Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Митрополит Вениамин (Федченков). Тайна Промысла Божия.
Вся наша жизнь находится в руках Божиих и управляется Богом. Об этом говорят святые отцы и учителя Церкви. Так по словам святителя Игнатия Брянчанинова, «Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем». А как говорил отец Валентин Свенцицкий, православная «вера в Промысл дает истинное и твердое основание всей нашей жизни. Не имея в сердце своем чувства Божественного попечения о нас, человек отдается во власть слепого хаоса без основы, без порядка, без смысла». О действии Промысла Божия рассказывает митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге, которая так и называется «Тайна Промысла Божия». В 2014 году эта книга, дополненная другими произведениями Владыки, вышла в свет в Издательстве Николин день, и сегодня заняла свое место на нашей книжной полке. ***
По словам издателей, сборник «Тайна Промысла Божия» включает в себя наиболее известные рассказы и очерки выдающегося пастыря и духовного писателя митрополита Вениамина (Федченкова). Они помогают неверующему задуматься, сомневающемуся разобраться в заблуждениях, а верующему укрепиться в уповании на Господа. В предисловии автор пишет: «В жизни моей или знакомых мне людей были такие события, которые свидетельствовали о сверхъестественном мире: о бытии его, о жизни умерших, о явлениях их живым, о необычайных случаях Промысла Божия и т.п. Большею частью все это сохранилось в моей памяти, но от времени стало забываться. Поэтому мне пришло намерение записать эти случаи, — в надежде, что они послужат и к назиданию другим: ведь нас всегда больше убеждают факты, чем рассуждения».
Как отмечает владыка Венианим, «всякий мир познается чрез непосредственное откровение его нашему познанию: этот основной закон познания совершенно одинаково приложим, как к этому, так называемому «естественному» миру, так и к «тому», именуемому «сверхъестественным». И в наше время особенно нужно давать фактический материал. Буду писать, - говорит автор. - без особой системы, - да ее и нет. Буду вспоминать по времени, с самого детства и доселе. За точностью и подробностями не буду гоняться, особенно когда придется рассказывать о других, но за сущность и несомненность основных данных — отвечаю не только перед читателями, но еще более — перед Самою Истиною, Триединым Господом. Во славу Его и пишу дальнейшее».
Прежде чем начать свое повествование, автор предупреждает читателя, что он не считает себя каким-либо «святым» человеком, сподобившимся особенной милости Божией. Я, - говорит Владыка, - довольно часто вспоминаю свою греховность: увы, доселе! А запишу для того, чтобы хоть один человек укрепился в вере — при содействующей благодати...». Первое из воспоминаний посвящено раннему детству автора. Вот что он пишет: «Я болел опасно воспалением легких. Мать дала обет Богу: если я останусь живым, то она со мною отправится на благодарственное богомолье к св. Митрофану Воронежскому. И, слава Богу, выздоровел... Вероятно, мне тогда было года полтора-два. Но вот конец этого паломничества мать рассказала моей сестре, а она — мне.
Мать стояла в храме св. Митрофана. Мимо нее проходил какой-то сторож-монах. Я, младенец, вертелся (а может быть, и чинно стоял) возле матери. Он, должно быть, благословил нас, а обо мне сказал: «он будет святитель!». И мать мне никогда об этом не говорила. А перед смертью завещала положить мою фотографию Царство ей небесное! И этому неизвестному старцу! Так и сбылось — слава Богу». Следующее воспоминание Владыки повествует о том, как он поступал в духовное училище в Тамбов. «Перед экзаменами, - рассказывает автор. - мама повела меня сначала поклониться мощам святителя Питирима Тамбовского. Отслужили по нем панихиду. А потом пошли к «отцу Петру», о котором шла молва, что он — святой и прозорливый. Мама хотела, чтобы он благословил меня. О. Петр жил рядом с собором, где почивал св. Питирим, — в церковном домике в нижнем этаже, почти в подвале.
Когда мы пришли к нему, к нам вышел старенький священник, низенького роста, весь седой. Благословив меня, он, однако, сказал мне, что со мною будет сначала неудача. И действительно, на экзамене в одном духовном училище (их было два в Тамбове) я «срезался» на первом же испытании, по Закону Божию: не пересчитал всех иудейских (а не еврейских вообще) царей. А когда я, по-детски откровенно, стал говорить смотрителю (фамилию его помню — Щукин), что в моем учебнике этих имен нет, тот совсем рассердился и, кроме царей, ничего не стал и спрашивать меня... С горечью пришлось уйти с матерью из комнаты испытания. В слезах она повела меня в другое училище (то называлось «первое»), которое считалось более «строгим». А мама хотела пожалеть сынка и потому повела меня сначала во «второе» — доброе.
Но Промысл Божий, - отмечает автор, - исправил вредную нежность матери. Пригодилась и суровость Щукина. В «первом» училище меня не спросили ни об иудейских царях, ни об израильских, а о явлении Бога Аврааму в виде трех странников. Ответил отлично... Но в конце оказалось, что я не готов по славянскому языку (по неведению программы, или лучше — по Промыслу Божию). Но так как по остальным предметам я отвечал прекрасно, то меня приняли в училище, хотя классом ниже (не во 2-й, а в 1-й), и то по разрешению Епископа, так как «уросли года»: тогда мне было двенадцать лет, а нужно было — одиннадцать. Так, не без неудач, не без усилий я сделался «духовником» (так звали учеников духовного училища). А это определило всю мою дальнейшую жизнь; а, может быть, и... вечную судьбу!»
В следующем рассказе автор повествует о том, как ему было открыто его будущее одним валаамским монахом. Произошло это, когда Владыка был студентом второго курса Петроградской Духовной академии, и с группой товарищей посетил известный Валаамский монастырь на Ладожском озере. Свои впечатления он описал в путевых заметках, которые впоследствии были изданы под заглавием «На северном Афоне». Монаха звали - отец Никита. О нем, по словам автора, - говорили, как о святом: и с этим словом у Ивана Федченкова соединялось всегда представление и о прозорливости. О. Никита жил на «Предтече», т.е. на острове, где был скит с храмом в честь Св. Иоанна Предтечи». Там они и встретились, и паломникам удалось пообщаться с этим святым батюшкой. И в ходе беседы отец Никита сказал будущему митрополиту: «Владыка Иоанн, пойдемте: я вас буду угощать».
Далее автор пишет: «Точно огня влили мне внутрь сердца эти слова... Я широко раскрыл глаза, но произнести ничего не мог от страшного напряжения...» «Поддерживаемый под руку о. Никитою, как обычно «водят под руки» и настоящих архиереев, — я почти без мысли повиновался и пошел рядом. После угощения я, пораженный пророчеством батюшки, захотел уже подробнее и наедине поговорить о монашестве... А может быть, на это батюшка меня сам навел. И мы, гуляя тихо по острову, продолжали беседу», которая касалась, конечно же, монашеского пострига и будущего архиерейства. Со времени этой прозорливой беседы прошло четырнадцать лет, и автор данных воспоминаний был хиротонисан во епископа в Симферополе.
*** Свои воспоминания митрополит Вениамин (Федченков) завершает такими словами: «Промысл Божий охраняет всю нашу жизнь. Но иногда бывают особые случаи. Иному они покажутся обыкновенными историями. Но мы считаем их делом Божественного промышления... Спорить не будем — не хочется. Да и сам читатель пусть разбирается в этом — случайны ли эти явления. Или же — нет?» Но то, что всё в жизни отнюдь не случайно, свидетельствуют и воспоминания Владыки о Промысле Божием в его судьбе, и жития тех святых, о которых пишет автор и которые представлены на страницах данной книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!