Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Русский человек: Апостол северных народов святитель Иннокентий, митрополит Московский.
«В этом человеке есть что-то апостольское», - так святитель Филарет Московский говорил о митрополите Иннокентии (Вениаминове). А писатель Иван Платонович Барсуков, собиравший и издававший сочинения святителя, отмечал: «Имя его сделалось славным и почтенным как у нас, так и в чужих краях. Не только всякий русский, ревнующий о чести и славе своего Отечества, но и всякий образованный человек, англичанин, немец, француз, американец, кто только уважает науку и человечество, почтительно преклоняется перед величавою личностью нашего Камчатского и Алеутского апостола». О жизни и трудах святителя Иннокентия, просветителя коренных народов северо-восточной Евразии, Дальнего Востока и Северной Америки рассказывает книга игумена Максима (Рыжова), вышедшая в свет в Издательстве Московской Патриархии. Она называется - «Русский человек: Апостол северных народов святитель Иннокентий, митрополит Московский». ***
Эта книга написана на основе документов, воспоминаний, дневниковых записей и личной переписки святителя Иннокентия Московского. По словам автора книги, деятельность митрополита была столь разносторонней и многогранной, что всегда интересовала не только религиозных писателей и исследователей, но и представителей различных отраслей науки, а также государственных и общественных деятелей. Своим неустанным трудом просветителя, патриота и этнографа святитель снискал себе уважение и славу, как в религиозной, так и в научной среде. Он внес большой вклад и изучение Аляски и прилегающих к ней островов, сыграл значительную роль в деле обновления жизни отсталых в культурном отношении народов Северной Америки и Азии, наполнив ее новым духовным содержанием. Труды владыки еще при его жизни были переведены на многие языки и стали незаменимым пособием для исследователей Северной Америки.
По словам автора, «митрополит Иннокентий прожил удивительную жизнь. Начав апостольские труды приходским священником в Сибири, он завершил их на Московской кафедре. Он соединял в себе самые разнообразные дарования: труженика, который строил храмы, дома, мастерил предметы домашнего обихода, учил ремеслам окружающих, мудрого руководителя церковной и общественной жизни, духовного наставника огромной паствы, энергичного администратора. В нем совмещались светлый ум, живое, творческое воображение, любвеобильное сердце, сильная воля. Удивительное сочетание качеств ученого, миссионера, патриота и архипастыря нашло свое законченное, идеальное воплощение в личности митрополита Иннокентия. Канонизация Русской Православной Церковью и Православной Церковью Америки этого труженика на ниве Божией позволяет считать его образцом пастырского служения в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте».
Как же появился и сформировался в общественной среде того времени столь великий человек? Каковы основные черты его пастырского служения? На эти вопросы автор отвечает в первой главе книги – «Избранник Божий». Вот что игумен Максим пишет: «Детство митрополита Иннокентия прошло в селе Ангинском Иркутской губернии. Родился он в 1797 году в семье пономаря местной церкви. Отец рано обучил сына грамоте, привил ему любовь к чтению. В 1603 году, в августе, кормилец семьи умер, и мать осталась одна с четырьмя детьми». Таким образом, «Господь готовил Своего избранника на нелегкий апостольский труд уже с детских лет. Пребывая в нужде и лишениях, мальчик приучался к терпению и труду, к мужеству и стойкости, к самообладанию, воздержанию и покорности святой воле Божией во всех обстоятельствах жизни. Его чистое сердце было чуждо зависти и лукавства, честолюбия, самомнения, жадности, стремления к богатству и роскоши, а воспитание матери — доброй христианки — заронило в его детскую душу семена веры и страха Божия».
Со смертью отца образование мальчика не закончилось. Его взял к себе дядя, брат отца — диакон Димитрий Попов, который был хорошим часовым мастером и механиком-самоучкой. Иван оказался очень способным к грамоте. Он быстро выучился читать по Псалтири и Часослову, и уже на восьмом году ему доверили одно из самых сложных богослужебных чтений - чтение Апостола на столь великий праздник, как Рождество. И к всеобщему удивлению, мальчик разборчиво и внятно произнес слова апостольской проповеди, той проповеди, которую впоследствии понес народам, живущим па окраинах земли. Мать, обрадованная успехами сына, старалась определить его на место отца пономарем, но получилось иначе — Промысл Божий через того же дядю, бывшего уже иеромонахом в Иркутске, привел Ивана на поприще образования и наук, в Иркутскую Духовную семинарию, где он содержался на казенный счет».
В семинарии Иван провел более одиннадцати лет. Сиротство и бедность наложили отпечаток на характер юноши: задумчивый, необщительный, сдержанный, он был не такой, как все. Однако выдающиеся дарования и трудолюбие вскоре расположили к Ивану окружающих. Кроме превосходных интеллектуальных способностей, проявившихся в усвоении курса наук, у него обнаружились и другие таланты: предприимчивость, соединенная с непреклонной решимостью воли, не останавливавшейся ни перед какими трудностями, необыкновенная практическая сметливость, изобретательность, неиссякаемая энергия. В то время он уже был искусным механиком: сам мастерил часы, музыкальные инструменты. Господь, даруя Ивану необыкновенное усердие и настойчивость в достижении цели, приуготовлял тем самым к великому служению, которое ожидало юношу в недалеком будущем.
Итак, будущий митрополит, еще учась в семинарии, оказался к числе первых. «Он не боялся никаких умственных нагрузок, никакой работы, которая помогала ему в достижении цели, приучала его выполнять всякое дело с той пунктуальностью и рассудительной точностью, с которой лучше всего и нагляднее знакомят законы механики». Но что самое главное - из семинарии он «вышел чист от всех явных и тайных пороков бурсы и вынес изумительно крепкое здоровье, как бы предчувствуя, что знания и запас телесных сил пригодятся ему в дальнейшем служении». Он изучал также и все необходимое хорошему хозяину: плотницкое дело, столярное, слесарное, кузнечное ремесло, был знаком с производством кирпича и умел его класть. Все это также пригодилось ему, когда он оказался на Алеутских островах среди людей, которым были неведомы достижения европейской культуры.
После семинарии Иван Вениаминов мог бы продолжить обучение и дальше, но за год до окончания семинарского курса он, по обычаям того времени, вступил в брак и был рукоположен в диакона Иркутской Благовещенской церкви, а через 4 года и в сан священника. После этого отец Иоанн прослужил в этой церкви еще два года. Но и за столь короткое время «его ум, нравственная чистота, послушание, его особенная чинность в отправлении богослужения и в особенности дело учительства снискали ему уважение не только прихожан, но и всего города». «Его добрая душа желала жить не для себя одной, но для всех». Удостоенный звания пастыря, он со всем сердечным расположением старался на деле оправдать это высокое назначение, учредив в своем приходе наставление детей перед воскресной Литургией и подав тем небывалый в Иркутске пример учительства. Горожане любили молиться в Благовещенской церкви, где «благоговейное служение отца Иоанна было образцом священнического служения».
И вот наступил 1823 год. Иркутский епископ Михаил получил синодальный указ о посылке на остров Уналашка священника. Желающих служить в «отдаленнейшем крае» не оказалось. Не согласился и отец Иоанн. «Какой мне расчет, - отвечал он на уговоры, - ехать в такую даль, когда я во главе лучшего прихода в городе, у всех прихожан в любви и почете, у своего начальства на хорошем счету, обзавелся семьей, собственным домом, доходу получаю больше, чем тот оклад, который назначается миссионерам в Уналашке». В подтверждение этих слов он на запрос епархиального начальства насчет поездки на остров написал: «Не желаю, потому что слишком далеко». Для столь великого дела требовалось не человеческое побуждение, а внушение свыше, через которое избранный человек решается не только на какое-либо отдаленное жительство среди диких народов, но готов отдать себя на муки и даже смерть. Так произошло и в жизни святителя Иннокентия. А как это было, читайте на страницах книги – «Русский человек».
*** По словам игумена Максима (Рыжова), «многому учит нас жизненный путь владыки, этого «неученого», как он сам себя называл, и «некнижного» апостола северных народов, «проведшего в отдаленных странах более половины своей жизни». В сонме православных архиереев, древних и новых, как писал один из его современников, митрополит Иннокентий «величественно обрисовывается отличительными, ему только свойственными самобытными чертами. По мнению автора, «знакомство с жизненным подвигом святителя Иннокентия поможет читателям найти ответы на многие вопросы, связанные с проблемами выбора правильного пути, а также полнее осознать собственное призвание».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!