Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Федор Михайлович Достоевский. Золотые цитаты.
11 ноября 1821 года родился Федор Михайлович Достоевский — личность уникальная в истории России, великий русский мыслитель, романист, публицист, философ, один из самых читаемых, известных и влиятельных писателей-психологов в мире. Господь благословил Россию Достоевским: под его пером родились потрясающие по своей точности пророчества о будущем страны, в его произведениях причудливо переплетаются русские характеры, судьбы России, ее горести и надежды, святость русского народа и его потерянность, его одиночество и страдания. И во всем этом Достоевский отчетливо разглядел Бога, Бога во всем: в каждой мелочи, в каждом событии и в каждой черте. Отдавая дань памяти великому русскому писателю, мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собраны «Золотые цитаты» из произведений Ф.М. Достоевского. Сборник вышел в свет в издательстве Сретенского монастыря. ***
Как отмечают издатели, произведения Ф.М. Достоевского давно «разорваны» на цитаты. Мысли писателя навсегда вошли в копилку лучших афоризмов русских классиков. Однако все чаще, и прежде всего в средствах массовой информации и в Интернете, публикуются «цитаты», приписываемые Федору Михайловичу. В данном сборнике предпринята попытка собрать самые яркие и наиболее значимые мысли автора, вложенные им в уста своих героев или же высказанные им самим в многочисленных статьях и заметках. Это мысли, касающиеся главных тем, волновавших писателя всю его творческую жизнь: вера и Бог, человек и его жизнь, творчество, современность, нравственность, любовь и конечно же Россия. Каждая цитата снабжена ссылкой на работу автора с указанием тома тридцатитомного академического собрания сочинений и страницы.
В предисловии книги издатели вспоминают слова известного священнослужителя Сербской Православной Церкви и богослова преподобного Иустина (Поповича), который о писателе говорил следующее: «Я знаю Достоевского как пророка, как апостола, как мученика, как поэта, как философа. Многогранность его гения поражает. Всечеловечески широкий и глубокий, он принадлежит всем, но и все принадлежат ему. Он настолько человек, настолько сверхчеловек, что родствен всем <...>, всем людям на всех континентах. В нем есть что-то от каждого из нас, то есть каждый может найти себя в нем. Своим всечеловеческим сочувствием и любовью он свой для всех». Видимо, - отмечают издатели, - именно своей мировой отзывчивостью, честностью со своим читателем и непостижимым даром Достоевский смог стать близким народам всего мира.
Его одинаково чтят и в Европе, и в Америке, и в Азии (например, в Японии, где его книги расходятся миллионными тиражами); в крупнейших мировых театрах проходят аншлаговые спектакли по нетленным сюжетам его романов, снимаются фильмы, организуются посвященные его творчеству семинары и конференции. Но особое отношение к Федору Михайловичу — в России. В годы своей жизни после триумфального дебюта с романом «Бедные люди» он не раз становился объектом самой ненавистной и жестокой критики. Его героев считали искусственными, сюжеты — нелогичными, а взгляды на Россию — ошибочными. Не простив писателю его пророчества в романе Бесы» и такой точной и угрожающей карикатуры на российских революционеров, В. И. Ленин называл романы Достоевского покаянным кликушеством, пахучими произведениями и морализирующей блевотиной. Несмотря на все это, писатель оставался близок гражданам советского общества и, кроме того, смог многих из них привести в Церковь, ко Христу.
Но всецело только в современном обществе, свободном от идеологических догм, Федор Михайлович был принят как религиозный мыслитель, душевидец и пророк. Сама жизнь в современной России, с ее проблемами и духовным кризисом, требует новой мысли, которая может быть основана на наследии Достоевского. Именно он способен во многом стать учителем новой России. Как справедливо заметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «нужно говорить о Достоевском и как об огромной величине в политической философии: ведь это он — автор русской идеи, которая, как впоследствии скажет русский философ Владимир Соловьев, заключается в христианском преображении мира на основе истины, красоты и добра». Достоевский внес пока еще недооцененный вклад в русскую общественно-политическую мысль, встав вместе со своим братом Михаилом у истоков почвенничества, прославлявшего межсословную гармонию и особую религиозно-этическую миссию России.
Умер Достоевский 9 февраля 1881 года. Тогда, на похоронах великого писателя, русский религиозный мыслитель Владимир Соловьев сказал: «А любил он, прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав Божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь».
Многочисленные рассуждения, высказывания и переживания Федора Михайловича не могут оставить равнодушным мыслящего человека, их глубинный смысл носит вечный характер. Мысли, высказанные им, не утрачивают своей актуальности, а герои его произведений кажутся нам такими знакомыми и понятными. Для примера прочитаем некоторые «золотые цитаты», тщательным образом собранные на страницах этого издания. Итак, цитата из письма Достоевского к брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». В своем «Дневнике писателя» Федор Михайлович отмечал: «Человек не из одного какого-нибудь побуждения состоит, человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно».
В произведении «Подросток» мы находим очень даже любопытное примечание Достоевского о таком качестве человека, как смех. «...Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, - говорит писатель, - то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит хороший человек. Смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен. Смех требует, прежде всего, искренности, а где в людях искренность? Смех требует беззлобия, а люди всего чаще смеются злобно. Искренний и беззлобный смех — это веселость, а где в людях в наш век веселость, и умеют ли люди веселиться? <...> Веселость человека — это самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони. Только с самым высшим и с самым счастливым развитием человек умеет веселиться сообщительно, то есть неотразимо и добродушно».
А вот что Федор Михайлович говорил о счастье. Снова цитата из писем: «Без страдания и не поймешь счастья. Идеал через страдание переходит, как золото через огонь. Царство Небесное усилием достается». В романе «Бесы» автор от лица Кириллова говорит: «Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это все, все! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту». «Сделавшись сами лучшими, мы и среду исправим и сделаем лучшею. Ведь только этим одним и можно ее исправлять», - отмечает Достоевский в «Дневнике писателя». И еще две цитаты из его статей о русской литературе и из романа «Униженные и оскорбленные» «…Кто верует, - отмечает писатель, - тот силен, а мы веруем и, главное, хотим веровать». «О, благодарю Тебя, Боже, за все, за все, и за гнев Твой, и за милость Твою!.. И за солнце Твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас! За всю эту минуту благодарю!»
*** О себе Федор Михайлович Достоевский говорил: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой». И открывая произведения Достоевского, мы утверждаемся в этих словах писателя. Все его произведения, по словам издателей, — это единая нить, сцепы одной драмы; они неразрывно связаны общей мыслью, идеей, в основе которой — результат личного житейского, философского и религиозного опыта писателя и его народа. Именно за это Достоевского с любовью прозвали зеркалом русской души. Читать и перечитывать его книги можно и нужно всю жизнь, с каждым разом открывая в них все новые и новые грани. А начать знакомство с творчеством великого русского писателя можно и с этой книги, на страницах которой собраны самые яркие и наиболее значимые мысли Федора Михайловича Достоевского.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!