колхоза. Тот отомстил: возвел на Алексея Ивановича обвинение, подобрал двух лжесвидетелей, и отец троих детей был осужден на пять лет «за спекуляцию». Срок отбывал в исправительно-трудовом лагере на Колыме». Вскоре после ареста отца, у Машковых конфисковали все имущество: «корову, лошадь, продукты, одежду, вплоть до самого необходимого. Кроме этого «снесли сарай и сени, на тракторе перепахали огород, где уже был посажен картофель, которым, как известно, в деревне кормятся круглый год. Лишь твердая вера, молитва, упование на помощь Божию и трудолюбие помогли семье пережить эти тяжкие годы и кое-как прокормиться.
В 1943 году Анатолия призвали в армию. Тяжело было верующему человеку служить в советской армии. А служить пришлось целых семь лет. Как вспоминал впоследствии отец Андрей, особенно трудно было ему в первое время. Нравственная чистота и религиозность юноши вызывали у сослуживцев раздражение. Тяжело было переносить эту клевету Анатолию, но он старался все терпеть, молясь Богу о помощи и утешая себя словами: «У кого совесть чиста - тому смерть не страшна». Также очень трудно было сохранять молитвенный настрой, совершать утреннее и вечернее правило. Однако безвыходных ситуаций не бывает, многое зависит от самого человека. Анатолий стал делать так: вставал за полчаса или за час до общего подъема и, пока все еще спали, уходил в туалет, где и приносил Богу искренние молитвы. Спустя много лет, уже в сане игумена, во время окропления крещенской водой всех помещений женского монастыря отец Андрей зашел в туалет и окропил его со словами: «Это был мой дом, духовный дом...». Когда присутствовавшие сестры рассмеялись от его слов, он рассказал о том, как приходилось ему молиться в армии.
В ноябре 1950 года служба наконец-то была закончена. За эти годы Анатолий возмужал телесно и духовно. Перед ним встал вопрос: что делать дальше, как устроить свою жизнь? К мирской жизни душа у него не лежала. Поэтому спустя 6 лет, напутствуемый благословением матери, он ушел из дома с намерением стать монахом. Господь привел его в Глинскую пустынь. Шел 1956 год. В тот период в обители было три духовно опытных старца: схиархимандрит Серафим (Амелин), схиигумен Андроник (Лукаш) и иеросхимонах Серафим (Романцов). «Херувимы и серафимы» — так с любовью называл их отец Андрей. Всего пять лет провел он в Глинской пустыни, но этого времени для него оказалось достаточно, чтобы под руководством великих старцев познать, что такое духовная жизнь. Глинская пустынь вложила в его душу «закваску» монашеского делания, дала ему верное направление. После закрытия обители он всегда считал себя по духу глинским монахом — и действительно был таковым». Обо всем этом: о начале монашеского пути, о пустыннической жизни на Кавказе и в Одесском Свято-Успенском монастыре, о служении в женском монастыре и последних днях жизни отца Андрея читайте в этой книге.
*** Воспоминая об игумене Андрее, схиархимандрит Авраам (Рейдман) пишет: «Непонятный он был человек, загадочный. Один раз я так прямо ему и сказал: «Отец Андрей, вы для меня загадка». А он мне в ответ с радостной улыбкой: «А ты, Авраам, разгадай эту загадку». И больше — ни слова». Собирая воедино воспоминания о жизни старца, сестры Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря невольно повторяли слова своего духовника: «Отец Андрей, вы для нас загадка...». Наверное, он был загадкой и для тех, кто окружал его при жизни. Как сказал апостол Павел, духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может. Может быть, многие из тех, кто жил с отцом Андреем бок о бок, не видели в нем ничего особенного. Но это был настоящий монах, человек необыкновенной чистоты и подлинно евангельской жизни.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Благая часть. 4 мая 2024
Благие вести. 4 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!