Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святые угодники Божий Николаи.
Одним из наиболее почитаемых на Руси святых, бесспорно, является святитель Николай, архиепископ Мирликийский. В сознании многих поколений русских людей он - универсальный защитник детей, вдов, невинно пострадавших, девиц-бесприданниц, покровитель путешественников, мореходов и рыбаков. Известно, что с древних времен русские люди обращались к нему с молитвой чаще, чем к другим святым. А само имя - Николай - составляет до сего дня - одно из самых распространенных в России мужских имен. Прошло почти 17 веков со времени блаженной кончины святителя. За это время Господь прославил немало других подвижников, которые были наречены в честь святого Николая. О некоторых из них рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и называется - «Святые угодники Божий Николаи». ***
В этой небольшой книге собраны жития святых, носивших имя Николай и оставивших свой славный след, как в истории Руси, так и истории Церкви. Первым из них и самым значимым для нашего государства, является, конечно же, святитель Николай. Ему посвящена первая часть книги. Здесь представлены житие святого, а также рассказ о монастырях, храмах, иконах, памятниках. В заключение сборника можно найти акафист и молитвы для молитвенного обращения к нему. В предисловии издатели пишут: «На Руси святитель Николай Мирликийский славится со времен княгини Ольги. В преданиях повествуется о том, что к молитвам за Русь Владычицы Небесной и избранников Божиих присоединил свое ходатайство и этот великий Чудотворец.
В «Повести временных лет», в пояснениях преподобного Нестора к событиям 882 года, сообщается о том, что в Киеве, матери городов русских, над Днепром, над могилой убитого в том году Аскольда, была построена церковь во имя святого Николая. Предание объясняет и причину: Аскольд, бывший язычник, приняв Святое Крещение, был назван Николаем в честь Чудотворца. А в начале XI века, по свидетельству того же преподобного Нестора, на днепровском берегу уже существует и монастырь в честь святого Чудотворца. В житии преподобного Феодосия мы читаем, что преподобный Антоний Печерский, услышав от преподобного Феодосия о желании его матери принять иноческий чин, сказал: «пусти ю в манастырь женьскыи, именуем святаго Николы».
Помогал святитель Николай православным русичам и в борьбе с половцами, и во времена татаро-монгольского ига, благословлял московских князей и царей в деле становления, расширения и укрепления Русского государства. Наглядным свидетельством этому служит Николаевская Угрешская обитель. В России Николай Чудотворец олицетворяется тремя главными образами. Первый из них: Никола Зарайскиий — крылатый Чудотворец с простертыми руками. Он представляет Николу в рост, в епископском облачении, держащим Евангелие в левой руке и благословляющим правой. Второй образ: грозный архангел — Никола Можайский, который в обиду Русскую землю не даст, правого помилует, а виноватого накажет. В одной руке архангела меч, в другой - церковка в ограде - кремль. И, конечно же, милостивый Никола Великорецкий (поясной образ), благословляющий и с Евангелием, которого не страшатся, но перед которым совестно. Он не прогонит от себя и самого последнего, всех примет и успокоит.
Конечно, все эти качества присутствуют в личности архипастыря Мир Ликийских. Но, несомненно, и другое — полнота этих качеств была явлена (а лучше сказать — является, ведь история Церкви продолжается) уже собором тезоименитых ему святых. Жизни их различны, но все они воистину - победители народов». Так великими мужами древности были мученик Николай Севастийский, преподобный Николай Студийский и праведный Николай Кавасила. Их жития представлены во второй части этой книги. В третьей – читатели найдут жития святых, прославившихся в Древней Руси. Это прп. Николай Святоша, Печерский Чудотворец, блж. Николай Кочанов, Новгородский Чудотворец, блаженные Николай Псковский и Николай Вологодский.
Четвертая часть книги рассказывает о святых с именем Николай нового времени: в большей мере это новомученики и исповедники, сонм которых возглавляет святой царь-страстотерпец Николай 2. Есть среди них и святители – это святитель Николай Сербский и равноапостольный Николай Японский. Кстати сказать, именно в этот день, 13 августа 1836 года, т.е. ровно 180 лет назад, в селе Егорье на Березе Смоленской губернии родился будущий просветитель Японии - Иван Димитриевич Касаткин. Обратимся вкратце к его житию. «Детство будущего миссионера было нелегким. Мать его, Ксения Алексеевна, преставилась, когда ей не было и тридцати пяти лет, оставив пятилетнего Ивана и еще двух малолетних детей. Отец его, диакон Димитрий, служил в Церкви, достойно неся свое звание. Семье жилось трудно, но нужда и лишения выработали в Иване редкую силу воли и целеустремленность.
Учился Иван всегда первым. Окончив успешно Вельское духовное училище, он поступил в Смоленскую духовную семинарию. Семья жила в такой бедности, что Иван вынужден был до Смоленской семинарии проходить более ста верст. Но это не помешало ему стать одним из лучших семинаристов-выпускников. После он был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. Так вспоминал свои академические годы архиепископ Николай: «Будучи от природы жизнерадостен, я не особенно задумывался над тем, как устроить свою судьбу. На последнем курсе духовной академии я спокойно относился к будущему, сколько мог, веселился и как-то отплясывал на свадьбе своих родственников, не думая о том, что через несколько времени я буду монахом. Проходя как-то по академическим комнатам, я совершенно машинально остановил свой взор на лежащем листе белой бумаги, где прочитал такие строки: "Не пожелает ли кто отправиться в Японию на должность настоятеля посольской церкви в Хакодатэ и приступить к проповеди Православия в указанной стране?" Подписалось несколько человек, но все хотели ехать женатыми священниками. А что, не поехать ли мне? — спросил я себя. Да, нужно ехать, — прозвучало в совести, — только не женатым. Что-нибудь одно: или семейство, или миссия, да еще в такой дали и в неизвестной стране. И в этот же день за всенощной я уже принадлежал Японии».
Как говорится в житии, «на следующий же день молодой богослов сообщил ректору о своем намерении и подал прошение о постриге с назначением в Японию, на что ректор и митрополит Санкт-Петербургский выразили согласие. Епископ Нектарий облачил Ивана в монашество с наречением имени Николай, сказавши при постриге: «Не в монастыре ты должен совершить течение подвижнической жизни. Тебе должно оставить самую Родину, идти на служение Господу в страну далекую и неверную. С крестом подвижника ты должен взять посох странника, вместе с подвигом монашества тебе предлежат труды апостольские». В июле 1860 года, взяв с собой свою любимую икону Смоленской Божией Матери, молодой миссионер-священноинок Николай отправился в языческую страну.
Япония встретила отца Николая враждебно: проповедь христианства в языческой стране была запрещена под страхом смерти. Второе препятствие ко служению было не менее серьезным — японцы с большим недоверием относились ко всем иноземцам и ко всему иностранному. Третье обстоятельство, которое могло прекратить духовную миссию отца Николая на территории Японии — это незнание японского языка. Все эти препятствия необходимо было преодолеть русскому миссионеру, чтобы посеять на Японской земле ростки православной культуры». И мы сегодня знаем, что все смог преодолеть «апостол Японии», укрепляемый Господом в его трудах по распространению истины Православия на Японской земле. 10 апреля 1970 года святитель Николай за свои равноапостольские труды в деле просвещения японского народа был причислен к лику святых. Подробнее о жизни святителя читайте на страницах данной книги.
*** В этой книге повествуется о святых мужах, носящих сколь древнее, столь и красивое имя — Николай, которое восходит к древнегреческому «Николаос» и переводится как «победитель народов». В числе носителей этого имени рабы Божии разных сословий и происхождений, из древних родов и простолюдины, деятели Церкви и миряне, жившие много веков назад и по историческим меркам совсем недавно. Одни приняли мученическую смерть, другие же — мирно отошли в вечное Царствие Небесное. Жизни их были различны, но все они воистину стали победителями народов. Чем и каким образом была явлена полнота их славного имени? К совместному размышлению над книгой и призывают вас издатели этого сборника.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!