Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Иоанн Тобольский. Феатрон.
Святитель Иоанн (Максимович) - один из особо почитаемых сибирских святых. Он занимал Тобольскую кафедру всего четыре года (с 1711 по 1715 гг.), однако сделал очень много для прославления имени Божия и успел приобрести всеобщую любовь и почитание служением на благо Церкви и Отчизне. В народе его величают как святого земли Сибирской и чудотворца. К нему обращаются за помощью как к заступнику перед Богом в бедах, при душевных и телесных недугах и других обстоятельствах. Ревностным служением на благо Отчизне и государю святитель Иоанн внес большой вклад в историю России. Будучи не только богословом, но и стихотворцем, он обогатил духовенство и паству многими назидательными сочинениями и тем вооружил православные умы для деятельного и разумного распространения просвещения. Однако не все литературные труды святителя известны современным христианам. Взять, к примеру, его произведение под названием «Феатрон», новейшее издание которого мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***
Итак, сегодня на нашей книжной полке представлена одна из книг святителя Иоанна Тобольского, именуемая кратким названием «Феатрон». Эта книга, в отличие от известного всем «Илиотропиона», никогда ранее не переводилась и не переиздавалась. Ее оригинальное издание хранится в Музее книги Российской Государственной библиотеки в фонде «Старопечатные книги». В 2004 году первые попытки перевода «Феатрона» были предприняты матушкой Людмилой Петровой, а также доктором филологических наук Александрой Павловной Ушаковой и студентами Тюменского Духовного училища на уроках церковнославянского языка. И наконец, к столетию прославления святителя Иоанна, «Феатрон» с Божьей помощью был издан. Издаваемый вариант книги подготовлен силами православного культурного центра (в Тюмени), его руководителем — Мирославом Юрьевичем Бакулиным, кандидатом философских наук, и главным редактором издательства «Русская неделя» — Тимофеем Алексеевичем Сайфуллиным.
Почему же этот труд сравнительно малоизвестен в России широкому читателю? Возможно, - считают издатели, - это связано с недостаточными усилиями по популяризации наследия святителя или самим характером этого наследия, так как, например, эта книга предназначена, прежде всего, для начальствующих и правителей. По мнению издателей, это произведение особенно актуально для современного читателя, так как в нем говорится о ценностных поведенческих ориентирах, сохраняющих свою значимость там, где есть отношения между людьми, где есть человеческое общество, которое должно жить в соответствии с определенными правилами и законами. Установление ценностных отношений и приоритетов является основой человеческого существования и миропонимания.
Стоит отметить, что «Феатрон» - это переводное произведение (святитель перевел его с латинского сочинения), но все же его текст является оригинальным, так как имеет авторские вкрапления, в особенности касающиеся духовности, нравственных критериев поведения человека в обществе. Главное в этом труде — указание на необходимость честного служения своему Отечеству. Книга носит характер в большей степени светский, поскольку адресована «царям», «владыкам» и «всем начальствующим». Об этом свидетельствует само заглавие книги, перевод которого на русский язык, по мнению Александры Павловны Ушаковой, может звучать так: «Феатрон, или нравоучительное обозрение, для царей, князей, владык и для всех спасительное, в котором тщательно прописано, что делать и соблюдать и от чего отстраняться начальникам».
В книге имеется тридцать глав, каждая из которых посвящена определенному направлению деятельности руководителя, любого человека, находящегося у власти и управляющего людьми. В ней говорится о ценностных поведенческих ориентирах, показано, как должно относиться к подчиненным, каким должен быть нравственный облик начальника. Например, в главе пятой повествуется о том, что труд начальника наполнен трудами и бедами, и чтобы сохранить царство, необходимо много трудиться, быть внимательным к тем, кто его окружает, постоянно бодрствовать. Чтобы доказать основную мысль главы — о тяжести и ответственности находящегося у власти, автор дает много сравнений из истории жизни разных правителей, приводит отдельные притчи, а также свидетельства Священного Писания. Подобные сравнения мы можем увидеть и в других главах произведения.
Таким образом, при помощи различных сравнений, сопоставлений читателю показаны трудности, окружающие начальника, руководителя. Автор приводит выдержки из произведений о роли начальствующих в жизни народа, цитирует высказывания великих людей о необходимых качествах, присущих человеку, который решил управлять государством, людьми. Святитель обеспокоен судьбой своего Отечества и обращается к людям с призывом к разумному управлению государством. Основное его внимание, конечно, обращено к начальствующим, но в то же время это обращение и к любому человеку. Каждый на своем месте должен поступать по совести. Таким образом, митрополит Иоанн будит человеческую совесть и говорит о последствиях, ожидающих человека, не следующего велениям своей совести, например: «Ни едино Царство долговременно, идеже Начальство не имеете воздержания, - говорит он. - Тем Римское царство царствующу Нерону сотреся. Его же несытость вся снеде, и погуби, лакомство помрачи, леность сокруши, похоть и гордыня истощи».
Как видим из слов святителя, нарушение заповедей Божиих (любовь к золоту, следование своим удовольствиям, нерадение о детях и др.), приводит к губительным последствиям. Одним из ценностных ориентиров для начальника в «Феатроне» является «добродетель». «Есть особое условие добропорядочной жизни — добродетель», – напоминает святитель любому человеку, стоящему у власти. Далее он говорит о том, что мало идущих правильным (праведным) путем, многие, особенно находящиеся у власти, отвращаются от него, поэтому, зная силу плоти и труднопереносимое правление, начальники должны, следуя примеру премудрого Соломона, обращаться к Богу за помощью. Царь Соломон просил у Бога при вступлении на царство: «Сего ради даждь рабу Твоему сердце смысленно, на послушание и суждение людем Твоим в правду, еже разумевати посреде добра и зла».
В приводимых примерах из текстов Священного Писания также проводится мысль о необходимости жизни по совести. Святитель подчеркивает, что человек должен помнить о своем предназначении, что он носит в себе образ Божий. Преступление заповедей, нерадение о людях приводят к гибели, святитель Иоанн об этом напоминает неоднократно, приводя яркие примеры из истории властителей. В итоге автор выделяет следующие доминантные признаки «правителя»: Бодрость. Трудолюбие. Мудрость. Молчание. Воздержание. Нестяжание. Милосердие. Аскетизм, а также другие качества. Чтобы подчеркнуть основную идею, заложенную в главе, автор подтверждает ее отдельными цитатами в стихотворной форме. Эти авторские вкрапления в текст помогают большему осмыслению контекста и дублируют его.
К примеру, свое предисловие автор также заключает стихотворением, обращаясь к читателю:
Для рассуждения,
Церкви смотрения,
Я, нерассудный,
Предлагаю труд скудный.
Об этом не дивись,
Обо мне помолись,
И сам автор старался,
И многому удивлялся.
Исповедовал Святую веру,
Соблюдая во всем меру.
Как Церковь проповедует,
Так и книга за этим следует.
Поэтому прошу всех, почитайте
И Бога обо мне молить не забывайте.
Будет мне от вас прощение,
Будет и вам от Бога исправление.
На Суде Христа все встретим
И за все дела свои ответим.
Молю благожелательно,
Чтоб Бог дал ума читателю.
И вы об авторе молитесь
Чтоб книга эта совершилась.
*** Книга святителя Иоанна Тобольского «Феатрон», это, по словам издателей, — глубокий духовный взгляд на власть во всех ее исторических проявлениях. Автор пишет не только о нравственном аспекте управления государством, людьми и самим собою, но и дает невероятное количество примеров для усвоения евангельских истин. Сотни образов святых подвижников, художников и поэтов, императоров и царей, военачальников и простых людей проходят перед нами, создавая нравственное измерение прошедших времен. Эта книга, по сути — энциклопедия власти, данная нам с позиции православного христианина. Она была издана в 1708 году и никогда не переводилась на современный русский язык. Но сегодня, вновь увидевший свет «Феатрон» святителя Иоанна Тобольского так же, как и более 300 лет назад, послужит добрым советом для всех, ищущих духовной жизни во Христе.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 21 мая
День ангела. 21 мая
Церковный календарь 21 мая. Преподобный Арсений Великий
Евангелие 21 мая. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес
Читаем Апостол. 21 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!