Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Лествица преподобного Иоанна Лествичника.
12 апреля Святая Церковь чтит память великого подвижника 6 века, игумена Синайской обители преподобного Иоанна Лествичника. Сорок лет жил он отшельником в уединенной пещере у подножья Синая, в 75 лет стал настоятелем монастыря. В то время обратился к нему Раифский игумен Иоанн с просьбой: «начертать законы, свойственные и приличные монашескому житию», которые «могут служить наставлением для истинных последователей Христовых» для духовного совершенства. Преподобный Иоанн, по смирению своему и послушанию исполнил эту просьбу. Таким образом, у всего православного мира появилось спасительное руководство для духовного возрастания, получившее название - «Лествица». Как и многие труды святых отцов, данная книга перенесла уже не одно переиздание, и одно из последних изданий, выпущенное в свет «Сибирской Благозвонницей», находится сегодня на нашей полке. О «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника и пойдет речь далее в нашей программе. ***
Открывает данное издание краткое описание жития прп. Иоанна, игумена святой горы Синайской, составленное его современником монахом Раифским Даниилом. О том, где родился святой Иоанн и где воспитывался, по словам монаха Даниила, достоверных сведений не осталось. В 16 лет пришел он в Синайский монастырь, где его наставником и руководителем стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае молодой подвижник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что юноша станет великим светильником Церкви Христовой и игуменом Синайской обители. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. А после его смерти избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола. Там святой отец провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах.
«Но кто может выразить словами и восхвалить сказанием труды его, там понесенные? – пишет монах Даниил. - Впрочем, - продолжает он, - хотя бы через некоторые главные добродетели известимся о духовном богатстве сего блаженного мужа». По словам автора жития, святой Иоанн питался всем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но – умеренно. Малоядением угнетал плоть свою. Тем же, что вкушал от всего понемногу, порабощал мучительство славолюбия. Пустынножитием и удалением от людей утолил он пламень телесной печи, так что тот совсем испепелился и угас совершенно. Милостынею и скудостью во всем потребном подвижник мужественно избежал идолослужения, то есть сребролюбия, от уныния и расслабления восставлял душу, возбуждая ее памятью телесной смерти. Сплетение пристрастия и всяких чувственных помыслов разрешил невещественными узами святой печали. Мучительство гнева еще прежде было в нем умерщвлено мечом послушания, а тщеславие - уединением и молчанием.
Спал святой столько, сколько необходимо было, чтобы ум не повредился от бдения. А в остальное время много молился и сочинял книги. Это упражнение служило ему средством против уныния. Впрочем, - замечает автор жития, - все течение жизни его была непрестанная молитва и пламенная любовь к Богу». Как не старался святой Иоанн скрыть свои подвиги, постепенно слава о нем распространилась по все округе. К нему стали непрестанно приходить посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет преподобный был избран игуменом Синайской обители. Сколько лет управлял он монастырем и сколько провел во вторичном безмолвии, об этом так же, как и о его происхождении, в точности неизвестно. Некоторые полагают, что скончался преподобный Иоанн лет 80 или 85, в Следованной же Псалтири сказано, что жил он 95 лет.
Как уже было сказано в начале программы, знаменитый труд «Лествица» был написан святым Иоанном в годы управления им Синайской обителью. Название данного труда святой подвижник объясняет так: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». Душеполезная сия книга состоит из 30 глав, или 30 ступеней, которые научают, как инока, так и мирянина, борьбе с пороками и страстями и воспитанию добродетелей. По учению прп. Иоанна, «святые добродетели, подобны лествице Иакова; а непотребные страсти - узам, спадшим с верховного Петра. Добродетели, будучи связаны одна с другою, произволяющего возводят на небо; а страсти, одна другую рождая, и одна другою укрепляясь, низвергают в бездну».
На первых ступенях Лествицы святой отец предполагает отвержение мирской жизни, отложение житейских попечений и уклонение от мира. При этом он особенно обращает внимание на добродетель послушания. Далее, как бы поднимаясь по лестнице, человек ведет борьбу со своими страстями: гневом, памятозлобием, унынием, леностью, сребролюбием, тщеславием и гордостью, и приобретает обратные страстям добродетели. Вершиной этой Лествицы, ведущей к Богу, является союз трех добродетелей - веры, надежды и любви. Наивысшей из них является, конечно, Любовь, ибо ею, по слову прп. Иоанна, именуется Сам Бог. В заключение данного духовного путеводителя святой автор предлагает подвизающимся «Краткое увещевание, которое содержит в себе все то, что говорено было в сей книге пространно».
На протяжении уже более 1000 лет «Лествица» является духовным руководством на пути ко спасению. Она является примером того, как должен совершенствоваться человек в духовной жизни, восходя от силы к силе, постепенно, как бы поднимаясь по ступеням. Однако, признавая сочинение преподобного Иоанна Лествичника произведением высокодуховным, мы не будем советовать нашим читателям без благословения духовника приступать к ее изучению. Тем более совершать духовные подвиги. Так и святой отец пишет, что «желающие истинно работать Христу, прежде всего да приложат старание, чтобы при помощи духовных отцов и собственным рассуждением, избрать себе приличные места и образы жизни, пути и обучения».
*** По словам издателей, «творение преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского монастыря, названное «Лествица, или Скрижали духовные», было написано в 6 веке как спасительное руководство к нравственной жизни. Данная книга была создана для духовного совершенства иноков обители. Но любой христианин, живущий в миру, может получить с ее помощью надежного путеводителя в Царствие Небесное. Это сочинение христианского богослова, составленное из тридцати ступеней совершенствования, призвано научить человека, как бороться с пороками и страстями, как жить благочестиво и восстановить в душе образ Божий».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!